Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современная образовательная среда непрерывно изменяется. Образовательный процесс постоянно корректируется с учетом стремительного развития коммуникаций и образовательных технологий. В начальной школе очень важно не потерять у ребёнка стремление учиться. Учителя стремятся заинтересовать детей учебно-воспитательным процессом, делая его ярче и увлекательнее. Учитель школы сегодня должен развивать у младшего школьника способность самостоятельного открытия знаний и умений их применять во всевозможных жизненных ситуациях. При этом ребёнок должен всегда занимать активную познавательную позицию.
В традиционной образовательной модели ученик получал новые знания в готовом виде. Сегодня педагогу необходимо развивать его познавательную сферу, для того, чтобы ребёнок был всегда заинтересован и проявлял инициативу в обучении. Очевидно, что процесс обучения в этом случае должен быть разнообразным и вызывать интерес ребёнка. Учителя используют различные образовательные технологии, чтобы поддержать интерес ребёнка. Одной из новых технологий можно назвать технологию квест. В современной образовательной практике она представляет собой технологию, в которой сочетается целенаправленный поиск решения при выполнении проблемного задания с приключениями или игрой по определенному сюжету.
Уроки культуры речи в школе всегда являются актуальными. Культура современного человека в речевом общении с другими людьми проявляется в единстве слова и дела, мысли и чувства. Речь – это один из видов поведения человека. В словах и интонациях человека выражено не только видение вещей и явлений, но и отношение к людям. Черствое, грубое слово, равнодушная интонация обижают и оскорбляют. Не каждый человек задумывается над тем, как его слово и его интонация действуют на собеседника.
Речь человека точно указывает на то, в какой среде вырос и общается человек и каков его культурный уровень. От степени владения нормами и богатством языка зависит, насколько точно и грамотно, может говорящий выразить свою мысль. Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления. Каждый говорящий должен задумываться не только над тем, что он говорит, но и над тем, как говорит. Поэтому школьников необходимо обучать культуре речи.
Цель работы: описать теорию и практику использования квест-технологии во внеклассной работе по русскому языку на примере изучения культуры речи.
Объект исследования: процесс внеклассной деятельности по русскому языку.
Предмет исследования: использование квест-технологии как средства по изучению культуры речи школьников.
Задачи:
1. Проанализировать понятие и характеристику особенностей квест-технологии во внеклассной работе по русскому языку при изучении культуры речи.
2. Описать использование квест-технологии по русскому языку при изучении культуры речи во внеурочной деятельности.
3. Рассмотреть организационно - педагогические условия для реализации квест-технологии по русскому языку при изучении культуры речи во внеурочной деятельности.
4. Предложить методические рекомендации по реализации квест- технологии по русскому языку при изучении культуры речи во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, Н.И. Системно - деятельностный подход как основа для формирования метапредметных результатов [Текст] / Н.И. Аксенова // материалы междунар. науч. конф. – Санкт – Петербург: Реноме, 2012 – С. 140–142.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская // пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008 – 151 с.
3. Афанасьева, Л.О. Использование квест - технологии при проведении уроков в начальной школе [Текст] / Л.О. Афанасьева, Е.А. Поречная // Школьные технологии. – 2012. – No 6. – С. 149.
4. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. – Cанкт- Петербург: Peчь, 2005. – 128 с.
5. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.В. Барышникова // учебное пособие. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.
6. Багузина, Е.И. Психолого-педагогические предпосылки создания квестов. Научные труды Московского гуманитарного университета [Текст] / Е.И. Багузина. – М.: МосГУ, 2017. – С. 50–55.
7. Бобровских, О.Н. Использование квестов в обучении [Электронный ресурс] / учебное пособие // О.Н. Бобровских. – М.: Каро, 2008. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.html (дата обращения 23.01.2023).
8. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в процессе познавательной деятельности [Текст] / В.К. Буряк // Психология обучения. – 2008. – No 3. – С. 118–119.
9. Горбунова, О.В. Квест в педагогике как новая дидактическая модель обучения [Текст] / О.В. Горбунова // Школьные технологии. – 2013. – № 2. – С. 17–32.
10. Григорьева, Т.П. Развитие речи младших школьников [Текст] / Т.П. Григорьева // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 289–92.
11. Гришунина, А.С. Изучение морфологии в начальной школе [Текст] / А.С. Гришунина // Актуальные проблемы формирования и развития личности ребенка в системе «ДОУ – семья – школа»: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Саратов: Наука, 2010. – С. 22–23.
12. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение, 2002. – С.14–19.
13. Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компентностного подхода [Текст] / М.В. Дубова // Начальная школа. − № 1. – 2015. − С. 62–71.
14. Елина, Е.Г. «Новая грамотность», «новая неграмотность» и речевые жанры [Текст] / Е.Г. Елина, М.А. Фризен // Жанры речи. – 2018. – № 3 (19). – С. 168–171.
15. Еремеева, Е.В. Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка [Текст] / Е.В. Еремеева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Первое сентября, 2014. – С. 249–257.
16. Ермаков, И.С. Образование и жизненная компетентность для XXI века [Текст] / И.С. Ермаков // Завуч. – 2015. – № 19. – С. 13–16.
17. Зазимко, И.М. Творческие способности – как их заметить у ребенка [Текст] / И.М. Зазимко // Директор школы. – 2016. – №3. – С. 2–16.
18. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / К.П. Зайцева // Начальная школа плюс До и После. – 2015. – №4. – С. 78–83.
19. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Просвещение, 2012. – 312 с.
20. Знакомимся с образовательной интернет–технологией: квест [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://ikt-ylka.blogspot.com/2018/02/5.html (дата обращения 23.01.2023).
21. Иванишина, С.А. Формы и методы интерактивного обучения [Текст] / С.А. Иванишина // Начальная школа. − 2016. − №3. − С. 27–29.
22. Иванова, Т.В. Использование интерактивнии технологий в педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Т.В. Иванова. − Режим доступа: http://conf.vntu.edu.ua/humed/2010/txt/Ivanova.p (дата обращения 23.01.2023).
23. Иваншенко, В.И. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] / В. И. Иваншенко // Открытый урок. − 2012. − № 5–6. − С. 12–15.
24. Игумнова, Е.А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 18–23.
25. Изволенская, Л.Н. Методика формирования умения составлять план [Текст] / Л.Н. Изволенская // Начальная школа. − 2013. − № 12. − С. 31–34.
26. Игумнова, Е.А. Квест-технология в образовании [Текст] / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // учеб. Пособие /. – Чита: ЗабГУ – 2016. – 164 с.
27. Игумнова, Е.А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования [Электронный ресурс] / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. 2016. – Режим доступа URL: https://science-education.ru/pdf/2016/6/25517.pdf (дата обращения 23.01.2023).
28. Лечкина, Т.О. Технология «квест - проект» как инновационная форма воспитания [Текст] / Т.О. Лечкина // Наука и образование: новое время. – 2015. – 1 (6). – С. 12–14.
29. Малий, Е.Ю. Квест - игра – современные игровые технологии в ОУ [Электронный ресурс] / Е.Ю. Малий // Режим доступа URL: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-sieminaru-praktikumu-kviestighr.html (дата обращения 23.01.2023).
30. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат// учебное пособие. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 713 с.
32. Сокол, И.Н. Классификация квестов [Электронный ресурс]. // Молодой ученый – No 6 (09) – 2014 г. – Режим доступа URL: http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf (дата обращения 23.01.2023).
33. Соколовская, И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике [Электронный ресурс] / И.Н. Соколовская, А. А. Кивилева. Режим доступа URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24225322 (дата обращения 23.01.2023).
34. Щелина, Т.Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т.Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. – 2014. – No 21.1. – С. 146–149.
35. Яковенко, А.В. Использование технологии Web-quest в языковом образовании [Электронный ресурс] / А.В. Яковенко. Режим доступа URL:http:/rusnauka.com/5_SWMN_2012/Pedagogica/1_100769.doc.html (дата обращения 23.01.2023).