Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью. Введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьютора поможет решить многие проблемы в организации образовательного процесса. Одной из категорий учащихся, для которых сопровождение тьютора крайне необходимо – это дети с аутизмом.
В настоящее время большое значение приобретает включение людей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с РАС) в жизнь общества, поскольку к началу XXI века человечество пришло к выводу: разделение социума по каким-либо признакам недопустимо. В связи с этим современное образование характеризуется активным поиском путей полноценного включения детей с ОВЗ (в том числе с РАС) в образовательный процесс.
Несмотря на это, тьюторское сопровождение и сама профессия «тьютор» в современной России находится на стадии становления, только в 2017 г. был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», включивший в себя обобщенную трудовую функцию «Тьюторское сопровождение обучающихся».
Но вместе с тем, потребность в данном виде профессиональной деятельности очень велика. Сегодня понятия «тьюторское сопровождение», «тьютор», «индивидуализация» активно изучаются в России, создана межрегиональная тьюторская ассоциация под руководством Т. М. Ковалевой, понятие тьюторского сопровождения и его роли в системе образования раскрывают в своих исследованиях такие авторы, как П. Г. Щедровицкий, И. И. Подгорная, Т. М. Ковалева, С. А. Щенников, Н. Б. Крылова и многие другие.
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с РАС является важным направлением современной педагогики и психологии.
В связи с данными обстоятельствами, в последние годы значительную роль в осуществлении психолого-педагогической помощи детям с РАС играет организация тьюторского сопровождения.
Дети с РАС имеют сложности в коммуникации, им трудно понимать других людей, воспринимать от них информацию, учитывать их намерения, чувства, трудно вступать во взаимодействие с ними. Опыт работы показывает, что ребенку трудно взаимодействовать не только с людьми, но и со средой в целом. Тьютор же становится связующим звеном между учеником и социумом, в который попадает ребенок. Это одна из функций тьютора в инклюзивной школе – способствовать включению ребенка в круг сверстников. Каждый ребенок имеет свои особенности, и функционал тьютора может меняться в зависимости от уровня социальных, когнитивных навыков ребенка, развития его эмоционально-волевой сферы.
В образовательных организациях стал накапливаться разнообразный опыт тьюторского сопровождения детей с ОВЗ.
Цель: исследовать особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в начальной школе.
Объект исследования: тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в начальной школе.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в начальной школе будет осуществляться эффективно, если:
• разработать и реализовать модель тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в начальной школе
• соблюдать следующие педагогические условия:
• индивидуализация обучения детей с ОВЗ с применением технологии тьюторского сопровождения;
• обеспечение продуктивного взаимодействия с обучающимися
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) теоретически обосновать критерии эффективности тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации;
3) подобрать методики экспериментального изучения эффективности тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ;
4) экспериментально изучить организацию тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в образовательной организации;
5) разработать методические рекомендации по организации тьюторского сопровождения учащихся с РАС в начальной школе.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• личностно-ориентированный подход (А.В. Запорожец, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), обеспечивающий создание оптимальных условий, при которых обучающиеся реализуют свои способности к общению;
• деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев), предполагающий организацию коммуникативной деятельности вокруг предметной деятельности школьника;
• теория индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ документации, наблюдение.
Организация исследования – исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 101.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в начальной школе
1.1. Организация и содержание тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма [Электронный ресурс]. URL: https://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/vvedenie_v_psih_teoriyu_autizma.pdf
2. Афонькина Ю.А., Бурцева А.В., Кузьмичева Т.В., Рыжкова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: международный опыт, научный концепт и современная практика: коллективная монография / Ю.А. Афонькина, Т.В. Кузьмичева, И.В. Рыжкова, А.В. Бурцева. - Красноярск: Науч.-инновационный центр, 2015. - 211 с.
3. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика [Электронный ресурс]. URL: http://www.autism.ru/read.asp?id=108&vol=2000
4. Ватина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: методическое пособие / Е.В. Ватина, Н. Н. Журавлева; Минобрнауки России, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Соликамский гос. педагогический ин-т». - Соликамск: СГПИ, 2012. - 67 с.
5. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т. 6. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
6. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. - М. - 2005.124 с.
7. Горбик Е.О. Значение тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях / Специальное образование. 2016. - №12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-tyutorskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ovz-v-usloviyah-realizatsii-inklyuzivnoy-praktiki-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah
8. Гох А.Ф., Черенёва Е.А., Черенёв Д.В. Теория и практика инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 110 с.
9. Гринина Е.С. Современные подходы к коррекции расстройств аутистического спектра/ Е.С. Гринина// Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов [Электронный ресурс]. — Режим доступа — / https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27261522_34580209.pdf
10. Гринспен, С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. М.: Теревинф, 2013. 43 с.
11. Довбня С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью [Текст] / С. Довбня, Т. Морозова, А. Залогина, И. Монова. – СПб.: Сеанс, 2018. – 202 с.
12. Загуменная О. В. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра [Текст]: методическое пособие / под общ. ред. А. В. Хаустова – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 141 с.
13. Ильина Л. Всемирный день распространения информации об аутизме [Электронный ресурс]. URL: http://director.edu54.ru/node/59404
14. Инвалидность при аутизме // ABA теория и практика [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://aba-kurs.com/invalidnost-priautizme/
15. Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития: курс лекций. - М.: ЦРИД "Наш солнечный мир", 2017. 114 с.
16. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы. Автор: И.В. Карпенкова. 2010. - 88 с.
17. Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. Материалы Всероссийского науч.-метод. семинара. - М.: АПКиППРО, 2009.
18. Комплексные доказательные вмешательства при раннем аутизме [Электронный ресурс]. — Режим доступа — /https://research.autism.help/researches/dokazatelnye-kompleksnyevmeshatelstva-pri-rannem-autizme
19. Коновалова, Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников [Текст] /Н.Л. Коновалова. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2000. – 232 с.
20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд. Моск. ун-та, 1985. 167 с.
21. Лиф, Р. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме / Р. Лиф, Д. Макэкен. ИП Толкачев, 2016. 608 с.
22. Логинов Д.А. Тьюторство в условиях модернизации и стандартизации системы образования в России / Международный студенческий научный вестник.2015. -№ 5 - URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=l3915
23. Лори Фрост, Энди Бонди. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. Издательство: Теревинф, 2011. - 372 с.
24. Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с.
25. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Е. А. Вишнякова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. – 66 с.
26. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Е. А. Вишнякова. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. - 66 с.
27. Морозов С. А., Морозова Т. И. К 30-летию Общества помощи аутичным детям «Добро» // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3. С. 68–71
28. Морозов С.А. Современные подходы к коррекции детского аутизма. Обзор и комментарии. - М. Книга. 2010. 104с.
29. Мухина С. Е. Парциальность познавательных способностей младших школьников: на примере зрительной и слуховой модальностей: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2001. 20 с.
30. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. - М.: "Чистые пруды", 2006.
31. Никольская О.С. Развитие клинико-психологических представлений о детском аутизме // Альманах №19 «Детский аутизм: пути понимания и помощи» – №19, 2014
32. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2014. – 288 с.
33. Никольская О.С., Костин И.А. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. – № 6. – 2015. – С. 17–26.
34. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / отв. ред. С.В. Алёхина; под общ. ред. Н.Я. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 80 с.
35. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. - Минск: БГПУ, 2016. - 98 с.
36. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - Москва: Издательство Института практической психологии: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.
37. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / под ред. Е. В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. - 84 с.
38. Рубина Л. П., Фесенко Ю. А. Самуил Семенович Мнухин – основатель Ленинградской-Петербургской школы детских психиатров [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2014. № 3 (26)
39. Фрит У. Аутизм и модель психического [Электронный ресурс]. URL: https:// www.aspergers.ru/node/117
40. Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) [Текст]: руководство для педагогов / Лори Фрост и Энди Бонди. - М.: Теревинф, 2011. - 416 с.
41. Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А. В. Хаустов. - М.: ЦПМССДиП, 2010. - 87 с.
42. Manouilenko I., Bejerot S. Sukhareva – Prior to Asperger and Kanner. Nord J Psychiatry [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/file/ d/0B7jjJIHsu330c09UMngwZzlUM3c/view