Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развитие позиции читателя у младших школьников с нарушением речи. 8
1. Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе 8
2. Особенности развития навыка чтения у младших школьников с нарушением речи 10
Глава 2. Практическая работа по развитию позиции читателя у младших школьников с нарушением речи 14
2.1. Диагностика образовательной ситуации 14
Разработка проекта 16
Заключительный этап (основные выводы, подведение итогов) 19
Список литературы 22
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современной школьной практике часто наблюдается пренебрежение формированием навыков смыслового чтения в пользу работе по формированию технического навыка чтения, хотя весь курс литературного чтения нацелен именно на постижение смысла произведений. Но стоит отметить, формирование механического чтения - первая ступень в овладении смысловым чтением, постепенно превращается в операцию для осуществления сознательного чтения, осмысления прочитанного, что в итоге и становится основной целью чтения. Смысловое чтение текстов понимают как постижение нравственной мысли текста. Главной целью осмысленного чтения текста является рождение собственных смыслов из значений, имеющихся в тексте, благодаря наличию субъективной картины мира у каждой личности. Многие исследователи отмечают роль чтения в духовном развитии человека, когда чтение нацелено на понимание прочитанного
От того, как человек владеет читательской компетентностью, зависит развитие таких сфер его личности как интеллектуальное и коммуникативное. Необходимым и важным элементом при развитии у ребенка навыков чтения является учебный предмет «Литературное чтение». Это связно с тем, что основным источником получения любой информации является книга. Поэтому, перед начальной школой ставится непростая задача, способствовать формированию у обучающегося такого уровня читательских навыков, который обеспечит младшему школьнику, определенные знания, умения и навыки успешной адаптации в современном широком и меняющемся информационном пространстве.
Проблема формирования читательской деятельности младших школьников с нарушением речи является одной из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение обеспечивает развитие познавательной деятельности детей, постепенно становится средством дальнейшего получения знаний учащимися, способствует формированию речи как способу коммуникации. Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Процесс чтения имеет сложную психофизиологическую структуру, базирующуюся на тесном взаимодействии его технической и смысловой сторон. В процессе чтения принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Таким образом, главной целью обучения чтению младших школьников с нарушениями речи является формирование у детей правильного и осознанного чтения. Особую роль в понимании содержания прочитанного играет развитие позиции «читателя», т.к. позволяет передать главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Данный проект имеет педагогическую значимость, поскольку может применяться другими педагогами в инклюзивной образовательной среде.
Проблема: отсутствие у младших школьников с нарушение речи сформированной позиции читателя.
Цель проекта: теоретически обосновать, разработать и экспериментальным путем доказать эффективность педагогических условий, способствующих развитию позиции читателя у младших школьников с нарушением речи.
Объект исследования: развитие позиции читателя как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования: развитие позиции читателя у младших школьников с нарушением речи во внеурочной деятельности.
Гипотеза: развитие позиции читателя у младших школьников с нарушением речи будет эффективно, если в процессе обучения и воспитания, если будет разработана система работы, способствующая повышению уровня читательских навыков.
Для реализации процесса успешного развития позиции читателя у младших школьников с нарушениями речи появляется необходимость в решении следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Определить уровень развития у младших школьников позиции читателя.
3. Формировать у младших школьников таких читательских интересов как мотивация, избирательность, широта, глубина, объем.
4. Развивать у младших школьников умение работать с текстами разных стилей.
Этапы проекта: подготовительный, основной, заключительный.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксючиц, С. А. Позиции "автор", "герой", "читатель" и их влияние на воспитание эстетически грамотной личности / С. А. Аксючиц, А. С. Чепурская, Т. Н. Серегина // Автор - текст - читатель: теория и практика анализа : Материалы Седьмых Международных научных чтений, Калуга, 29–31 октября 2020 года. – Калуга: Издательство Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2020. – С. 674-684.
2. Вангул, Д. Н. К проблеме формирования выразительности чтения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Д. Н. Вангул, С. П. Хабарова // Мир детства в современном образовательном пространстве : Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов / Редколлегия: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. Том Выпуск 13. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2022. – С. 184-187.
3. Величенкова, О. А. Формирование навыка чтения у детей с предрасположенностью к дислексии в условиях современного начального образования / О. А. Величенкова. — Текст : непосредственный // Педагогический журнал. — 2016. — № 1. — С. 74—86.
4. Жукова, О. С. Большая книга обучения чтению / О. С. Жукова. — Москва : АСТ, 2018. — 32 с.
5. Ибраимова, Ж. Подходы в совершенствовании смыслового чтения / Ж. Ибраимова, А. Динсламкызы, А. Бектимирова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 11-7(79). – С. 242-245.
6. Карачевцева, И. Н. Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук / Карачевцева И. Н. — Москва, 2012. — 13 с.
7. Михальчева, Л. Г. Организация обследования понимания текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи / Л. Г. Михальчева // Специальное образование. – 2021. – № 1(61). – С. 35-44. – DOI 10.26170/1999-6993_2021_01_03. – EDN ONGGTG.
8. Оганян, К. М. Формирование понимания читаемого у младших школьников с дислексией / К. М. Оганян, М. А. Рыбалкина // Основные направления развития научного потенциала в свете современных исследований: теория и практика : материалы пятнадцатой Международной заочной научно-практической конференции, Ставрополь, 22–28 марта 2021 года. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2021. – С. 70-73.
9. Старчеус, О. А. Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения / О. А. Старчеус // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2020. – № 3. – С. 79-86.
10. Стукаленко, Н. М. Понимание смыслового чтения исследователями / Н. М. Стукаленко, Ж. Ибраимова, С. Молгаждарова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 10-6(78). – С. 158-162.
11. Формирование навыка коммуникативного смыслового чтения на уроках в начальной школе / З. З. Шхахутова, С. М. Хапачева, Д. Д. Жажева, С. А. Жажева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 40. – С. 18-23.