Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что подготовка к ОГЭ является первым серьезным испытанием в жизни школьника. Впервые в жизни ему предстоит продемонстрировать весь свой багаж накопленных знаний за все время обучения в школе.
Именно поэтому подготовка к ОГЭ должна вестись по двум направлениям. С одной стороны – это самостоятельная подготовка в плане изучения учебных материалов и тестовых заданий по нужным школьнику дисциплинам. Школа со своей стороны назначает для учеников консультации и организует пробные тестирования.
1. Анализ теоретических источников по проблеме методического сопровождения подготовки школьников к ОГЭ
1.1. Понятие о подготовке к сдаче экзамена
ОГЭ (основной государственный экзамен) требуется для контроля знаний после 9 классов образования. После экзамена ребенок получает аттестат об основном общем образовании и может поступать в колледж / профессиональное училище или продолжать обучение в школе.
ОГЭ состоит из двух обязательных предметов и двух по выбору. Обязательными предметами являются русский язык (письменно и устно) и математика. Ребенку предлагается 9 дисциплин на выбор: общественные науки, физика, химия, биология, история, география, информатика, иностранные языки и литература.
Предметные темы для ОГЭ следует выбирать исходя из конкретных ваших целей. Например, если цель ребенка – ВУЗ, то желательно брать те дисциплины, которые требуются для поступления.
ОГЭ – это своеобразное генеральное репетиционное тестирование перед более масштабным и серьезным испытанием. Укажем глобальные изменения в ОГЭ, принятые в 2022 году в блоке социальных наук.
Итак, представим актуальный алгоритм подготовки ребенка к ОГЭ. Для начала необходимо, что бы ребенок самостоятельно оценил свой реальный уровень знаний. Это нужно для того, что бы ребенок начал понимать, что ему необходимо примерно знать, что его ждет на экзамене и объективно оценить свои силы перед подготовкой.
Все новости и темы ОГЭ можно найти на сайте ФИПИ. Есть также демо-версии тестовых заданий актуальных в предыдущие года, т.е. в прошлые экзаменационные сезоны.
Ребенку необходимо пройти их все. Это необходимо для того, чтобы сам ребенок его родители и педагоги смогли понять, во-первых, какие предметы ребенок знает лучше, а какие хуже. Во-вторых, ребенок и взрослые смогут понять, подготовку к каким предметам и каким разделам ребенок сможет провести самостоятельно, а где ему придется помогать взрослым.
В-третьих, нарешивание заданий из прошлогодних экзаменационных заданий ОГЭ помогает ребенку психологически подготовиться к экзамену, а так же сформировать алгоритм решения похожих или аналогичных заданий (по образу и подобию).
Ребенку и взрослым необходимо подробно рассмотреть типовые задания, а также познакомиться с принципами оценивания таких заданий экзаменационной комиссией. Нужно также отметить, что Министерство образования в своих методических указаниях закрепило, что материалы контрольно-измерительные по уровню сложности бывают трех уровней. Соответственно это базовый, расширенный и повышенный уровни сложности.
1.2. Принципы организации подготовки к ОГЭ в школе
В 2011 году в практику школьного образования были введены новые ФГОС. Новые стандарты в основном направлены на усиление практической направленности школьного образования. С тех пор ФГОС несколько раз совершенствовались, но основная их цель остается прежней.
Изменения в экзаменах 2022 года соответствуют содержанию ФГОС. Школа постепенно отказывается от принципа «выучил, запомнил, написал» и переходит к развитию критического мышления, навыков рефлексии.
Практически по всем предметам больше домашних заданий с продуктивным уровнем. Например, если раньше тестовых заданий на выбор правильного ответа было больше, то теперь от них постепенно отказываются.
По математике пропали домашние задания, где нужно буквально вычислять площадь фигуры по клеточкам; это было просто, не требовало особых навыков. Но теперь по физике во второй части нужно не только решить задачу механики, но и объяснить, почему при решении используются те или иные законы. Или, например, раньше по обществознанию было Задача с экономической программой, для которого нужно было просто выбрать правильное описание из уже предложенных вариантов ответа.
Отсюда следует простой вывод, что теперь школьникам необходимо ориентироваться на готовые и стандартные решения, а конструировать свое собственное, индивидуальное решение той или иной задачи. Есть ряд принципиально новых вещей.
Изменились форматы многих заданий во второй части. Человеку, приступающему к подготовке, необходимо четко понимать структуру экзамена: какие задания остались, что нового.
Полагаться на не относящиеся к делу тестовые экзаменационные методики будет пустой и бесполезной тратой времени. Темы, новые для кодификатора тестовых заданий относятся к общественным и общеобразовательным наукам, таким как литература и история.
1.3. Особенности процедуры проведения ОГЭ
В начале учебного года выпускники должны решить, какие экзамены в форме ОГЭ они будут сдавать. Список возможных предметов можно уточнить у директора школы.
Нельзя написать заявку на каждую тему отдельно - все темы указаны в одной форме. Выборы желательно сделать не позднее февраля, потому что подать заявку на участие в ОГЭ необходимо до 1 марта.
После этого список экзаменов изменить нельзя. В приложении также указаны даты сдачи экзаменов, которые на данный момент уже известны. Русский язык всегда сдается в числе первых.
Директор присваивает заявке номер и отправляет документы в СПК. Вместе с заявлением необходимо предоставить согласие на обработку персональных данных. Согласие пишется от имени родителей, если детям нет 18 лет.
Обучение проходит в течение всего учебного года. Школьник сам вправе выделить время и выбрать способ подготовки.
В начале учебного года в школе разрабатывается план работы по подготовке учащихся к ОГЭ, включающий консультации по каждой теме. Консультации проводятся по графику, утвержденному директором школы.
Пропускать такие консультации не рекомендуется, так как на каждом уроке учитель дает разную информацию. А чтобы не пропустить что-то важное, обязательно посещайте все консультации.
Кроме того, вы можете подготовиться к экзамену самостоятельно, используя интерактивные электронные ресурсы. Они позволяют работать не только с тестовой частью, но и с творческим заданием.
Например, вы можете самостоятельно слушать аудиозаписи текстов, опубликованных на образовательных ресурсах, и практиковаться в написании презентаций. Ранний и основной периоды ОГЭ проводится в 2 этапа: основной и ранний.
Выпускники, которые по уважительной причине не смогут участвовать в основной волне, имеют право сдать экзамены раньше запланированного срока. Но для этого требуется официальное подтверждение в виде документа (справки).
Период преждевременных мероприятий длится в апреле. Основная волна приходится на июнь. Дополнительные сроки предусмотрены в июле для тех, кто не сдал экзамены в основной период. И последний шанс будет в сентябре. Но это возможно только при сдаче 2 из 4 экзаменов.
Чтобы выпускники не забывали даты экзаменов и без опозданий приходили в школу в назначенный день, школа выдает им извещения с указанием предмета, даты, времени начала экзаменов, места проведения экзаменов.
2. Практические аспекты подготовки школьников к ОГЭ по информатике
2.1. Особенности актуальных дидактических материалов по подготовке школьников к ОГЭ по информатике
Вычисление объема текстового сообщения предполагает знание двух формул 2 i = N и I = K*i. В этих формулах i – информационный объем одного символа алфавита, N – мощность алфавита, K – количество символов в тексте, I – информационный объем текстового сообщения.
Задания, представленные школьнику, могут быть в нескольких вариациях. Например, зная N и K вычислить объем сообщения, или, по заданному объему сообщения и количеству символов в нем вычислить мощность алфавита.
Также в ОГЭ присутствует Задача на вычисление объема информации переданного по компьютерной сети. Для его решения необходимо знать формулу I = v*t, где v – скорость передачи сообщения, t – время передачи сообщения, I – информационный объем (размер) файла. В решении требуется вычислить значение неизвестной величины по двум другим заданным величинам.
В этом случае задача состоит из двух действий: вычисления изначально неизвестной величины и определения нового значения одной из величин при измененных условиях. Решение также проверяет возможность преобразования основных единиц в производные, например секунды в минуты или биты в килобайты.
Задания более высокого уровня сложности по данной теме в ОГЭ не встречаются, они составляют основу тестовых заданий по информатике в 11 классе При этом умение решать задания более высокого уровня сложности устанавливается именно при изучении Тема «Измерение количества информации» в средней школе.
Задача № 1
Статья, написанная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 25 символов. Определите информативность статьи в одной из кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами.
1) 20 КБ 2) 200 байт 3) 400 байт 4) 25 КБ
Задача № 2
Статья, написанная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 20 символов. Определите информативность статьи в одной из кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами.
1) 16 КБ 2) 320 байт 3) 160 байт 4) 20 КБ
Задача № 3
Статья, написанная на компьютере, содержит 32 страницы, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 30 символов. Определить информационный объем статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами. 1) 480 байт 2) 24 КБ 3) 30 КБ 4) 240 байт
Задача № 4
Статья, написанная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 30 символов. Определите информативность статьи в одной из кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами. 1) 30 КБ 2) 24 КБ 3) 240 байт 4) 480 байт
Задача № 5
Статья, написанная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 35 строк, в каждой строке 64 символа. Определите информативность статьи в одной из кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами. 1) 70 КБ 2) 280 байт 3) 56 КБ 4) 560 байт
Задача № 6
Статья, написанная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 40 символов. Определите объем информации статьи в кодировке Windows-1251, в которой каждый символ кодируется 8 битами. 1) 20 КБ 2) 320 байт 3) 16 КБ 4) 160 байт
Задача № 7
Статья, написанная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 30 символов. Определить информационный объем статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами. 1) 120 байт 2) 15 КБ 3) 12 КБ 4) 240 байт
Задача № 8
Статья, написанная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 40 символов. Определите объем информации статьи в кодировке Windows-1251, в которой каждый символ кодируется 8 битами. 1) 400 байт 2) 25 Кбайт 3) 20 Кбайт 4) 200 байт
Задача № 9
Статья, написанная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 40 символов. Определите информативность статьи в одной из кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами. 1) 640 байт 2) 320 байт 3) 32 КБ 4) 40 КБ
Задача № 10
Статья, написанная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 60 символов. Определить информационный объем статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами. 1) 480 байт 2) 24 КБ 3) 240 байт 4) 30 КБ
Задача № 11
2.2. Практические аспекты подготовки школьников к ОГЭ по заданной теме
Не все школьники, изучающие информатику на базовом уровне, могут продемонстрировать в рамках ОГЭ по информатике уровень подготовки, необходимый для получения хороших и отличных оценок. Это значит, что задача учителя продумать систему организации подготовки учащихся к ОГЭ.
Начинать подготовку школьников к ОГЭ необходимо как можно раньше, но наиболее интенсивным периодом подготовки школьников к ОГЭ по информатике является последний год обучения. Одной из составляющих успеха учителя является успех его учеников. В настоящее время успехи выпускников ОГЭ многие считают главным результатом педагогической работы.
В спецификации указано, что содержание экзамена по информатике рассчитано на выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по материалам учебной программы предмета. Результаты ОГЭ могут быть использованы при получении профильных 10 классов, а также при поступлении в учреждения среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.
Перед учителем информатики стоит непростая задача. С одной стороны, необходимо обеспечить школьников такими знаниями, чтобы они могли успешно подготовиться к выбранной ими профессиональной деятельности, продолжать свое обучение на протяжении всей жизни, жить и работать в информационном обществе.
С другой стороны, необходимо подготовить учащихся к ОГЭ, основной целью введения которых является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы. Основу экзамена составляют очень хорошо формализованные темы:
Презентация и передача информации.
Обработка данных
Основные ИКТ-устройства
Регистрация информации об объектах и процессах средствами ИКТ, создание и обработка информационных объектов
Дизайн и моделирование
Математические инструменты, электронные таблицы.
Организация информационной среды, поиск информации.
Анализируя кодировщик на соответствие учебникам и образцовым программам для ЭВМ, можно сделать следующие выводы: в программе под редакцией Н.Д. Угринович без темы: «Работа с массивами», «Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры», «Основы логики», «Возможности информационно-коммуникационных технологий (выбор подходящего программного средства для обработки различной информации)», «Технологии программирования», «Преобразование логических выражений», «Построение таблиц истинности и логических схем». Тема частично использована: «Технологии программирования».
С помощью этих примерных программ не удается успешно подготовить учащихся к ОГЭ, так как кодер не полностью соответствует примерным программам. По этим программам возможна подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по информатике, но при условии изучения недостающих тем дополнительным способом.
2.3. Подготовка к тематическому блоку «Представление и передача информации»
Тематический блок «Представление и передача информации» представлен в ОГЭ 3 типами (частями) заданий:
1) 9 заданий базового и повышенного уровня в виде теста с необходимостью выбрать 1 вариант ответа из 4 представленных (не требуют использования компьютера и калькулятора для выполнения);
2) 11 заданий базового и повышенного уровня в виде заданий с краткой формой ответа, обучающиеся должны сами сформулировать ответ и записать его в виде последовательности символов (не требуют использования компьютера и калькулятора для выполнения);
3) 1 задание повышенной сложности и 2 задания высокого уровня сложности, практическая работа обучающихся с применением специального программного обеспечения, результаты выполнения заданий записываются в отдельный файл, отрабатываются навыки работы с текстами и таблицами.
На первом этапе подготовки обучающихся к ОГЭ по темам блока «Представление и передача информации» учитель вместе с учащимися повторяет теорию по данным вопросам, обращаясь к учебникам и мультимедийным презентациям. В рамках этого процесса учитель рассказывает теорию, организует семинары и проводит дискуссии.
Заключение
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
ОГЭ – это итоговый государственный экзамен, который показывает степень овладения школьником основных общих знаний, т.е. среднего школьного образования. Именно поэтому ОГЭ происходит в 9 классе, а не раньше.
Подготовка к ОГЭ является первым серьезным испытанием в жизни школьника. Впервые в жизни ему предстоит продемонстрировать весь свой багаж накопленных знаний за все время обучения в школе.