Фрагмент для ознакомления
2
Особенно актуальной проблема организации учебного сотрудничества становится сегодня в педагогике, в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Так, во ФГОС начального общего образования при изложении требований к результатам обучения подчеркивается необходимость «развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций», а в стандартах следующего звена обучения говорится о значимости «практического освоения умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации.
Младший школьный возраст является особым опытом в становлении ребенка как социального существа. Это связано с тем, что в этот период «расширяется и обновляется круг общения ребенка, в связи с включением его в школьный коллектив, происходит расширение границ познания окружающего мира, в том числе и мира социального, обуславливающего направленность и специфику межличностного общения в различных жизненных ситуациях».
Проблема развития отношений сотрудничества изучается также и в психологии.
Научную базу при выделении этой проблемы как самостоятельной и дальнейшей ее разработки составили труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.
Учебное сотрудничество представляет собой особую форму учебного взаимодействия детей друг с другом и учителем, для которого характерна личностная инициатива детей, возникновение учебного диалога, взаимный обмен информацией, позитивная реакция на «непохожесть» участников взаимодействия.
Психолого-педагогические условия развития способности учащегося к учебному сотрудничеству: психолого-педагогическое сопровождение сотрудничества, вовлечение всех участников образовательного процесса в разные методы, формы и виды учебного сотрудничества, поэтапное усложнение его видов: от простого сотрудничества между учеником и учителем до сложного сотрудничества между группами обучающихся без помощи учителя.
Наиболее распространенными формами организации учебного сотрудничества являются парная, групповая и коллективная работа.
Проблема исследования состоит в определении и научном обосновании психолого-педагогических условий, необходимых для организации сотрудничества детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.
Цель данного исследования: изучение психологических условий возникновения учебного сотрудничества.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие учебного сотрудничества;
• Рассмотреть вопросы формирования умений учебного сотрудничества;
• Определить условия организации учебного сотрудничества;
• Проанализировать реализацию условий формирования умений учебного сотрудничества на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс становления у младших школьников навыков учебного сотрудничества.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие организацию учебного сотрудничества младших школьников в образовательном процессе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации учебного сотрудничества
1.1. Понятие об учебном сотрудничестве
В настоящее время отечественная школа выполняет социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. Психология признает общение и совместную деятельность со сверстниками одним из основных факторов психического развития ребенка, его необходимым условием наряду с общением со взрослым. Однако современная школьная жизнь устроена так, что в учебной деятельности такой существенный фактор развития, как учебное сотрудничество детей, действует слабо, его богатые возможности практически не используются . Особая роль в становлении учебного взаимодействия отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности - ведущей деятельности в младшем школьном возрасте - под руководством учителя у детей формируются умения учебного сотрудничества. Учебное сотрудничество способствует формированию у младших школьников коммуникативных УУД: умений слышать, слушать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; распределять роли; взаимно контролировать действия друг друга; договариваться; вести дискуссию; правильно выражать свои мысли; оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. В Федеральном государственном образовательном стандарте умения вступать в сотрудничество с другими участниками образовательного процесса рассматриваются в качестве одного из планируемых результатов современного начального общего образования .
В научной литературе нет единого определения понятия «учебное сотрудничество».
По мнению исследователя И.А. Зимней, «сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности» .
Педагогике сотрудничества также посвящено значительное количество исследований ученых. Среди создателей высокоэффективных педагогических систем, базирующихся на сотрудничестве, можно назвать имена А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Дж. Локка и др.
В истории зарубежной педагогики видное место занимает известный педагог Джон Локк, который обращает внимание педагогов на значение коллективной формы организации педагогического процесса. «Сотрудничество и общение со сверстниками - это своеобразная «школа жизни», и часто она оказывается эффективнее всех книжных истин .
Создателями и разработчиками советской педагогической теории коллектива были А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Теория коллектива соотносится с проблемой учебного сотрудничества таким образом, что обучение в сотрудничестве - это совместная деятельность, в результате которой обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя новые знания.
Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования коллективного обучения и воспитания, который также соотносится с теорией обучения в сотрудничестве, внес В. А. Сухомлинский. Он считал, что коллектив является средством воспитания человека. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли сотрудничества учащихся в достижении тех целей, которые стоят перед школой.
Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи используют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой .
Для нашего исследования интересна позиция профессора М. С. Соловейчик, который считает, что «учебное сотрудничество - это особая форма отношений ребенка и взрослого, необходимая для полноценного усвоения теоретических понятий. Учебное сотрудничество направлено на общие для всех людей способы мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого человека. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом его являются новые способы действия, освоенные ребенком» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алекберова А.Н. Важность образовательных инноваций и их использование /А.Н. Алекберова // Современные инновации. 2016. № 7. С. 71-73.
2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход : учебное пособие / Е.С. Антонова.–М. : КНОРУС, 2007 – 464 с.
3. Антохина, В.А., Шурыгина, Е.В. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников/ В.А. Антохина., Е.В. Шурыгина // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалы докладов психолого-педагогических секций региональной университетской конференции. Сер. «Психолого-педагогические науки»/ - 2017. - С.111-115
4. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка : Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988 – 191 с.
5. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Эльконина – Давыдова, - М.: Издатель Рассказов А.И., 2012. – 283 с.
6. Граник Г.Г. Как учить русскому и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня: Коллективная монография / Под науч. рук. Г.Г. Граник; отв. ред. Н.А. Борисенко. – М. ; Спб. : Нестор–История, 2018 – 320 с.
7. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении : логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В Давыдов. – М.: Педагогика, 1972. - 480 с.
8. Данилина Е.Б. Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе./Е.Б. Данилина//Ведущий образовательный портал России – Инфоурок, 2021.
9. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку / А.Д.Дейкина // Русский язык в школе. – 1993 – №3. – С. 5–8.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004 – 384 с
11. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: учеб.-метод. пособие / О.И. Крушельницкая. М.: ТЦ Сфера, 2004. 80 с.
12. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: учеб.-метод. пособие / О.И. Крушельницкая. М.: ТЦ Сфера, 2004. 80 с.
13. Кудиярбекова Г.К. Игровые технологии в учебном процессе // Бастауыш мектеп. – 2007. - № 4. – С. 35-36.
14. Латышина, Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007. – 562 с.
15. Локк, Д., Сочинения в трех томах, М, 1985-1988. Серебренников, В., Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности, Спб. – 1892 с.
16. Мосявра Е.А. Проблема диагностики коммуникативных учебных действий у младших школьников / Е.А. Мосявра // Специальное образование. 2015. № 11. С. 199-203.
17. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач.обучения» / М.С.Соловейчик, П.С.Жедек и др. – М.: Просвещение, 1993. – 383 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://fgos.ru
19. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
20. Цукерман Г.А. Обучение учебному сотрудничеству/ Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 35-43.
21. Цукерман Г.А. Обучение учебному сотрудничеству/ Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 35-43.
22. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. М., 1992. – 40с.
23. Цукерман, Г.А Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1983. 268 с.
24. Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь Учебно-методическое пособие по одноименному курсу для студентов / З.Л. Шинтарь // Педагогика и методика начального обучения - Гродно, 2002. - 119 с.