Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Воспитание «чистой» речи у детей – это серьезная задача, стоящая перед
родителями, логопедами, воспитателями и учителями.
На основании анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы
в системе дошкольного образования была сформулирована проблема
исследования, которая определяется противоречиями между потребностью
общества в правильном звукопроизношении с одной стороны и
существующими традициями в дошкольной педагогике по развитию речевой
моторики с другой стороны.
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы
исследования «Технологии формирования моторных навыков и речевой
деятельности.»
Цель исследования состоит в определении технологий формирования
моторных навыков и речевой деятельности.
Объектом исследования является процесс развития речевой моторики.
Предмет исследования – Технологии формирования моторных навыков и
речевой деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
Изучить состояние проблемы, развития сложнокоординированных
артикуляционных движений, в условиях дошкольного образовательного
учреждения, в теории и практике педагогики.
Конкретизировать базовые понятия исследования: «речевая моторика»,
«артикуляционная гимнастика», «артикуляция».
Создать, обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса
артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики у детей шестого
года жизни.
Глава 1 Технологии формирования моторных навыков и речевой
деятельности.
4
1.1 Особенности понятия моторные навыки
Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или
отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений,
которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо
определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также
моторику определённых органов. [13, с. 57]
Без анализа моторных навыков психолог не может дать полную картину
индивидуальных особенностей своего клиента, будь то ребенок или взрослый.
Согласно международной классификации болезней (МКБ – 10), выделяют
медицинский диагноз под маркировкой F82: «специфические расстройства
моторной функции». Однако, бывают случаи, когда дисфункция координации
незначительна и постановка данного диагноза не уместна. Но следует
учитывать, что даже малейшее нарушение моторики негативно сказывается на
обучении, интеллектуальных способностях, а часто эмоциональном и общем
физическом состоянии. [6, с. 200]
Дело в том, что движениями руководят структуры мозга. С рождения, когда
ребенок совершает врожденные и автоматизированные движения, доминирует
подкорковый уровень. Для более сложных и осознанных движений
необходимо функционирование коркового уровня (слоя). Для того, чтобы
запустить более сложно организованный корковый уровень, необходимо
развивать более сложные и дифференцированные движения, прежде всего
пальцев рук. Именно поэтому развитие ребенка первых 3х лет жизни тесно
связано с играми на тренировку моторики. Сегодня в каждой семье у малыша
есть развивающие игрушки. Но, многие родители жалуются на то, что дети с
ними не играют. Чаще всего проблема в том, что родители не играют вместе с
детьми и не показывают множество вариантов использования игр (если,
конечно, речь идет о норме развития, когда ребенок направлен на
взаимодействие со взрослым). [14, с. 235]
5
Про группы раннего развития, мелкую моторику и пальчиковую гимнастику
сегодня не слышала только ленивая мама. Порой это подается как некая
новинка, открытие современных психологов и педагогов, но на самом деле
связь между работой пальчиков и развитием мозговых структур была
установлена уже очень давно. Удивительно, но еще наши прабабушки,
которым никто ничего не рассказывал про научные методы воспитания и
развития детей, играли с ними в «сороку-ворону». Это одновременно массаж,
новый тактильный опыт - и все это с музыкальным сопровождением!
Моторика – это движение мышц. [15, с. 245]
Соответственно, крупные мышцы рук и ног прорабатываются в процессе
освоения ребенком навыков хождения, управления столовыми приборами. С
этим все проще. Но мелкие мышцы кистей рук зачастую требуют более
тонкой и детальной работы, на что и обращают внимание коррекционные
педагоги, воспитатели и логопеды. Поэтому сегодня мы поговорим именно
про мелкую моторику. Для чего нам ее развивать? Резонный вопрос. Ребенок
ползает, берет все в руки, изучает, потом начинает ходить, движения его рук
совершенствуются, и он уже способен выполнять более точные движения.
Вроде все процессы идут сами собой. Однако моторика – это общее понятие.
Рука человека является уникальным органом, развитие которого практически
не имеет границ. Поэтому чем больше внимания вы уделите этому процессу,
тем лучше будет развиваться ребенок в дальнейшем. Рука – глаз – мозг
Мелкая моторка – это не хаотичные движения, а осознанные, осмысленные и
выверенные. Именно поэтому она крайне важна для развития мозговых
структур в целом и речи в частности. И это совсем не миф, а подтвержденный
факт. Ученые смогли доказать, что примерно треть всей площади
двигательной поверхности коры головного мозга занята проекцией кистей
рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной. [5, с. 241-250]
Поэтому моторика – это не только развитие хватательных навыков. Позволяя
ребенку крутить что-то в пальчиках, вы еще и напрямую стимулируете
развитие речи. Как правильно бороться с заложенностью носа у ребенка?
Носик малыша отличается от носа взрослого человека. Он намного меньше,
дыхательные пути короче, поэтому ему необходим особый уход,
учитывающий его анатомические особенности. [16, с. 251]
6
Помимо этого, она напрямую взаимодействует с мышлением, воображением,
двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью и вниманием. То
есть сейчас, в возрасте, когда ваш кроха начинает с упоением ощупывать все
предметы, попадающие к нему в руки, у него закладываются все основы
будущей успешной деятельности, причем как учебной, так и рабочей.
Поэтому прежде чем отбирать у крохи ту или иную игрушку или вытаскивать
его из песочницы, подумайте, может, это гораздо важнее ваших
представлений о гигиене. Начинаем с самого простого Развитие мелкой
моторики рук не требует посещения специальных групп для малышей, столь
модных на сегодняшний день. Конечно, это довольно удобно, у мамы остается
несколько часов свободного времени на походы по магазинам, а ребенок занят
интересными играми с профессиональными педагогами. Но нужно учитывать,
что вся жизнь маленького человека связана с применением координированных
и точных движений кистей рук и пальцев. Это застегивание и расстегивание
пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание одежды, открывание
различных предметов. Поэтому просто предоставьте ребенку поле для
деятельности, и процесс развития пойдет гораздо быстрее. [17, с. 283]
На самом деле развитие моторики идет еще во время внутриутробного
развития. Малыш сжимает кулачки, сосет большой палец, что положительно
отражается на закладке мозговых структур. С момента рождения специалисты
советуют выполнять мягкий массаж ладошек малыша. Например, этим можно
заниматься во время кормления. По мере подрастания малышу стоит
предлагать для изучения предметы разной формы, фактуры и величины. Это
могут быть игрушки, погремушки или просто хлопковые носочки с
насыпанной внутрь крупой. Но если говорить про период активной
тренировки, то это возраст от шести – восьми месяцев. [4, с. 262]
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воспитание «чистой» речи у детей – это серьезная задача, стоящая перед родителями, логопедами, воспитателями и учителями.
На основании анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы в системе дошкольного образования была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречиями между потребностью общества в правильном звукопроизношении с одной стороны и существующими традициями в дошкольной педагогике по развитию речевой моторики с другой стороны.
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Технологии формирования моторных навыков и речевой деятельности.»
Цель исследования состоит в определении технологий формирования моторных навыков и речевой деятельности.
Объектом исследования является процесс развития речевой моторики.
Предмет исследования – Технологии формирования моторных навыков и речевой деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
Изучить состояние проблемы, развития сложнокоординированных артикуляционных движений, в условиях дошкольного образовательного учреждения, в теории и практике педагогики.
Конкретизировать базовые понятия исследования: «речевая моторика», «артикуляционная гимнастика», «артикуляция».
Создать, обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики у детей шестого года жизни.
Глава 1 Технологии формирования моторных навыков и речевой деятельности.
1.1 Особенности понятия моторные навыки
Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. [13, с. 57]
Без анализа моторных навыков психолог не может дать полную картину индивидуальных особенностей своего клиента, будь то ребенок или взрослый. Согласно международной классификации болезней (МКБ – 10), выделяют медицинский диагноз под маркировкой F82: «специфические расстройства моторной функции». Однако, бывают случаи, когда дисфункция координации незначительна и постановка данного диагноза не уместна. Но следует учитывать, что даже малейшее нарушение моторики негативно сказывается на обучении, интеллектуальных способностях, а часто эмоциональном и общем физическом состоянии. [6, с. 200]
Дело в том, что движениями руководят структуры мозга. С рождения, когда ребенок совершает врожденные и автоматизированные движения, доминирует подкорковый уровень. Для более сложных и осознанных движений необходимо функционирование коркового уровня (слоя). Для того, чтобы запустить более сложно организованный корковый уровень, необходимо развивать более сложные и дифференцированные движения, прежде всего пальцев рук. Именно поэтому развитие ребенка первых 3х лет жизни тесно связано с играми на тренировку моторики. Сегодня в каждой семье у малыша есть развивающие игрушки. Но, многие родители жалуются на то, что дети с ними не играют. Чаще всего проблема в том, что родители не играют вместе с детьми и не показывают множество вариантов использования игр (если, конечно, речь идет о норме развития, когда ребенок направлен на взаимодействие со взрослым). [14, с. 235]
Про группы раннего развития, мелкую моторику и пальчиковую гимнастику сегодня не слышала только ленивая мама. Порой это подается как некая новинка, открытие современных психологов и педагогов, но на самом деле связь между работой пальчиков и развитием мозговых структур была установлена уже очень давно. Удивительно, но еще наши прабабушки, которым никто ничего не рассказывал про научные методы воспитания и развития детей, играли с ними в «сороку-ворону». Это одновременно массаж, новый тактильный опыт - и все это с музыкальным сопровождением! Моторика – это движение мышц. [15, с. 245]
Соответственно, крупные мышцы рук и ног прорабатываются в процессе освоения ребенком навыков хождения, управления столовыми приборами. С этим все проще. Но мелкие мышцы кистей рук зачастую требуют более тонкой и детальной работы, на что и обращают внимание коррекционные педагоги, воспитатели и логопеды. Поэтому сегодня мы поговорим именно про мелкую моторику. Для чего нам ее развивать? Резонный вопрос. Ребенок ползает, берет все в руки, изучает, потом начинает ходить, движения его рук совершенствуются, и он уже способен выполнять более точные движения. Вроде все процессы идут сами собой. Однако моторика – это общее понятие.
Рука человека является уникальным органом, развитие которого практически не имеет границ. Поэтому чем больше внимания вы уделите этому процессу, тем лучше будет развиваться ребенок в дальнейшем. Рука – глаз – мозг Мелкая моторка – это не хаотичные движения, а осознанные, осмысленные и выверенные. Именно поэтому она крайне важна для развития мозговых структур в целом и речи в частности. И это совсем не миф, а подтвержденный факт. Ученые смогли доказать, что примерно треть всей площади двигательной поверхности коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной. [5, с. 241-250]
Поэтому моторика – это не только развитие хватательных навыков. Позволяя ребенку крутить что-то в пальчиках, вы еще и напрямую стимулируете развитие речи. Как правильно бороться с заложенностью носа у ребенка? Носик малыша отличается от носа взрослого человека. Он намного меньше, дыхательные пути короче, поэтому ему необходим особый уход, учитывающий его анатомические особенности. [16, с. 251]
Помимо этого, она напрямую взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью и вниманием. То есть сейчас, в возрасте, когда ваш кроха начинает с упоением ощупывать все предметы, попадающие к нему в руки, у него закладываются все основы будущей успешной деятельности, причем как учебной, так и рабочей. Поэтому прежде чем отбирать у крохи ту или иную игрушку или вытаскивать его из песочницы, подумайте, может, это гораздо важнее ваших представлений о гигиене. Начинаем с самого простого Развитие мелкой моторики рук не требует посещения специальных групп для малышей, столь модных на сегодняшний день. Конечно, это довольно удобно, у мамы остается несколько часов свободного времени на походы по магазинам, а ребенок занят интересными играми с профессиональными педагогами. Но нужно учитывать, что вся жизнь маленького человека связана с применением координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Это застегивание и расстегивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание одежды, открывание различных предметов. Поэтому просто предоставьте ребенку поле для деятельности, и процесс развития пойдет гораздо быстрее. [17, с. 283]
На самом деле развитие моторики идет еще во время внутриутробного развития. Малыш сжимает кулачки, сосет большой палец, что положительно отражается на закладке мозговых структур. С момента рождения специалисты советуют выполнять мягкий массаж ладошек малыша. Например, этим можно заниматься во время кормления. По мере подрастания малышу стоит предлагать для изучения предметы разной формы, фактуры и величины. Это могут быть игрушки, погремушки или просто хлопковые носочки с насыпанной внутрь крупой. Но если говорить про период активной тренировки, то это возраст от шести – восьми месяцев. [4, с. 262]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду.-М.:ТЦ «Сфера», 2003.- 88с.
2. Атаманова, Н.Б. Умные ладошки. Логоритмика в младших классах.//Методический журнал: здоровьесберегающие технологии в школе «Здоровье детей». -М.: Издательский дом «Первое сентября», №10. -2014. -С.28-31.
3. Атаманова, Н.Б., Строганова, В.В. Динамическое моделирование звукослоговой структуры слова//Специальное образование в России и за рубежом: актуальные проблемы и современные тенденции развития Материалы Общероссийской научно-практической конференции на основе Интернет-форума (11 марта-15 апреля 2013 года). -Йошкар-Ола, 2017 -С.15-17
4. Атаманова, Н.Б., Строганова, В.В. Обучение младших школьников моделированию звукослоговой и кинетической схемы слова в движении//Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях в условиях модернизации образования. -М.: АСОУ, 2013.-С.354-358.
5. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы// Особый ребёнок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. –М.: Центр лечебной педагогики,2014. –Вып.2 -44–52с.
6. Бондарко, Л.В. и др. Основы общей фонетики. -СПб: СПГУ, 2015. -156с.
7. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.- М.: Просвещение, 2017.
8. Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М.: Айрис-пресс,2014.-48с.
9. Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком.- М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ,2017.- 88с.
10. Киселева, Н.Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией./Диссертация канд.пед.наук: 13.00.03. -М.: МГПУ, 2017. -225с.
11. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. -СПб: Каро, 2016 -304 с.
12. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. -СПб: Речь, 2016. -380 с.
13. Нестерюк Т. В. Психосоматическая гимнастика. — М.: Книголюб,2016.-24с.
14. Никитенко А. В., Фролова Е. А. Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 218-222.
15. Полякова М. А. Как правильно учить ребёнка говорить /стимулирование развития речи детей, предупреждение и коррекция речевых нарушений, постановка речи у неговорящих детей. М.:ЛОГО ЭЙДОС, 2014
16. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб.пос. для студентов. -М.: Классикс Стиль, 2015.-160 с.
17. Строганова, В.В. Формирование артикуляционного праксиса при моторной алалии.//Современные тенденции образования детей с ограниченными возможностями здоровья.//Сборник материалов научно - практической конференции 10-13 мая 2015. - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2014. - С. 128-130.
18. Сударикова С. А. Организация учебного процесса с использованием новых информационных технологий обучения./ Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 2018 года. Часть 2.-М.-с.505–510