Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Одной из главных задач, стоящих перед обществом в борьбе с коррупцией, является доступность и открытость информации. Именно реклама препятствует созданию среды, благоприятствующей активному развитию коррупции. Средства массовой информации могут раскрывать совершенные коррупционные деяния.
Для того чтобы средства массовой информации освещали все события максимально достоверно и честно, они должны быть независимы от национальных структур и властей. Средства массовой информации должны быть независимым подразделением по борьбе с коррупцией.
Основная задача работников СМИ - представлять интересы общественности, защищать права граждан в области получения достоверной информации и избегать освещения односторонних взглядов. Работа репортера - это его особая обязанность, и он может выполнять эту обязанность только в том случае, если это позволяет законодательная база.
Объектом исследования: являются правовые и организационные отношения, складывающиеся в процессе деятельности институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции.
Предметом исследования: выступает комплекс проблем научного и прикладного характера, связанных с организацией участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции.
Цель исследования: проанализировать роль общественных объединений СМИ в борьбе с коррупцией, а также изучить, какую значимость они имеют к настоящему моменту времени.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. раскрыть задачи и место средств массовых информаций в борьбе с коррупцией;
2. рассмотреть законодательную базу средств массовых информации в противодействии коррупции;
3. проанализировать средства государственной поддержки СМИ в противодействии с коррупцией;
4. раскрыть первое антикоррупционное СМИ и его влияние на противодействие коррупции;
5. изучить взаимодействие правоохранительных органов и средства массовых информации в борьбе с коррупций;
6. привести поводы для возбуждения уголовного дела на основании работы СМИ в борьбе с коррупцией.
Методологическая основа исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция, системный метод.
Научная новизна исследования заключается в следующем: установлены сущность, признаки, особенности коррупции в современной России; определена роль СМИ России в антикоррупционной политике с точки зрения парадигмы интеллектуального управления рисками коррупции.
Теоретическая база исследования включает в себя ряд монографий, научных статей, диссертаций и исследовательских работ современных ученых: Головин Ю.А, Иларионова Т.С, Корконосенко С.Г, Крижанская Ю.С, Кукаркин А.В, Колесниченко А.В, Лазутина Г.В, Мельник С.Г и т.д.
Правовые источники включает в себя: Конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента Налоговый кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в разработку научных проблем анализа причин преступности и ее предупреждения с точки зрения влияния на них СМИ.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты СМИ в противодействии коррупции. Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ роли общественных объединений СМИ в борьбе с коррупцией. Заключение содержит общие выводы.
ГЛАВА 1. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
1.1 Задачи и место средств массовых информаций в борьбе с коррупцией
Проблема коррупции носит системный характер, поэтому антикоррупционная политика также должна основываться на системе. Средства массовой информации и коммуникации занимают важное место в системе антикоррупционной политики.
Ресурсный потенциал СМИ, как элемента гражданского контроля, связан с различными возможностями формирования идей социальной справедливости, неприятия антисоциальных явлений и норм, и включает в себя возможность позитивного влияния СМИ на общественное мнение и гражданское поведение. По степени изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на которого было направлено воздействие, можно судить о степени влияния на него воздействующего субъекта или объекта [17, с. 58].
Средства массовой информации располагают для этого достаточными ресурсами: количеством получателей (реклама), периодичностью выпуска и различными проявлениями материалов, это всеми известные: печать, телевидение, радио, кинохроника, Интернет.
Целями средств массовой информации в борьбе с коррупцией являются:
1.Информирование граждан об их существующей ответственности за коррупцию. На самом деле многие граждане не хотят знать или слышать, к чему может привести доставка или получение взяток. Коррупция является наказуемым деянием, и санкции применяются ко всем участникам этого деяния.
2. Установление социальных и этических норм и принципов борьбы с коррупцией. Многие люди считают, что взяточничество - это не плохо, а естественное явление, с которым не нужно бороться. Общество должно понимать, что коррупция - это негативный образ. Хотя все становится неотъемлемой частью общества, роль средств массовой информации заключается в том, чтобы донести это до общественности.
3. Публичность всех случаев коррупции без исключения. Хотя взяточничество может быть крупным или мелким, средства массовой информации должны немедленно сообщать обо всех случаях коррупции. Однако недостаточно просто сообщать о фактах прошлого. Необходимо выделить результаты и наказания за совершенные преступления.
4. Поддержка национальной борьбы с коррупцией. Хотя абсолютно все экономические системы в мире имеют определенную степень коррупции, коррупция позволяет людям по-разному преследовать свои интересы. Ни одна страна, даже самая экономически развитая, не может успешно бороться с коррупцией без социальной поддержки.
Самый простой способ для антикоррупционных изданий - это разоблачать факты коррупции и сообщать о громких коррупционных преступлениях. Для того чтобы повысить роль средств массовой информации в борьбе с коррупцией, необходимо включить следующие направления:
1. информировать общественность о возможных формах коррупции для повышения правовой осведомленности граждан;
2. организовывать круглые столы для обмена мнениями и обсуждения проблемных вопросов борьбы с коррупцией;
3. освещать положительный опыт и эффективные антикоррупционные практики в различных регионах.
Аналитические материалы, опубликованные в СМИ, связаны с индексом коррупции, который позволяет сравнивать решения регионов, отраслей, крупных предприятий и органов власти. Кроме того, средства массовой информации имеют прямую возможность организовывать и отслеживать удовлетворенность людей состоянием антикоррупционной политики, например через социальные опросы граждан.
Так, опубликовывая в средствах массовой информации тематическую информацию, предоставляемую административными органами, население „получает юридическое образование“ для формирования нетерпимости к коррупции. Б.Ф. Поршнев писал, что в исходном материале СМИ, речь является способом внушения, мощнейшим из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека [12, с. 116].
Доступ граждан к информации, раскрывающей действия властей, считается одним из главных показателей политической демократии. По этой причине Интернет широко используется для информирования общественности о деятельности органов государственной власти и местных административных учреждений.
Таким образом, ресурсный потенциал СМИ неразрывно связан с различными возможностями формирования нетерпимости к проявлениям коррупции и включает в себя возможность активного влияния на общественное мнение и гражданское поведение.
Главная цель средств массовой информации - раскрыть обществу скрытые коррупционные механизмы и лишить его благоприятной основы для развития и распространения. Средства массовой информации являются механизмом влияния на общественное сознание и могут формировать устойчивый стереотип о неприятии коррупционных проявлений.
Коррупция влияет на работу государственного аппарата и государственной структуры, способствует замедлению роста национальной экономики, ставит под сомнение эффективность работы государственных институтов и снижает власть и авторитет в глазах граждан.
Современное сознание характеризуется двойственным отношением к коррупции. С одной стороны, общество понимает негативные последствия коррупции во всех сферах отношений. С другой стороны, это стало рутиной и вошло в привычку при решении любой проблемы. Следует отметить, что в
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.07.2020, № 31.Ст. 4398.
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ // “Собрание законодательства РФ ”, 22.05 1995 №21 ст 1930.
3.Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ // “Собрание законодательства РФ ”, 15,01.1996 №3, ст 145
4. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008 №52 ст.6228
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ //” Российская газета”, №249, от 22.12.2001
6. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 14.07.2022) «О средствах массовой информации».
7.Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» // Собрание законодательства РФ, 23.08.2021, № 34. Ст. 6170.
Библиографический список
8. Головин, Ю. А. Отечественные Средства Массовой Информации / Ю. А. Головин. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 293 c.
9. Иларионова, Т.С. Информационные процессы в современной России / Т.С. Иларионова. — М.: Изд-во РАГС, 2019. – 215 с.
10. Корконосенко С. Г. Социология журналистики : учеб. пособие / С. Г. Корконосенко. — М. : Аспект Пресс, 2019. — 320 с.
11. Крижанская, Ю.С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская. — М.: Смысл, 2019. – 312 с.
12. Кукаркин, А. В. Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы / А. В. Кукаркин. — М. : Политиздат, 2018. — 399 с.
13. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика / А.В. Колесниченко. - М.: Издательство МГУ, 2018. - 192 c.
14. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. - М.: Аспект пресс, 2019. - 320 c.
15. Мельник, С.Г. Общение в журналистике: секреты мастерства / С. Г. Мельник. — СПб.: Питер, 2019. – 352 с.
16. Мухин, А.А. Медиа-империи России / А. А. Мухин. — М.: Наука, 2018. – 402 с.
17. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 2019. – 179 с.
18. Рацибурская, Л. В. Специфика коррупционной деятельности. Учебное пособие / Л. В. Рацибурская. - М.: Флинта, 2019. - 149 c.
19. Шапкина, Е.А. Конституционные основы взаимодействия государства и институтов гражданского общества в противодействии коррупции // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. - 2019. - № 2 (21). – С. 116-123.
Интернет - источники
20. Российская статистика[Электронный ресурс] // www.rosstat.ru ( дата обращения 14.11.2022 )
21. Первое антикоррупционное СМИ. [Электронный ресурс] //www.pasmi.ru ( дата обращения 10.11.2022 )