Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде одной из наиболее актуальных проблем является необходимость качественного улучшения знания школьниками английского языка. Это требует новых путей решения на современном образовательном этапе. Учителя и педагоги рассматривают все те средства, приёмы и методы, которые могут быть направлены на повышение мотивации учебной деятельности детей и уровня их владения английским языком. Решить подобного рода проблемы могут активные формы и методы обучения иностранным языкам.
Смысл активных методов обучения заключается в том, что при работе с учениками они позволяют активизировать учебную деятельность школьника за счёт повышения его учебной мотивации. Дети чувствуют себя непосредственными участниками учебно-воспитательного процесса, поскольку обеспечены субъект - субъектные отношения со стороны педагога. Возможность применения стихов на учебных занятиях всегда интересовала специалистов. Исследователи признают, что ранний возрастной период обучения иностранному языку считается наиболее сложным и ответственным, но в то же время, продуктивным и интересным.
Стихи и рифмы всегда повышают внимание детей, к определённого рода знаниям, и содействуют развитию фонетических, грамматических и лексических способностей. Педагоги практики уверены, что при изучении английского языка в младше школе чрезвычайно малая роль отводится стихам, рифмовкам или песням. Внимание детей в начальной школе нестабильно и учителю необходимо использовать такие формы работы с детьми, чтобы их внимание было максимальным. Педагогу необходимо продумывать такие виды работ, которые позволили бы снимать излишнее напряжение у детей и вызывали бы позитивный эмоциональный настрой.
В.В. Яровая считает, что наиболее продуктивны для изучения английского языка игровые и информационно-коммуникационные методы, основанные на применении использования стихотворений и рифмовок, поскольку содействуют развитию лексических навыков. В младших классах метод, основанный на применении стихотворных материалов на уроках английского языка, считается достаточно продуктивным. Эта тема всегда актуальна и ей посвящено достаточно много работ различных учёных и исследователей. При этом принято считать, что, не смотря на большое количество теоретических материалов, методического описания методов и приёмов. Связанных с использованием стихотворных форм при изучении иностранного языка существует не так много. Это противоречие определило актуальность настоящей работы.
Целью исследования является рассмотрение и поиск методов и способов использования стихотворного материала на уроках английского языка у младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс младших школьников при изучении английского языка.
Предмет исследования: стихотворный материал и рифмы при обучении английскому языку младших школьников.
Для достижения поставленной цели были определены следующие
задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности учеников младшего школьного возраста.
2. Описать особенности работы с детьми над стихотворениями на уроках английского языка.
3. Рассмотреть приёмы и методы при работе с детьми над стихотворениями на уроках английского языка.
4. Предложить методические рекомендации при работе с детьми над стихотворениями на уроках английского языка.
Методы исследования, теоретические и практические: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1: Теоретические аспекты особенностей работы с детьми
над стихотворениями на уроках английского языка
1.1. Психолого-педагогические особенности учеников
младшего школьного возраста
К детям младшего школьного возраста относят детей от 7-ми до 11-ти лет. Педагоги и психологи считают этот возраст сравнительно размеренным и стабильным с позиции физиологического развития и становления. Изучению английского языка способствуют такие свойства младших школьников как активное развитие познавательных процессов, запоминание языковой информации, отсутствие языкового барьера и др. Специалисты в области филологии считают, что обучать ребёнка английскому языку целесообразно с 5-6 лет [12]. В этом возрасте ребёнок практически готов к сознательному освоению иноязычного материала.
Пластичность природного механизма усвоения речи и независимость его от наследственных факторов даёт ребёнку возможность успешно овладевать иностранным языком. Психологи считают, что основой для овладения речи детей считается речевая врождённая функция, а не память, как многие считают. Речевая врождённая функция содержит в себе все необходимые психологические качества, чтобы успешно обрабатывать речевой поток. Особенность данной функции заключается в том, что примерно к 9-11 годам школьника – эта функция, если не угасает вовсе, то по крайней мере, сильно понижает свои возможности. Если речевая функция прекратила свою работу. Ребёнку будет не так просто освоить иностранный язык. Второй особенностью речевой функции является то, что ребёнок может одновременно овладевать несколькими иностранными языками, особенно в том случае, если растёт и воспитывается в разноязычной среде. Любая языковая среда делается для него жизненно необходимой и ребёнок не соединяет их друг с другом.
Самый лучший возраст для изучения английского языка – это 5-8 лет, поскольку изучение родного языка практически освоено, а новый язык он понимает и осознаёт. Он способен запомнить небольшой по объёму языковой материал и может его легко воспроизвести. Примерно в этот же период времени у ребёнка происходит смена ведущей деятельности с игровой, на учебную. При этом игра не перестаёт сохранять ведущую роль в жизни ребёнка. Очевидно, что вероятность опоры на игровую деятельность позволит обеспечить устойчивую мотивацию ребёнка к пониманию речи на английском языке. Учитель при этом может данный процесс сделать увлекательным и продуктивным. Но это возможно лишь при условии, что для ребёнка будут подобраны не сложные соответствующие выражения на английском языке. Речевые возможности ребёнка позволяют ему всё легко запоминать и повторять и несомненно повлияют на расширение его общего кругозора.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – [Текст] / Э.Г. Азимов. - М.: ИКАР. - 2009. – 448 с.
2. Бим, И.Л. Концепция обучения второму языку [Текст] / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 2010.- 67 - 73 с.
3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие. 5-е стер. изд. [Текст] / Н.Д. Гальскова // М.: Академия ИЦ, 2008. – 334 с.
4. Гебель, С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка [Текст] / С.Ф. Гебель // Иностранные языки в школе. – 2009. - No5. – с.28-31.
5. Горлова, Н.Д. Раннее обучение иностранным языкам: проблемы и пути развития [Текст] / Н.Д. Горлова // Дошкольное воспитание.-2001.-No4.- c.42-48;No5.- c.73-80.
6. Дербаремдикер, А.И. Песни на уроках английского языка и упражнения к ним [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок»: - М. - 2012.-URL: http://festival.1september.ru/articles/310075/ (дата обращения 04.11.2022).
7. Дьяченко, Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка [Текст] / Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004. - No3. – с. 30-33.
8. Дьяченко, Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка. [Текст] / Н.П.Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004. - No3. – с. 30-33.
9. Жарова, А. М. Методы и приемы формирования учебно – познавательной компетенции при обучении иностранному языку младших школьников [Текст] / А. М. Жарова // Иностр. яз. в шк.– 2013.-No2. –с. 60-64.
10. Каратова, Н.Б. Приемы семантизации английской лексики [Текст] / Н.Б. Каратова // Учитель. - 2015. - No5. - С.63 - 66.
11. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / А.А. Миролюбов, И.В. Рахманов. - М.: Просвещение, 2011. - 503 с.
12. Никитенко, З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. Культурный / социокультурный компонент обучения иностранному языку [Текст] // З.Н.Никитенко // English.- 2009.- No 20.- с.19-27.
13. Никитенко, З.Н. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе [Текст] / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. - 1996.- No 4.- С. 14-17.
14. Никитенко, З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. Психологические особенности младшего школьника [Текст]/ З.Н.Никитенко // English.- 2009.- No 21.- с.22-28.
15. Нехорошева, А.В. Rhyme your English. Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке: Практическое пособие [Текст] / А.В. Нехорошева. – М: АРКТИ, 2006. – 80 с.
16. Осипова, Е.С. Песня как методическое средство в обучении английскому языку [Текст] / Е.С. Осипова // Молодой ученый. -2015. - No10.1. - С.28-30.
17. Соловьева, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей [Текст] / Е.Н. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
18. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей [Текст] / Под ред. В.М.Филатова. - Ростов н / Д: Феникс, 2004. – 416 с.
19. Цветкова, Л. А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе [Текст] / Л. А. Цветкова // Иностранные языки в школе.-2002.-No2.-с.43-47.
20. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. – [Текст] М.: Филоматис. - 2008. – 188 с.
21. Яровая, В.В. Методы и приемы обучения лексике [Электронный ресурс]. - www.infourok.ru (дата обращения 04.11.2022).