Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Личность – социально–психологическая сущность человека, формируется под влиянием жизни в обществе, воспита-ния, обучения, общения, взаимодействия. Совокупность взаимодействий между индивидами, их природа в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоци-ональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоен-ные личностью нормы и ценности общества, активность личности, ее дея-тельность в системе межличностных отношений.
В любом учреждении в процессе совместной деятельности людей воз-никают определенные эмоционально окрашенные психологические связи. На основе таких связей возникает зависимость членов коллектива друг от друга, от совместно выполняемых функций или задач, формируются групповые нормы и традиции, групповое настроение, психологический климат. Усло-вия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы суще-ственно влияют на успешность деятельности всей организации, на удовле-творенность профессиональной деятельностью отдельного человека и груп-пы в целом.
Каким бы ни было число сотрудников организации, сколько бы отде-лов и подразделений не имела его структура, все члены коллектива, начиная от руководства, кончая рядовым сотрудником, объединены друг с другом в межличностных коммуникациях. Однако, для некоторых сотрудников этот процесс представляет собой непосредственное межличностное общение, а для других опосредован различными каналами и техническими устройствами.
Проблема исследования заключается в том, что профессия педагога – одна из самых сложных и ответственных профессий. Общество предъявляет к педагогу более высокие требования, чем к людям других профессий. Именно на учителя возлагается ответственная роль по созданию социальной воспита-тельной среды, а сам педагог должен выступать одновременно организато-ром, управителем и частью этой среды. Современный педагог – это не толь-ко передатчик знаний, но, прежде всего личность, отличающаяся индивиду-альным своеобразием и проявлением. Все это требует от сотрудников педа-гогического коллектива высокой точности и слаженности работы. В свою очередь межличностное взаимодействие в трудовом коллективе и психологи-ческий климат напрямую влияют на отношение сотрудников к труду, каче-ство профессиональной деятельности. В связи с этим актуальным является изучение особенностей взаимодействия в педагогическом коллективе.
Цель исследования – изучить особенности взаимодействия в педагоги-ческом коллективе.
Объект исследования – педагогический коллектив.
Предмет исследования – особенности взаимодействия в педагогическом коллективе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы особенностей взаимодей-ствия в педагогическом коллективе.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей взаимодействия в педагогическом коллективе.
3. Выявить взаимосвязь межличностного взаимодействия в педагогиче-ском коллективе с особенностями личности педагогов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что существуют значимые взаимосвязи между особенностями межличностного взаимодействия в педа-гогическом коллективе и особенностями личности педагогов.
Глава I. Теоретический анализ особенностей взаимодействия в педагоги-ческом коллективе
1.1. Характеристика взаимодействия в рабочем коллективе
Общество – это система реальных связей и взаимодействий человека с другими людьми, социальными группами, совокупность всех социальных отношений - опосредованных и непосредственных, сознательных и неосо-знанных. В процессе деятельности люди обмениваются не только информа-цией, но и различными действиями. Эти действия обеспечивают планирова-ние совместной деятельности, ее координацию и распределение функций.
Совокупность взаимодействий между индивидами составляют обще-ственную иерархическую лестницу. Связи между членами общества суще-ствуют благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (эконо-мических, политических и т. д.) [9].
Любое взаимодействие между людьми, будь то игра, трудовая деятель-ность или учение не может происходить без общения. Общение – процесс, сопровождающий взаимодействие людей и обеспечивающий достижение об-щих целей.
В структуре межличностных взаимодействий различают:
а) коммуникативную сторону (обмен информацией между людьми);
б) интерактивную сторону (обмен побуждениями, действиями с целью удовлетворения своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений);
в) перцептивную сторону (процесс восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга).
К структурным параметрам, задающим содержание отношений, отно-сят следующее:
- дистанция, или степень психологической близости партнеров - близ-кая, далекая;
- валентность, или оценка отношений - позитивная негативная, проти-воречивая, безразличная;
- позиция партнеров - доминирование, зависимость, равенство;
- степень знакомства - отношения поверхностные, приятельские, това-рищеские, дружеские, любовные, родственные [10].
Любой индивидуум в любой ситуации исполняет в своих взаимоотно-шениях с окружающими ту или иную роль. Качество исполнения им этой роли зависит от двух взаимосвязанных групп факторов, к которым относят-ся:
1) характеристики самого индивидуума (личность, карьерные устрем-ления и профессиональные навыки);
2) характеристики ситуации.
Индивидуум подвергается воздействию ситуации, в которой он оказал-ся, а ситуация в определенной степени зависит от индивидуумов, в нее вовле-ченных. В центре внимания, таким образом, оказывается влияние ситуаций и окружения на личность в целом и на ее поведение в частности.
Стремление нравится другим людям и их взаимные чувства по отноше-нию к нам составляют важную сторону социальной жизни, играет значитель-ную роль в хорошем самочувствии любого человека.
Межличностная аттракция – процесс предпочтения одних людей дру-гим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. Выделяют факторы, которые оказывают наибольшее влияние на процесс межличност-ной аттракции: внешние (не связанные непосредственно с процессом взаимо-действия и внутренние (те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции). К внешним факторам относят: степень выраженности потребности в аффилиации, эмоциональное состояние партнеров, пространственную близость. К внутренним факторам относят: физическую привлекательность, стиль общения, сходство, дополни-тельность, поддержку [6].
Межличностная привлекательность во многом зависит от совместимо-сти людей. При несовместимости возникают негативные взаимоотношения и острые конфликты. На взаимоотношениях сказывается и срабатываемость людей в процессе совместной деятельности, сопровождающейся повышением удовлетворенности друг другом [3].
Проблемы межличностного взаимодействия людей являются предме-том исследования многих отраслей психологической науки и практики. В по-следнее время все большую актуальность данная проблема приобретает в рамках изучения межличностных коммуникаций внутри трудовых коллекти-вов.
В науке часть авторов отождествляют общение и взаимодействие, пред-ставляя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как об-мен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействи-ем и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержа-ния. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции [18].
Коммуникация – понятие, близкое к понятию общения, но расширен-ное. Коммуникация понимается как связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами [19].
Внутри любой социальной группы устанавливаются коммуникацион-ные связи членов группы друг с другом. Данный вид коммуникации носит название межличностной. Таким образом, благодаря межличностной комму-никации членов группы между собой происходит обмен информацией, эмо-циями, побуждение к действиям и т.д.
Межличностная коммуникация имеет ряд особенностей.
Человек – существо социальное, поэтому его жизнь невозможна без общения. Общение, таким образом, выступает одной из основных потребно-стей современного человека. Исходя из этого, межличностная коммуникация, как психо – социальный феномен, характеризуется неотвратимостью и неиз-бежностью.
Неотвратимость понимается как тот факт, что невозможно уничтожить сказанное (высказывание «слово не воробей» как раз и свидетельствует о неотвратимости коммуникативного акта).
Неизбежность понимается таким образом, что человек, даже если он не хочет или избегает общения, являясь членом общества, все равно столкнется с коммуникацией, не прямой (непосредственное общение с другим челове-ком), так косвенной, опосредованной (воздействие СМИ, чтение книг, поиск информации в Интернете и т.д.) [9].
Межличностная коммуникация невозможна без обратной связи. Все участники взаимодействия являются его субъектами, то есть не только при-нимают послание на вербальном, эмоциональном и поведенческом уровне, но и реагируют на него, используя те же каналы: вербальный, эмоциональ-ный и поведенческий. Любое послание вызывает ответную реакцию, которая немедленно отправляется партнеру по коммуникации. Человек реагирует на послание, демонстрируя свое к нему отношение. В этом и заключается об-ратная связь.
Обратная связь сразу же превращается в ответное послание, на которое следует реакция первого участника по коммуникации. И, таким образом, уже он дает обратную связь своему партнеру по общению и т.д.
Одним из первых обратил внимание на важность обратной реакции в межличностных коммуникациях У. Шрам. Автор подчеркивает, что необхо-димо разделять роли отправителя и адресата коммуникационного сообще-ния. Таким образом, подчеркивает У. Шрам, межличностные коммуникации не могут иметь конца, они бесконечны [8].
Одной из характеристик межличностной коммуникации является ее по-этапность. Данная характеристика заключается в том, что межличностное взаимодействие – это процесс, который имеет определенную динамику и эта-пы. Так, можно выделить такие этапы коммуникационного процесса между людьми, как установление контакта, подъем и спад интенсивности общения, прекращение и возобновление отношений между участниками коммуника-ции.
Также важной характеристикой межличностной коммуникации являет-ся многоканальность. То есть, общение между участниками происходит од-новременно на нескольких уровнях или, другими словами, каналах. Так, при общении собеседники не только видят и слышат друг друга, но и могут при-коснуться к партнеру по общению, ощутить его запах, оценить расстояние, на котором он находится он него и т.д. Параллельно с вербальным общени-ем происходит взаимодействие и на невербальном уровне – таким образом, это тоже каналы коммуникации [11].
К основным функциям межличностной коммуникации относятся ин-формационная, экспрессивная и прагматическая.
Информационная функция заключается в обмене информацией между участниками процесса общения: это мысли, идеи, размышления и т.д.
Экспрессивная функция подразумевает обмен эмоциями в процессе общения: у участников коммуникации может изменяться настроение из-за восприятия эмоционального состояния собеседника.
Прагматическая функция заключается в том, что коммуникация влияет и на поведение ее участников: она побуждает к действию, изменяет его и т.д.
Также можно выделить такие функции как взаимодействие и воздей-ствие [20].
В организации руководители, сотрудники аппарата управления, кон-кретные исполнители связаны между собой различными видами делового и неформального общения, потоками информации, которые в совокупности представляют единую коммуникационную систему.
Внутриорганизационные коммуникации бывают вертикальными (вос-ходящими и нисходящими), т.е. между различными иерархическими уров-нями, и горизонтальными (между различными подразделениями). Коммуни-кации между неформальными группами и сообществами, имеющимися в ор-ганизации, могут охватывать целый набор связей - от бытовых до связей, ка-сающихся производственных процессов, кадровых перестановок и т.п.
В рабочей сфере доминирующим является деловой вид общения, кото-рый отличается от бытового, где можно демонстрировать свое «Я». В дело-вом общении неважными остаются личностные качества, хотя они тоже учи-тываются. Главными становятся желания и цели, а также стремления оппо-нента, которые следует совместить таким образом, чтобы совместная дея-тельность привела обе стороны к желаемому результату.
Особенностью делового общения становится четкая регламентирован-ность – подчиненность установленным нормам, которые определяются тра-дициями, профессиональными рамками и культурными обычаями [22].
Процесс делового общения реализует все этапы межличностных отно-шений: возникновение взаимного контакта, формирование внутреннего от-ношения людей друг к другу на рациональном и эмоциональном уровнях, обращение людей друг к другу.
Успешность делового общения зависит от подхода к делу на основе со-трудничества, учета взаимных интересов и запросов. Только в таком случае можно найти творческое решение задачи, где все стороны выигрывают.
Принципы делового взаимодействия [22]:
1. Целенаправленность – достижение поставленной задачи. Нередко человек в ходе делового общения достигает сразу нескольких задач, одни из которых являются осознаваемыми (решение рабочего вопроса), а другие – неосознаваемыми (показать свои качества, например).
2. Межличностность общения – партнеры заинтересованы друг в дру-ге. Хоть их общение направлено на решение рабочих задач, между ними все же устанавливаются межличностные связи, где оцениваются качества и лич-ные притязания друг к другу.
3. Многомерность – не только обмен данными, но и установление меж-личностных связей. Непрерывность коммуникаций – поддержание контактов на всех уровнях общения.
В ходе делового общения люди не просто обмениваются рабочей ин-формацией, но и создают эмоциональный настрой, который зависит от их отношения друг к другу, поэтому деловое общение является формой меж-личностных отношений. В каждой сфере люди взаимодействуют, соблюдают правила, этикет, принципы, стили. Все это необходимо и в деловой сфере, где правильное использование всех принципов и правил приводит к положи-тельному итогу.
Таким образом, межличностные взаимодействия – это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопро-вождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями индивидов, в них участвующих. В структуре межличностных взаимодей-ствий различают: коммуникативную (обмен информацией между людьми) сторону; интерактивную (взаимодействие людей друг с другом, обмен по-буждениями, действиями с целью удовлетворения своих потребностей, инте-ресов, реализации целей, планов, намерений) и перцептивную сторону (про-цесс восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга).
Проблемы межличностного взаимодействия людей, которые являются членами определенной социальной группы, являются предметом исследова-ния многих отраслей психологической науки и практики. Поведение человека в отношениях с другими зависит от познавательных, волевых и эмоциональ-ных процессов. В деловом общении основной стороной взаимоотношений выступает коммуникация. Основные функции межличностных коммуникаций состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуально-сти каждого ее элемента. Отсюда следует, что эффективная коммуникация направлена на решение трудовых задач и на сохранение индивидуальности каждого из взаимодействующих.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ахмедханов, А.М. Психология группы: курс лекций [Текст] / Ахмедха-нов А.М., Ахмедханова Р.А.. – Махачкала, 2020. – 212с.
2. Голубцова, М.В. Культура педагогического общения – как условие благоприятного психологического климата в школе [Текст] / М.В. Го-лубцова // Молодой ученый. – 2015. – № 22.3 (102.3). – С. 4-6.
3. Донцов, А.И. Психология коллектива [Текст] / А.И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 168с.
4. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емелья-нов. – СПб.: Питер, 2009. – 384с.
5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2010. – 447с.
6. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 576 с.
7. Какун, А.В. Формирование культуры межличностных отношений в пе-дагогическом коллективе школы [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / А.В. Какун; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2009. – 19 с.
8. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации [Текст] / В.Б. Кашкин. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175с.
9. Классическая социальная психология [Текст]: учеб. пособие для сту-дентов вузов / И. Г. Антипов и др.; общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: ВЛА-ДОС, 2011. – 414 с.
10. Козловская, Н.В. Психология общения [Текст] / Н.В. Козловская: учеб-ное пособие. – Ставрополь: Изд–во СГУ, 2008. – 409 с.
11. Красноплахтова, Л.И. Личность и межличностные отношения в груп-пах и коллективах [Текст] / Л. И. Красноплахтова: учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с.
12. Куницына, В.Н. Межличностное общение [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н. В. Погольша. – СПб.: Питер, 2007. – 367с.
13. Микляева, Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое посо-бие [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 384 с.
14. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 318с.
15. Паршуков, В.Г. Исследование социально-психологических факторов, влияющих на межличностные отношения в педагогическом коллективе [Текст] / В.Г. Паршуков // Казанская наука. – 2012. – № 4. – С. 319 - 322.
16. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластени-на. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
17. Практикум по возрастной психологии [Текст] / под редакцией Л.А. Го-ловей, Е.Ф. Рыбалко– СПб.: Речь, 2008. – 688с.
18. Робер, М.А. Психология индивида и группы [Текст] / М.А. Робер, Ф. Тильман. – М.: Прогресс. 1988. – 179с.
19. Сосновская, А.М. Деловая коммуникация и переговоры [Текст] / А.М. Сосновская: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. – 180с.
20. Социальная психология [Текст] / Под ред. А.Л. -Журавлева. – М.: Ин-ститут психологии РАН, 2002. – 351 с.
21. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
22. Яковлева, Н.Ф. Деловое общение [Текст] / Н.Ф. Яковлева: учеб. посо-бие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 269с.