Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития художественно-эстетической культуры на фоне социально-экономического развития общества приобретает социальную значимость и является существенной для личностного развития личности дошкольника.
Постоянный процесс совершенствования дошкольного образования направлен на проведение фундаментальных исследований раскрытия внутреннего мира маленького человека, его творческих и художественно-эстетических способностей, а также на всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста: социальное и духовное, познавательное. Этот факт отражается в законодательных актах, положениях, исследовательских программах в виде социального заказа.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ, является основным документом, в котором отражаются цели и задачи воспитания высоконравственных граждан страны, а также идеи гуманистического воспитания.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития старших дошкольников на социально-педагогическом уровне требует новых педагогических средств в организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Выбор проблемы формирования художественно-эстетической культуры в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлен рядом причин, и прежде всего запросом общества: одним из принципов государственной политики в сфере образования является приоритетом свободного развития личности, создания условий для ее самоопределения и самореализации (ст. 14 Закона РФ «Об образовании», ФГОС ДОО) .
В последние годы особое внимание уделяется проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственно-психологического воспитания, т. разносторонняя и духовно богатая личность.
В своих работах Б.М. Неменский, A.C. Макаренко, A.M. Новиков, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. уделяли особенно важное место формированию личности и художественно – эстетической культуре детей старшего дошкольного возраста.
Ощущение красоты природы, окружающих людей, вещей создает у ребенка особые эмоционально-психические состояния, вызывает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Различные аспекты проблемы формирования художественно - эстетической культуры нашли отражение в работах Ю.Б.Борева, Б.Т.Лихачева М.А.Верба, Н.И.Киященко, С.А.Герасимова и др., раскрывающих отдельные вопросы эстетического и художественного образования и воспитания старших дошкольников.
Различные аспекты проблемы формирования художественно-эстетической культуры нашли отражение в творчестве Ю.Б. Борев, М.А. Герасимов, Н.И. Киященко, Верба, С.А. Б.Т.Лихачев и др. и обучение детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить проблему художественно - эстетического воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования –дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: комплекс мероприятий по художественно–эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет наиболее успешным если учтены:
– психолого–педагогические особенности детей старшего дошкольного
возраста;
– основные методы, формы, средства художественно–эстетического
воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить исходный уровень художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
3. Разработать программу, направленную на развитие художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Теоретико-методологической основой исследования являются: психолого-педагогическая теория развития личности (JI.C. Выготский, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин А.Н. Леонтьев, и др.); развитие детей дошкольного возраста (H.A. Ветлугина, З.И. Тюмасева JI.B. Коломийченко, И.Е. Емельянова, JI.B. Трубайчук, и др.); научные основы воспитания детей дошкольного возраста (Н.Е. Веракса, A.B. Хуторской Ф. Фребель, М. Монтессори, и др.); идеи художественно-эстетического развития детей (A.A. Адаскина, М. В. Грибанова, С.Ю. Бубнова, Е.Ю. Флерина, ВолчегорскаяЕ.А. и др.).
Методы исследования: теоретический: анализ психолого - педагогической литературы; эмпирические исследования: наблюдение, беседа, интервью; анализ его результатов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Художественно-эстетическое воспитание: понятия, особенности и критерии оценки в детском возрасте
Каждый взрослый и каждый ребенок постоянно сталкивается с художественно-эстетическими явлениями. Общения с искусством и природой, межличностное общение, духовная жизнь – везде человек сталкивается с прекрасным. Одной из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, в частности дошкольном образовании это проблема развития художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования собственной эстетической культуры.
«Эстетическое воспитание представляется как осознанный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать красоту и создавать художественные ценности" Б. Т. Лихачев
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Стимулируя целостный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребенка на всех уровнях его природной и культурной организации и во всех формах поведения согласовывать мир и продукты своей деятельности, себя и свое общение с другими. [6]
В. Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию у учащихся способности к активному эстетическому отношению к произведениям искусства, а также стимулирует их возможное участие в создании прекрасного в искусстве, труде и творчестве в соответствии с с законами красоты».
Из определения следует, что автор отводит искусству важное место в эстетическом воспитании. Искусство является частью эстетической культуры, так же как художественное образование является частью эстетики, частью важной, но охватывающей только одну сферу человеческой деятельности. «Художественное образование есть процесс целенаправленного воздействия через искусство на человека, посредством которого у образованных людей формируются художественные чувства и вкусы, любовь к искусству, умение его понимать, ценить и умение по возможности творить в искусстве». [6]
Эстетическое воспитание гораздо шире, затрагивая как художественное творчество, так и эстетику жизни, поведения, труда и отношений. Эстетическое воспитание обучает человека всем эстетически значимым предметам и явлениям, в том числе и искусству как наиболее сильному его средству.
Эстетическое воспитание развивает человека прежде всего не для искусства, а для его активной эстетической жизни. Через общение с искусством и эстетическими явлениями ребенок развивается эстетически и духовно. Но в то же время ребенок не осознает эстетической сущности предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечениям, игре, и без постороннего вмешательства у ребенка могут формироваться неправильные представления о жизни, ценностях и идеалах. .
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, которое использует средства искусства как воспитательное воздействие, формируя специальные способности и развивая таланты в определенных видах - изобразительном искусстве, декоративно-прикладном искусстве и т. д. [9]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117
2.Акулова, Т. А. Актуальность вопроса формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Акулова // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство: Сборник научно-методических статей. – Челябинск: Издательский центр «Титул», 2020. – С. 12-16.
3.Белобрыкина, О.Е. Развитие творческих способностей [Текст] / О.Е. Белобрикина. - М .: Никея, 2016 .-- 216 с.
4.Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М .: Алфавит, 2016 .-- 346 с.
5.Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
6.Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 179 с.
7.Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. — М.: Юрайт, 2020. — 180 с.
8.Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 149 с.
9.Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
10.К вопросу о формировании творческих способностей у детей дошкольного возраста / И. А. Яковлева, Т. В. Вишневецкая, М. Н. Сидорчук, Е. И. Жульева // Новые информационные технологии как основа эффективного инновационного развития : сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 14 января 2020 года. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2020. – С. 172-177.
11. Комарова, Т.С. изобразительная активность в старшей группе [Текст] / Т.С. Комарова. - М .: Мозаика-Синтез, 2016 .-- 136 с.
12.Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
13.Кочетова, Т. В. Современные технологии в работе с детьми раннего возраста / Т. В. Кочетова, С. В. Павлюкова // Инновационные подходы в современной науке: борник статей по материалам LXXX международной научно-практической конференции, Москва, 20 октября 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2020. – С. 22-27.
14.Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб 2020. – С. 220.
15.Колягин В.Г. Арт-терапия и художественная педагогика для дошкольников [Текст] / В.Г. Колягин. // Учебно-методическое пособие. - М .: Прометей, 2016. - 154 с.
16.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа [Текст] / И.А. Лыкова. - М .: Цветной мир, 2014 .-- 208 с.
17.Никитина, А.В. Нетрадиционные приемы рисования в детском саду [Текст] / А.В. Никитиной. - М. КАРО, 2014. -- 112 с.
18.Парамонова, Л. А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет [Текст] / Л. А. Парамонова. - М: Олмамедиа Групп, 2014 .-- 944 с.
19.Петухова, Л.В. Педагогические технологии развития художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов зрительной деятельности [Текст] / Л.В. Петухов. // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2012. - № 2. - с. 23.
20.Радынова О. П. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для СПО / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 293 с.
21.Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 155 с.
22.Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] / ОС. Ушаковой. // Игры. Упражнения. Конспекты занятий. - М .: Сфера, 2014 .-- 176 с.
23.Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
24.Чумичева Р.М. Производственная деятельность в детском саду [Текст] / Р.М. Чумичева. - М .: Детство Пресс, 2012 .-- 224 с.
25.Швайко, Г.С. Занятия по изобразительному искусству в детском саду [Текст] / Г.С. Швайко. // Старшая группа. Программа, аннотации - М : Владос, 2013 .-- 160 с.