Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде патриотическое воспитание школьников является частью общегражданской культуры и основой общегражданского воспитания. Это имеет особую актуальность и значимость, поскольку патриотизм можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др.
Период школьного возраста благоприятен для воспитания патриотизма, поскольку школьник стремится подражать взрослым и отвечает им доверием. Школьникам присуща подражательность, внушаемость и эмоциональная отзывчивость. Именно школьный возраст детей открывает большие возможности для воспитания ребёнка в самом широком спектре, в том числе и патриотического воспитания. Методологические основы развития и воспитания личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др.
Глава 1: Патриотическое воспитание как научная категория
1.1. Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в педагогике
Патриотизм граждан во все времена играл особую роль в духовной жизни народа. В переводе с греческого, «Patriotes» - это земляк или соотечественник, а «Patris» означает – Родина. В каждую эпоху понятие патриотизм имело различное ценностное содержание. В тоже время, понятие патриотизм всегда было неотделимо от таких понятий, как «Отчизна», или «любовь к Родине». Н. М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял в нём три элемента:
-физическая любовь к Родине;
- гражданская любовь;
- политические идеалы Родины.
Прежде всего – это социальная связь человека с обществом и комплекс его прав, свобод и обязанностей. Сегодня патриотизм выступает в качестве нравственного и политического принципа, под которым прежде всего понимают любовь к Отечеству. Жизнь показала, что если не уделять в образовательной среде достаточно внимания формированию и воспитанию патриотизма у школьников, можно столкнуться с таким явлением как русофобия, с чем сейчас иногда педагогам приходится сталкиваться. Со стороны Запада достаточно сильно искажают историю нашей страны.
В условиях школы патриотизм ученика формируется различными способами, в частности, в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа. У школьников формируется патриотизм, но если его целенаправленно не направлять, то он может остаться невостребованным и школьники могут найти своё применение в другом. Для этого чрезвычайно важно выявлять педагогические условия, которые способствовали бы патриотическому воспитанию школьников.
Цели патриотического воспитания достаточно разнообразны. В основном, они сводятся к следующему:
-становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества;
-развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности и духовности;
-сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти и примерах героического прошлого народа;
-приобщение обучающихся к традициям и культуре страны, развитие у них лучших качеств патриотов России.
Роль школы в этом плане является приоритетной перед всеми другими гражданскими институтами. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации регламентируется многочисленными нормативно-правовыми и программными документами федерального и регионального уровня. Чтобы в полной мере обеспечить в образовательных организациях патриотическое воспитание обучающихся, на местах необходимо решить следующие задачи:
-создать целостную систему патриотического воспитания;
-привлекать к участию в патриотическом воспитании общественные организации и трудовые коллективы.
Чтобы подобного рода работа была системной и комплексной, необходимо развитие научно – теоретических и методических основ патриотического воспитания молодёжи [6]. При формировании у школьников чувства патриотизма, педагог, прежде всего, решает задачи воспитания. Процесс воспитания субъекта более многомерны. По сравнению с процессом обучения и конкретные результаты воспитания невозможно оценить быстро. Педагогу приходится учитывать различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс гуманизации и социализации молодого поколения. Школа – это социальный институт, в том числе тоже. Можно говорить о том, что весь учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на воспитание патриота и защитника Отечества [15]. Опасность непродуманного подхода, к подобного рода задачам школы заключается в том, что без анализа отличительных черт этого процесса и его особенностей в новых исторических условиях все попытки приведут к формализму.
1.2. Нормативная и методологическая база патриотического воспитания школьников
Среди воспитательных направлений в образовательных организациях наиболее актуальными выступают патриотическое и гражданское воспитание. Необходимость формирования патриотизма сегодня провозглашается многими нормативно-правовыми актами и стратегическими программами, поскольку одной из наиболее актуальных проблем страны в настоящее время является обеспечение целостности и единства ее народов. Нормативные правовые акты и государственные программы затрагивают множество сфер, таких как:
-сфера физической культуры и спорта;
-молодежная, национальная и семейная политика;
-сфера образования.
Данная тематика прописана в таких Федеральных Законах как:
-ФЗ «Об образовании»;
- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
-ФЗ «О ветеранах»;
-ФЗ «О днях воинской славы России»;
-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов».
Сегодня действует стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, где прописано, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. Данный документ раскрывает основные направления воспитания молодежи, в частности:
1. Гражданское.
2. Духовно-нравственное.
3. Патриотическое.
4. Физическое.
5. Экологическое.
6. Трудовое.
Основой государственной молодежной политики сегодня выступает вопрос воспитания у молодёжи чувства патриотизма к своей Родине. При изучении нормативно правовой базы состояния патриотического воспитания, необходимо учитывать содержание такого документа как «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Она была разработана ещё в 2009 году и стала методологической основой принятого в 2012 году ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В настоящей концепции патриотизм рассматривается как одна из базовых национальных ценностей. Рассмотрено определение современного национального воспитательного идеала.
Глава 2. Педагогические условия формирования патриотизма у школьников
2.1. Основные направления патриотического воспитания в школе
Согласно требованиям ФГОС, современная образовательная среда сегодня обеспечена урочной и внеурочной деятельностью. Это обусловлено тем, что требования ФГОС к конечному образовательному результату школьника сегодня сводятся не только к сформированным предметным знаниям, умениям и навыкам, но так же к сформированным универсальным учебным действиям (УУД), которые классифицируются как регулятивные, познавательные и коммуникативные. Целостный образовательный процесс подразумевает обучение, воспитание и развитие школьника. Когда речь идёт лишь о формировании предметных знаний, умений и навыков – это означает, что преобладает в основном процесс обучения.
Именно с введением в образовательную практику ФГОС изменились подходы к пониманию целостного образовательного процесса, который помимо предметных ЗУН регламентирует формировании УУД. В современной образовательной практике часто говорят о формировании ключевых компетенций. Это не противоречит пониманию развития УУД и в целом можно проводить аналогию между универсальными учебными действиями и компетенциями, поскольку и те, и другие подразумевают готовность и способность субъекта к выполнению чего либо.
Формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений является важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе. Безусловно, это имеет огромное значение для социально-гражданского и духовного развития личности школьника. Лишь на основе возвышенных чувств патриотизма можно укрепить любовь к Родине. У человека должно появляться чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость. Понятие патриотизма включает в себя чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Он ценит и любит свою малую Родину и проявляет уважительное отношение к языку своего народа. Это так же выражается в заботе об интересах Родины и в осознании долга каждого перед Родиной. Человек не может не гордиться культурными достижениями своей страны и своего отечества. Патриотичный человек всегда проявляет уважительное отношение к историческому прошлому своей Родины, своего народа и к его обычаям и традициям. Лишь в этом случае человек будет считать себя ответственным за судьбу своей Родины и своего народа. Истинный патриотизм субъекта предполагает наличие у него целого комплекса позитивных качеств. Как уже было отмечено, патриотизм является достаточно многогранным явлением и при этом он всегда выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Патриотизм невозможно воспитать и сформировать в одночасье. Формируется он в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
2.2.Формы работы в процессе патриотического воспитания
Важным условием патриотического воспитания школьников является тесная связь педагогов с родителями. Эта работа актуальна и достаточно трудна, поскольку требует большого такта и терпения со стороны учителей. В семьях, особенно в молодых, вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и нередко вызывают недоумение. Речь не идёт, о каких либо особых мероприятиях, посвящённых конкретным памятным датам. Большое значение могут иметь семейные экскурсии по району, городу, селу и др. Совместное посещение детьми и родителями музеев, участие в каких - либо конкурсах и др., позволяет реализовать работу по патриотическому воспитанию. Работу по патриотическому воспитанию можно осуществлять через кружки и факультативы. Интересными и познавательными являются встречи со знаменитыми людьми своего города, или села.
Знакомство школьников со своей малой Родиной можно также начать с экскурсии по родному городу или селу. Везде есть старинные постройки, которые могут рассказать о многом и школьники узнают много нового о своей малой Родине, Несомненно, что повысится их культурный уровень и возникнет потребность в получении новых знаний о своём родном крае и о традициях своего народа. Это очень важно для формирования патриотизма. Поскольку любовь к Родине остаётся с человеком на всю его жизнь. Большую роль в патриотическом воспитании играют всевозможные внеклассные мероприятия и тематические недели. Педагог, рассказывая, к примеру, о природе, может связать это с событиями, которые происходили во время Великой Отечественной войны. Лес всегда связывают с партизанским движением, поскольку он был защитой и охраной для партизан, освобождавших свою Родину. Педагоги практики разрабатывают сегодня авторские программы, которые посвящены понятию «Малая Родина». Академик В. С. Лихачёв отмечал, что нельзя лишь призвать к патриотизму, его нужно воспитывать через любовь к родным местам.
Если говорить о системе гражданско-патриотической работы в школе, здесь можно отметить, что она включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания школьников. Патриотическое воспитание есть одно из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности, которое может поспособствовать развитию краеведческого и поискового направления. Сюда можно отнести изучение истории Отечества, освоение школьниками традиционной культуры своего народа, сохранение и развитие культуры через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и др. Можно рассматривать также литературно - музыкальное направление, где школьникам прививают художественный вкус и потребность в общении с искусством. Дети изучают творчество местных писателей, поэтов и композиторов. Гражданское воспитание пересекается с патриотическим воспитанием и формирует у школьников правовую культуру. Героико-патриотическое направление позволяет сохранить память о героических событиях и подвигах. Школьники начинают испытывать уважение к представителям военных профессий. Реализуя все эти направления, учитель формирует у школьников высокую социальную активность и гражданскую ответственность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 03.11.2022).
2. Агапова, И.А. Мы – патриоты!: классные часы и внеклассные мероприятия: 1 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2018. –366 с.
3. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] / Н.В. Адаева //Человек и образование. -2012. -No1. –с.130-133.
4. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
6. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст]/ С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. -No 9. -С. 17 - 20.
7. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
8. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] /А.Н. Вырщиков // Монография. –Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». - 2016. -172 с.
9. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. -686 с.
10. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
11. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
12. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: ИПК, 2015. –150 с.
13. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -No 9. -С. 28 - 35.
14. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —156 с.
15. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности [Текст]/ Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
16. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]/ В.В. Пионтковский // дис. ... д-ра пед. наук. – Якутск, 2016. –346 с.
17. Подгорнова, С.В. Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Подгорнова // науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост.– СПбАППО, 2014. –113 с.
18. Понятие «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.netURL: http://studbooks.net/1869689/pedagogika/ponyatie_patrioticheskoe_vospitanie (дата обращения: 03.11.2022).
19. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве [Текст] / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2017. -No 1. -С. 25 - 28.
20. Стекляр, Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Стекляр // Дополнительное образование и воспитание. –2012. - No1.
21. Табарданова, Т.Б. Методики диагностики качества гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы. [Текст] / Табарданова, Т.Б., Федотова Е.В., Скворцова И.В. – Димитровград: УИПКПРО, 2013. –63с.
22. Ушкалова, А.И. Историческая реконструкция – основа военно - патриотического воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. –2014. -No10 –С. 17-20.
23. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для
клас. руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – Москва, 2013.-415с.
24. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности
социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3.–С. 24-32.
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2018 . –230с