- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Изучение тревожности у дошкольников
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Психология личности
39 страниц
31 источник
Добавлена 27.06.2023 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Феномен тревожности в научной литературе 6
1.2 Возрастные особенности дошкольников 8
1.3 Особенности проявления тревожности у дошкольников 12
1.4 Профилактика тревожности у дошкольников 15
1.5 Диагностика и лечение тревожности у дошкольников 18
1.6 Система работы с тревожностью у дошкольников в России 21
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы исследования 25
2.1. Методы, методики и условия проведения исследования 25
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 29
Выводы по главе 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список используемой литературы 37
Приложение А 40
Приложение Б 41
Приложение В 42
Фрагмент для ознакомления 2
Тема данной курсовой работы - "Изучение тревожности у дошкольников".
Предметом исследования является особенности и уровень выраженности тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом данного исследования является тревожность как личностное качество.
Основная цель данного исследования – теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности проявления и уровень выраженности тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы мы ответим на следующие исследовательские вопросы:
Каковы основные причины тревожности у дошкольников?
Каковы общие симптомы тревожности в этой возрастной группе?
Как можно диагностировать тревожность у дошкольников?
Каковы наиболее эффективные вмешательства и стратегии для преодоления тревожности у дошкольников?
Тема тревожности у дошкольников относительно мало изучена, что делает данное исследование особенно актуальным и своевременным.
Исследование имеет практическое значение, так как может быть использовано для разработки вмешательств и стратегий по преодолению тревожности в этой возрастной группе. Кроме того, исследование имеет научную новизну, так как направлено на привнесение новых знаний в область детской психологии.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что дошкольники могут испытывать высокий и средний уровень тревожности, а распространенность и причины тревоги в этой возрастной группе связаны с конкретными факторами, такими как семья, социальная и психологическая среда.
Эмпирическая база исследования: в эксперименте принимала участие старшая группа «Воробушки» в количестве 12 человек (4 мальчика и 8 девочек) в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №51» Краснодарского края (Славянский бульвар, хутор Ханьков, ул. Ленина 161).
Методы исследования: в экспериментальном исследовании были использованы следующие методики: «Тест тревожности» Тэммл, Дорки, Амен, методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова и методика «Паровозик» С. В. Велиевой.
Методология данного исследования будет включать обзор литературы, анкетирование, интервью с родителями и педагогами, а также наблюдение за детьми.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Феномен тревожности в научной литературе
В научной литературе тревога обычно определяется как чувство беспокойства, нервозности или тревоги по поводу чего-либо с неопределенным исходом. Оно часто сопровождается физическими симптомами, такими как учащенное сердцебиение, потливость и мышечное напряжение. Тревога - это нормальная и часто здоровая эмоция, но она может стать подавляющей или чрезмерной, что приводит к тревожному расстройству.
Тревожные расстройства - это группа психических заболеваний, характеризующихся чрезмерным и постоянным беспокойством и страхом перед повседневными ситуациями. Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM-5), существует несколько различных типов тревожных расстройств, включая генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство и расстройства, связанные с фобиями. Эти расстройства влияют на то, как человек обрабатывает эмоции и ведет себя, а также могут вызывать физические симптомы [22, с.98].
Помимо тревожных расстройств, исследования также выявили ряд факторов риска и триггеров тревоги, включая генетику, химический состав мозга, особенности личности, жизненные события и факторы окружающей среды. Понятие тревоги широко и многогранно, и оно до сих пор является предметом постоянных исследований в области психологии и психиатрии.
Кроме того, существуют различные теоретические взгляды на природу тревоги, такие как когнитивно-поведенческие теории, психоаналитические теории и биологические теории, каждая из которых пытается объяснить причины и механизмы, лежащие в основе тревоги.
Тема тревожности у дошкольников представляет особый интерес, поскольку она способна повлиять на общее развитие ребенка и его будущее благополучие. Исследования показали, что раннее проявление тревожности может привести к трудностям в социальном взаимодействии, успеваемости и общем качестве жизни. Поэтому важно выявить и устранить тревожность у дошкольников как можно раньше.
Вмешательства для лечения тревожности у дошкольников могут включать когнитивно-поведенческую терапию (КПП), игровую терапию и терапию взаимодействия родителей и детей (ТВРД). Эти мероприятия направлены на то, чтобы помочь детям научиться стратегиям преодоления и способам здорового выражения своих эмоций. Семейные вмешательства, такие как терапия взаимодействия родителей и детей, также могут быть эффективными в устранении основных причин тревожности в семейной динамике.
Понятие тревоги может различаться в разных культурах и обществах. Культурные факторы, такие как ценности, убеждения и семейная динамика, могут влиять на то, как тревога выражается и воспринимается в различных группах населения. Поэтому важно учитывать культурные факторы при изучении тревожности у дошкольников и убедиться, что любые используемые вмешательства учитывают культурные особенности и являются подходящими [7, с.48].
Более того, важно также признать, что существует высокая коморбидность между тревогой и другими психическими заболеваниями, такими как депрессия и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у дошкольников. Поэтому при изучении и лечении тревожности в этой возрастной группе необходимо учитывать эти сопутствующие состояния и их влияние на общее благополучие ребенка.
Дети дошкольного возраста все еще находятся на решающем этапе развития, как когнитивного, так и эмоционального. Их понимание мира и способность к самовыражению все еще ограничены, что может сделать выявление и устранение тревожности в этой возрастной группе сложной задачей. Поэтому важно использовать соответствующие возрасту меры и вмешательства при изучении и лечении тревожности у дошкольников [22, с.147].
Проявление тревоги у дошкольников может отличаться от проявления тревоги у детей старшего возраста и взрослых. Например, дошкольники могут быть не в состоянии вербализовать свои чувства тревоги, и вместо этого могут выражать их через такие формы поведения, как плач, истерики или физические жалобы. Поэтому очень важно знать об этих возрастных особенностях поведения и использовать соответствующие инструменты оценки при выявлении и устранении тревоги в этой возрастной группе.
Важно учитывать влияние окружения ребенка, включая его семью и школу, на уровень его тревожности. Исследования показали, что дети, испытывающие высокий уровень стресса или неблагоприятные переживания дома или в школе, могут подвергаться повышенному риску развития тревожности. Поэтому при изучении и лечении тревожности у дошкольников важно учитывать эти факторы окружающей среды, а также взаимоотношения и взаимодействие ребенка в этих условиях [22, с.301].
Кроме того, важно учитывать роль раннего вмешательства, когда речь идет о лечении тревожности у дошкольников. Исследования показали, что раннее выявление и лечение тревожности может привести к лучшим результатам для ребенка в долгосрочной перспективе. Поэтому очень важно разработать и внедрить инструменты скрининга и вмешательства, подходящие для этой возрастной группы, чтобы выявить и устранить тревожность как можно раньше.
1.2 Возрастные особенности дошкольников
Дошкольники, также известные как дети в возрасте от 3 до 5 лет, находятся на уникальном этапе развития, характеризующемся быстрым ростом и изменениями. Физически дошкольники становятся более координированными и способны выполнять более сложные двигательные задачи, такие как лазание и езда на трехколесном велосипеде. В познавательном плане у дошкольников развивается память и навыки решения проблем, они начинают понимать и использовать такие понятия, как числа и время. В эмоциональном плане дошкольники все лучше осознают свои чувства и начинают понимать и выражать такие эмоции, как счастье, печаль и гнев.
В плане языкового развития дошкольники расширяют свой словарный запас и могут использовать более сложные предложения. Они также начинают понимать и выполнять основные правила и инструкции. Кроме того, они начинают понимать концепцию символов, таких как буквы и цифры, и начинают узнавать и писать некоторые из своих имен [26, с.39]
С точки зрения социального развития, дошкольники все лучше осознают себя и других и начинают развивать собственное чувство идентичности. Они также становятся более любознательными и интересуются окружающим миром и начинают завязывать дружеские отношения с другими детьми. Они также начинают понимать и соблюдать основные правила и распорядок дня и начинают понимать концепцию причинно-следственных связей.
Кроме того, у дошкольников начинает формироваться собственное чувство морали, и они начинают понимать разницу между добром и злом. Они также могут начать проявлять более вызывающее или непослушное поведение, поскольку отстаивают свою независимость и исследуют собственные границы [13, с.367]. Важно также отметить, что дошкольники могут испытывать различные виды тревоги и страха, например, страх разлуки, по мере того как они осваивают новый опыт и растущую самостоятельность.
Также важно отметить, что дошкольники находятся под сильным влиянием окружающей среды и окружающих их взрослых. Они все еще учатся и усваивают правила, ценности и модели поведения, созданные их родителями, воспитателями и другими взрослыми. Поэтому очень важно, чтобы взрослые создавали позитивную, воспитывающую и безопасную среду для роста и развития дошкольников [31, с.344].
Дошкольники развивают свои социальные и эмоциональные навыки, такие как умение делиться, действовать по очереди и понимать эмоции других. Они также начинают завязывать дружеские отношения и проявляют все больший интерес к участию в групповых мероприятиях. Эти социальные и эмоциональные навыки жизненно важны для их будущего развития, поскольку они помогут им ориентироваться в сложном социальном мире школы и других учебных заведений.
Дошкольники развивают свои когнитивные навыки, такие как память, решение проблем и внимание. Они становятся более любознательными и начинают задавать вопросы об окружающем их мире. Они также начинают понимать и использовать символы, такие как буквы и цифры. Эти когнитивные навыки имеют решающее значение для их будущего успеха в школе и жизни.
Стоит также упомянуть, что дошкольники развивают свои физические навыки, такие как грубая моторика, например, бег, прыжки и лазание, а также мелкая моторика, например, умение держать карандаш или ножницы. Эти физические навыки важны для их общего развития и благополучия.
Наконец, важно отметить, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, и в его развитии могут быть различия. Кроме того, дети могут испытывать различные трудности или задержки в своем развитии, что может повлиять на их общее развитие [17, с.163]. Поэтому очень важно обеспечить индивидуальную поддержку и руководство для каждого ребенка, принимая во внимание его уникальные потребности и способности. Регулярные осмотры и обследования у педиатра или другого медицинского работника также помогут выявить возможные задержки или проблемы.
Родителям и воспитателям также важно знать о культурных и социально-экономических факторах, которые могут повлиять на развитие ребенка. Дети из разных культурных слоев или из семей с низким уровнем дохода могут сталкиваться с дополнительными проблемами, такими как отсутствие доступа к образовательным ресурсам или подверженность травматическому опыту. Поэтому важно учитывать эти факторы и при необходимости предоставлять дополнительную поддержку и ресурсы.
Еще одним важным аспектом развития дошкольника является формирование гендерной идентичности и гендерных ролей. Дошкольники начинают понимать концепцию гендера, который определяется как социальные и культурные характеристики, связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Они также начинают понимать и принимать гендерные роли - поведение, деятельность и ожидания, которые общество связывает с принадлежностью к мужскому или женскому полу.
Примерно в возрасте трех лет дети обычно могут правильно назвать себя и других мальчиком или девочкой. Они также начинают отдавать предпочтение игрушкам, занятиям и одежде, соответствующим гендерным признакам. Например, мальчики могут отдавать предпочтение грузовикам и грубым и неуклюжим играм, в то время как девочки предпочитают кукол и заботливые игры. Однако важно отметить, что эти предпочтения не являются фиксированными, и дети могут проявлять интересы и заниматься деятельностью, которая обычно не ассоциируется с их полом.
Дети также начинают усваивать и перенимать гендерные стереотипы - обобщенные представления о характеристиках и поведении мужчин и женщин. Например, они могут узнать, что мальчики сильные, а девочки красивые. Важно знать об этих стереотипах и предоставлять детям широкий выбор ролевых моделей и занятий, которые бросают вызов гендерным стереотипам [8, с.65]
Также важно знать, что не все дети вписываются в бинарные категории мужского и женского пола и что гендерная идентичность может быть изменчивой и сложной. Поэтому очень важно обеспечить безопасную и инклюзивную среду для всех детей, независимо от их гендерной идентичности или самовыражения.
На развитие гендерной идентичности и гендерных ролей может влиять множество факторов, таких как семья, культура и общество. Например, некоторые культуры могут иметь более жесткие гендерные роли и ожидания, чем другие. Кроме того, дети могут подвергаться различным воздействиям и влияниям через средства массовой информации и технологии. Важно знать об этих внешних влияниях и предоставлять детям разнообразные ролевые модели и точки зрения.
Еще один ключевой аспект, который необходимо учитывать, заключается в том, что в этом возрасте понимание детьми гендера и гендерных ролей все еще формируется, и они могут не до конца понимать социальные и культурные последствия этих понятий. Родители и воспитатели могут сыграть важную роль в формировании у детей здорового и позитивного понимания гендера, предоставляя им точную и соответствующую возрасту информацию, поощряя их выражать себя так, как им кажется подлинным, и способствуя развитию эмпатии и уважения к другим [19, с.152].
Кроме того, важно помнить, что дети - индивидуальности и могут развиваться разными темпами. Некоторые дети могут быть более продвинутыми в своем понимании гендерной идентичности и ролей, в то время как другие могут все еще исследовать и экспериментировать. Важно поддерживать и уважать уникальный путь и развитие каждого ребенка.
1.3 Особенности проявления тревожности у дошкольников
Исследования, проведенные в последние годы подтверждают, что тревожность детей дошкольного возраста является наиболее распространенным эмоциональным состоянием. Она характеризуется чувством опасности и ощущением неопределенной угрозы, а также предчувствием наступающей беды, во внутреннем отношении ребенка к определенным ситуациям.
Нередко случается так, что тревожность запускает развитие различных расстройств эмоциональной сферы, таких как неврозы и фобии. Такие расстройства требуют к себе внимания не только детских психологов, но и медицинских специалистов.
В возникновении и закреплении тревожности, а в последствии и тревоги, как специфического и важного феномена, играют роль факторы неудовлетворения специфических потребностей дошкольника. Ребенок, у которого отмечается высокий уровень тревожности имеет более склонен к развитию различных психосоматических заболеваний. Тревожный дошкольник как правило имеет трудности в выборе собственных стратегий поведения, как в обычных, так и стрессовых ситуациях. У него отмечается высокая степень иррациональности и отсутствует адекватная реакция на стимулы внешней среды. У такого дошкольника снижена работоспособность, высокая утомляемость, низкая переключаемость внимания.
Над вопросами детской тревожности и тревоги работали следующие отечественные психологи А. М. Прихожан, А. И. Захаров, Е. К. Лютова, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров, В. С. Миклаева, Ю. Л. Ханин, Ч. Д. Спилбергер, Н. Д. Левитов, Л. И. Божович и др. Исследования в данной сфере имеют особую актуальность в наши дни, они позволяют решить важные эмоционально-личностные вопросы развития детей и сохранения их ментального здоровья.
А. М. Прихожан определяет тревожность как переживание эмоционального беспокойства, при котором возникает ощущение приближающегося неблагополучия, опасности [4].
Еще один отечественный исследователь А. И. Захаров описывает, что тревожность ребенка проявляется в виде истощения, усталости и плаксивости. У ребенка могут наблюдаться головные боли, различные нарушения сна, он плаксив, обидчив, раздражителен. Такой дошкольник постоянно находится в ситуации эмоционального перевозбуждения, часто капризничает, боится что-то не успеть, нередко может нарушать дисциплину [13, с.47].
Исследователь Давыдов В.В. видел тревожность интегральным образованием, которое может носить устойчивый характер у разных людей или ситуативный. Психолог писал о том, что тревожности носит исключительно индивидуальный характер, то есть может проявляться совершенно по-разному, в зависимости от процесса, состояния, свойств и условий ее вызвавших.
Стоит брать во внимание, что изменения, которые происходят в структуре личности, формируются постепенно. Если ребенок в процессе своего развития воспринимает достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих, реагирует на них тревогой, то постепенно эти переживания фиксируются и становятся свойством личности, т.е. формируется тревожность.
Развитие тревожности происходит в ряд этапов. На первом этапе происходит зарождение тревожности, которое связано с формированием динамического опорного ядра, которое состоит из психических процессов, в которых тревожность проявляется [11, с.32]. На более поздних этапах тревожность усиливается и закрепляется в поведении и конкретной деятельности. На последнем этапе формируется в свойство личности, т.е. возникает личностная тревожность. Таким образом, тревожность закрепляется и ведет к накоплению негативного эмоционального опыта.
Когда мы говорит о тревожности детей, в частности дошкольников старшего возраста, необходимо особое внимание уделять такому аспекту как язык чувств. В этом возрасте практически любому ребенку доступен этот язык чувств. Язык чувства представляет собой некие принятые в конкретный временной период в обществе конкретные формы выражения переживаний при помощи мимики и пантомимики и т. д. [8, с.29]. Однако, несмотря на то, что дети хорошо воспринимают и распознают чувства, у них наблюдается высокий уровень импульсивности и сложности в контроле своих эмоциональных состояний.
Взрослому человеку не составит труда прочитать данные состояния ребенка, основываясь на анализ его мимики и поведения. Поведение ребенка в определенных ситуациях (как стандартных, так и критических), мимические выражения и пантомимика выступают в качестве достаточно значимого показателя в исследовании и понимании внутреннего мира ребенка, причинах и мотивах его поведения и восприятия [8, с. 93].
Следовательно, можно сделать следующие выводы. У тревожных детей наблюдается выраженный уровень беспокойства и тревоги. Кроме того, исследователи отмечают наличие большого количества страхов (как осознанных, так и неосознанных). Тревожные дети имеют достаточно высокую склонность и предрасположенность к вредным привычкам специфического невротического характера [23, с.102].
Для диагностики тревожности дошкольника активно используют различные проективные методики, в частности рисуночные тесты. Стоит обратить внимание, что рисунки тревожных детей отличаются значительным обилием штриховки, достаточно сильным нажимом на бумагу посредством инструментов рисования, а также достаточно маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на мелких деталях [26, с.54]. Для предотвращения развития тревожно–мнительных черт личности, важно знать возрастную динамику тревожности, которая позволит создать комплекс ранних психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий.
1.4 Профилактика тревожности у дошкольников
Профилактика тревожности у детей дошкольного возраста - важная задача для родителей, педагогов и медицинских работников. Одним из важных аспектов профилактики является создание безопасной и воспитывающей среды для обучения и развития детей. Это включает в себя обеспечение последовательного распорядка дня и четких границ, а также создание поддерживающих и воспитывающих отношений с воспитателями [25, с.17].
Другим ключевым аспектом профилактики является обучение детей механизмам преодоления стресса и тревоги. Это может включать обучение методам релаксации, таким как глубокое дыхание и упражнения на внимательность, а также поощрение детей к выражению своих чувств через творчество, например, рисование или письмо.
Кроме того, раннее выявление и вмешательство для детей, которые могут быть подвержены риску возникновения тревоги, имеет решающее значение для предоставления им поддержки и ресурсов, необходимых для преодоления симптомов. Это может включать в себя работу с детским психотерапевтом или консультантом для разработки плана лечения с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
Кроме того, обучение родителей и воспитателей тому, как распознавать и реагировать на признаки тревожности у детей, также может быть полезным для предотвращения этого состояния.
Для предотвращения тревожности у дошкольников важно создать для них безопасную и благоприятную среду. Это включает в себя обеспечение четких границ и структуры, а также укрепление позитивных отношений со взрослыми и сверстниками [11, с.78]. Также важно обучать детей стратегиям преодоления тревоги, таким как глубокие дыхательные упражнения и техники релаксации, чтобы помочь им справиться со своими эмоциями.
Поощрение регулярной физической активности и предоставление возможностей для творческого самовыражения также могут принести пользу. Кроме того, важно решить все основные проблемы, которые могут быть причиной тревожности ребенка, например, недостаток сна или плохое питание. Родители и воспитатели также могут получить информацию о признаках и симптомах тревожности и научиться правильно реагировать на них. В целом, целостный подход, учитывающий физические, эмоциональные и социальные потребности ребенка, имеет большое значение для профилактики тревожности у дошкольников.
В дополнение к ранее упомянутым мерам, профилактические меры могут включать в себя внедрение программ социально-эмоционального обучения в школах, а также обучение учителей и родителей тому, как распознавать и устранять тревожность у детей [28, с.117]
Также важно оказывать поддержку детям, пережившим травмирующие события, поскольку они могут в значительной степени способствовать развитию тревожности. Создание безопасной и воспитывающей среды для детей, как дома, так и в школе, также может сыграть важную роль в профилактике тревожности. Важно также отметить, что раннее вмешательство является ключевым в решении и профилактике тревожности у детей, поскольку неразрешенная тревожность может привести к более серьезным проблемам психического здоровья в будущем.
Кроме того, в качестве профилактических мер можно использовать когнитивно-бихевиоральную терапию, технику осознанности и релаксации, чтобы помочь детям научиться справляться со своими эмоциями и снизить уровень тревожности.
Помимо удовлетворения индивидуальных потребностей детей, профилактика тревожности у дошкольников может включать усилия по созданию благоприятной и воспитывающей среды в классе и дома. Это может включать предоставление возможностей для игры и творческого самовыражения, укрепление позитивных отношений между детьми и взрослыми, а также обучение социальным и эмоциональным навыкам [26, с.68]. Родители и воспитатели также могут играть ключевую роль в профилактике, моделируя здоровые стратегии преодоления трудностей и оказывая эмоциональную поддержку своим детям.
Кроме того, важно помнить, что раннее вмешательство имеет решающее значение для решения проблемы тревожности у детей младшего возраста, поэтому важно знать о признаках и симптомах тревожности и при необходимости обращаться за профессиональной помощью. Кроме того, такие методы вмешательства, как когнитивно-поведенческая терапия и игровая терапия, оказались эффективными в снижении симптомов тревожности у детей и могут быть использованы в качестве профилактической меры.
Помимо вышеупомянутых стратегий, существует еще несколько способов профилактики тревожности у детей младшего возраста. Одним из таких способов является игровая терапия, которая позволяет детям выражать свои чувства и эмоции через творческую деятельность. Это может помочь им понять и справиться со своими тревогами безопасным и здоровым способом. Другой эффективный подход - использование методов релаксации, таких как глубокое дыхание, визуализация и йога [18, с.16]
Эти методы могут помочь детям успокоить свое тело и разум и лучше справляться с уровнем стресса. Кроме того, родители и воспитатели могут играть важную роль в профилактике тревожности у детей младшего возраста, создавая безопасную и благоприятную среду, устанавливая четкие границы и ожидания, воспитывая чувство безопасности и самоуважения. Кроме того, важно, чтобы воспитатели сами узнали о признаках и симптомах тревожности у детей и при необходимости обращались за профессиональной помощью. С помощью правильных инструментов и поддержки дети могут научиться справляться со своей тревогой и развить навыки, необходимые им для здоровой и счастливой жизни.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Андрущенко, Т.Ю. Коррекционно-развивающие игры для дошкольников: учебное пособие для детского психолога [Текст] / Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабенкова. – Волгоград: Перемена, 2004. – 123 с.
2. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. – М.: ПЕРСЭ, 2008. - 160 с.
3. Астапов, В.М. Функциональный подход и изучению состояния тревоги [Текст] / В.М. Астапов // Психологический журнал. – 2012. – № 5. – С. 38 – 41.
4. Баринов, Д.Н. Социоструктурные источники тревожности [Текст] / Д.Н. Баринов // Вестник ТГУ. – 2018. – №10 – С.147-150.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Изд – во «Питер», 2008. – 400 с.
6. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав. – М., 2019. – 144 с.
7. Бузарова Е.А., Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – №3. – С. 45-49.
8. Введение в психодиагностику [Текст] / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Академия, 2012. – 190 с. 73
9. Детская практическая психология [Текст] / Под. ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.
10. Дронь А.В., Данилюк О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников/ [Текст]. А. В.Дронь, О. В. Данилюк. - СПб.: Речь, 2011. – 98 с.
11. Едронова, В. Н. Система методов в научных исследованиях [Текст] / В. Н. Едронова, А. О. Овчаров // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 10 (313). – С. 33-47.
12. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец. – Минск: Педагогика, 2015. – 317 с. 74
13. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров. – СПб., 2000. – 448 с
14. Калашникова, А. А. Особенности проявления тревожности у дошкольников [Текст] / А. А. Калашникова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2018. – Т. 8. – № 1. – С. 29.
15. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2006. - 198 с.
16. Краткий психологический словарь [Текст] / Л.А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 431с.
17. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет [Текст] / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208 с.
18. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей [Текст] / Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. – 2018. – №2. – С. 15-18.
19. Малыгина, А. С. Гендерные особенности дошкольников с разным уровнем тревожности [Текст] / А. С. Малыгина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 6-2(89). – С. 149-151.
20. Матюшкина, М. Д. Методы педагогического исследования [Текст] : Учебное пособие / М. Д. Марцинковская. – СПб.: Питер, - 2012. - 178 с.
21. Месропян, Г.М. Тревожность в системе психологической безопасности личности [Текст] / Г.М. Месропян // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 3 (54). – С. 59-66.
22. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления [Текст] / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №5. – С. 476.
23. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
24. Решетова, Т.Я. Представления о феномене тревожности личности в современной психологии [Текст] / Т.Я. Решетова // Вестник Университета Российской академии образования. – 2019. – № 1-54. – С. 90-94.
25. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен [Текст] / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2013. – № 3-2. – С. 42-52.
26. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: учебник для студ. /Г.А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2016. – 196 с.
27. Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений [Текст] / З. Фрейд // Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с
28. Циулина, М. В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие [Текст] / М. В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.
29. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] /В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 808 с. Якимова, М.Н. Региональная система дошкольного образования: теория и практика сетевого партнерства [Текст]: учебно-метод. пособие /М.Н. Якимова, Т.А. Шааб, Л.М. Волкова. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2018. – 103 с.
30. Щербатых, Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия [Текст] Ю.В. Щербатых. – М.: Изд-во Эксмо, 2017. – 512 с.
31. Явгаева, Ю. М. Причины возникновения тревожности у дошкольников [Текст] / Ю. М. Явгаева, Ю. А. Варицкий // Теория права и межгосударственных отношений. – 2022. – Т. 2. – № 9(21). – С. 341-345.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней