Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Специалисты, занимающиеся проблемами развития дошкольников, считают, что мелкая моторика очень важна, так как через нее развиваются такие высшие функции, как мышление, внимание, зрительная и двигательная память. Так же мелкая моторика важна для развития речи, воображения, наблюдательности и координации. Человеку необходимы точные координированные движения для выполнения бытовых действий, таких как письмо, одевание и прочие.
Связь движений рук и тела на развитие высшей нервной деятельности в своих работах рассматривали В. М. Бехтерев [1], Л.С. Выготский [3], Н. С. Лейтес [2], Е.Г. Шумилина [4] и ряд других. Ученые считают, что мелкая моторика является важной предпосылкой развития высших психических функций, таких как память, внимание, восприятие, эмоционально-волевая сфера ребенка и тренировку рук ребенка и его пальцев следует начинать еще на ранних этапах развития и подкреплять ее речевыми действиями.
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что отставание в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста создает проблемы в развитии навыков самообслуживания, затрудняет процесс овладения письмом и другими учебными навыками, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности и затрудняет манипуляции мелкими предметами.
Все это обуславливает необходимость целенаправленной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей. Изобразительная деятельность, в том числе использование техники мозаики, является одним из самых интересных и доступных для детей дошкольного возраста методом развития мелкой моторики.
Объектом исследования является состояние мелкой моторики у дошкольников.
Предметом исследования является использование мозаики для развития мелкой моторики у дошкольников.
Цель курсовой работы заключается в исследовании возможностей техники мозаики в развитии мелкой моторики рук у дошкольников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
– изучить научную литературу по проблеме формирования особенностей развития мелкой моторики и ее значении в жизни ребенка,
– обобщить полученные знания о роли техники мозаики в развитии мелкой моторики;
– выявить возможности и целесообразность использования изобразительного искусства в развитии мелкой моторики детей;
– провести исследование развития мелкой моторики у дошкольников и анализ его результатов;
– разработать упражнения с использованием техники мозаики, направленные на развитие мелкой моторики рук дошкольников.
При написании курсовой работы были использованы методы анализа научной литературы, обобщения и синтеза информации, которые позволили составить представление о роли мелкой моторике рук в развитии дошкольника и техниках её развития, в том числе технике мозаики. Также были использованы методы наблюдения и педагогического эксперимента для выявления текущего уровня развития мелкой моторики у дошкольников и составления упражнения для её развития при помощи техники мозаики.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Возрастные особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
Моторика – это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку [5].
Психологи выделяют три основных вида моторики:
1. Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Например – бег или приседание.
2. Артикуляционная моторика отвечает за координацию работы речевого аппарата, то есть процесс говорения.
3. Мелкая моторика координирует движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам выполнять бытовые действия, например, шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ [6].
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от захвата объектов, до очень мелких движений. Физиологи считают, что движение является важным фактором развития ребенка начиная с эмбрионального периода. Движение плода во время беременности влияет на темпы общего развития ребенка, а после рождения приобретает еще большее значение
Возможность познания окружающего мира во многом зависит от степени развития движений пальцев рук и кисти, то есть мелкой моторики, для которой и характерны различные по сложности целенаправленные движения пальцев рук и кисти.
Исследования развития мелкой моторики и пальцев рук в целом изучались не только педагогами и психологами, но и такими специалистами, как биологи, историки, философы и другие. А. Р. Лурия [7], Н.А. Бернштейн [9] в своих исследованиях указывают, что нормально развивающийся ребенок, в психомоторном отношении, проходит несколько этапов развития.
Все начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до целенаправленной деятельности, осознанного восприятия и преобразования окружающей действительности посредством своих действий. В сознательную деятельность также включается вторая сигнальная система – речь, которая совершенствует развитие ребенка и его деятельность.
Несформированность психомоторики негативно сказывается на характере общения, двигательного поведения и возможностях осуществления большого количество видов деятельности, требующих некоторого уровня моторного развития.
В своих работах И. П. Ильин выделял, что поэтапное становление двигательной функциональной системы, характеризующейся определенными закономерностями развития на разных возрастных этапах онтогенеза, во многом определяет первые поведенческие реакции и последующее психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [6].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бехтерев, В. М. Избранные труды по психологии личности: научное издание / В. М. Бехтерев. - СПб : Алетейя, 1999. - 256 с.
2. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособие для студентов пед. вузов. / Н. С. Лейтес. – М. : Academia, 2001. – 320 с.
3. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций /Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2008. – 500 с.
4. Шумилина, Е. Г. Моторное развитие / Е. Г. Шумилина. – М. : ХК ИППК ПК, 2010. – 114 с.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Владос, 2011. - 672 с.
6. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека /Е.П. Ильин. – СПБ.: Питер, 2005. – 382 с.
7. Лурия, А. Р. Мозг человека и психические процессы/А. Р. Лурия – М.: Педагогика, 1970. – 495 с.
8. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: Учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А.Р. Лурия. – М.: Academia, 2002. - 345с.
9. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн – М.: Книга по Требованию, 2012. – 496 с
10. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников /С. Прищепа //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С.60-61.
11. Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации./ О.П. Рожков, И.П. Дворова - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 226 с.
12. Смирнов, В.М. Физиология человека: учебник для вузов. - М.: Медицина, 2009. - 453 с.
13. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка/ М.М. Кольцова. - М.: Просвещение, 1973. - 228 с.
14. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
15. Рузанова, Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности [Текст] / Ю. В. Рузанова– М. : КАРО, 2007. – 159 с
16. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа / И. А. Лыкова– М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208 с.
17. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество /Т. С. Комарова– М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 168 с.
18. Чик, М. Мозаика /М. Чик / пер. с англ. М.: ИД «Ниола XXI век», 2004. –96 с.