Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в современном обществе значительно выросли требования к уровню и качеству обучения и воспитания обучающихся. Современный обучающийся должен обладать такими качествами, как целеустремленность, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, т.е. быть конкурентоспособным в жизни и обществе. Важнейшим компонентом в системе обучения обучающихся является самостоятельная работа обучающихся, так как это необходимое условие формирования потребности в самоорганизации, способность творчески решать поставленные задачи, к постоянному обновлению своих знаний в течение всей своей деятельности. Степень развития современного обучающегося измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.
Требования образовательных стандартов диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны учителей. Образовательные стандарты обязывают педагогов учить обучающихся работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой кругозор, стремиться к истине в науке и практике. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Современная жизнь и практика подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают обучающегося продуктивно мыслящим человеком, способным творчески решать разнообразные задачи, уверенно отстаивать свои позиции. Школьное обучение - сложный процесс формирования личности, подготовки к труду, самостоятельной жизни, который включает в себя не только обучение основам наук, но и развитие мышления обучающихся в процессе познавательной деятельности.
Активизация самостоятельной деятельности - одна из актуальных задач современного образования. Самостоятельная деятельность обучающихся – залог успешной учёбы и высокого качества обучения. Все вышеперечисленное обусловило актуальность и выбор темы курсовой работы «Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках права», а также способствовало постановке цели и задач настоящего курсового исследования. Анализ литературы по теме исследования показывает, что изучаемая проблема представлена довольно широко и на разных уровнях. Однако для рассмотрения методики организации самостоятельной работы обучающихся при правовом обучении нуждается в усовершенствовании практической работы.
Цель исследования – теоретически обосновать методику организации самостоятельной работы обучающихся в курсе истории.
Объектом исследования является процесс организации самостоятельной работы обучающихся в курсе истории.
Предмет исследования – особенности методики организация самостоятельной работы обучающихся в курсе истории.
Задачи исследования:
рассмотреть генезис и развитие методики самостоятельной работы в теории и практике работы школ;
изучить современные методические приёмы использования самостоятельной работы в курсе истории;
охарактеризовать анализ организации самостоятельной работы обучающихся в курсе истории в МОУ СОШ № 12 с УИОП г.о. Орехово-Зуево Московской области;
изучить уроки по формированию самостоятельности у школьников в курсе истории.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
1.1 Генезис и развитие методики самостоятельной работы в теории и практике работы школ
В отечественной педагогике проблеме изучения самостоятельной учебной деятельности школьников всегда уделялось огромное внимание. Анализируя теоретическую литературу, можно разглядеть имеющиеся противоречия между потребностью в формировании самостоятельности как качества личности и несформированной готовностью школьников работать самостоятельно. Существующие новые требования к учебному процессу позволяют выделить приоритетную задачу подготовки учащихся начальных классов - способность мыслить и действовать самостоятельно, нестандартно и творчески. Перед многими учебными заведениями встаёт проблема формирования познавательной активности, развития творческих способностей, самостоятельности учащихся как личностного качества. Вопросом изучения самостоятельной деятельности занимались многие отечественные и зарубежные учёные.
Проблемой формирования самостоятельной деятельности занимались такие учёные как: Аристов Л.П., Есипов Б.П., Пидкасистый П.И. Теоретические разработки проблемы самостоятельности мы находим в трудах Ананьева Б.Г., Блонского П.П., Выготского Л.С., Здравомыслова А.Г., Крутецкого В.А. Философские аспекты проблемы формирования самостоятельности освещаются в работах Г. Гегеля, И. Канта, Князева Е.Н., Лейбница Г.В. Психологические аспекты проблемы формирования самостоятельной деятельности были изучены, такими авторами как: Васюков Е.В., Левитов Н.Д., Якобсон П.М.
Анализ научной литературы показывает основные подходы к проблеме самостоятельной деятельности учащихся: психологический, дидактикометодологический, психолого-дидактический. Психологический подход в исследовании самостоятельной деятельности учащихся определён описанными характеристиками самостоятельности мышления учащихся. Так, например, в концепции Леонтьева А.Н. самостоятельная деятельность определяется как «микросистема учения». Дидактико-методологический подход к проблеме самостоятельной деятельности ясно отражен в работах Я.А.Коменского, который подробно описывает виды и совершенствование методик самостоятельной деятельности. Психолого-дидактический подход нацелен прежде всего на то, чтобы выявить сущность самостоятельной деятельности, её предмет и цели. Можно отметить несколько этапов развития самостоятельной деятельности:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранов, П. А. История. 9 класс. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ / П.А. Баранов. - М.: Астрель, Планета знаний, АСТ, 2021. - 416 c.
2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2019. - 176c.
3. Владимирова, О.В. История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ / О.В. Владимирова. - М.: АСТ, 2020. - 423 c.
4. Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Контрольно-измерительные материалы. - М.: ВАКО, 2022. - 171 c.
5. Егорова, М. О. Информационные технологии в учебном процессе на смену традиционной методике / М.О. Егорова // Молодой ученый. - 2018. - №9. - С. 149-152.
6. Коляскина, С.В. Организация самостоятельной работы обучающихся как одно из условий реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории / С. В. Коляскина // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации: материалы XVIII Международной научно-практической конференции, Москва – Челябинск, 20 апреля 2017: [в 2 ч.]. Ч. 1. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – C. 176–180.
7. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2018. - 224 c.
8. Лебедева, Л.Г. Использование информационных технологий в дополнительном образовании [Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/118-additional-education/3272-2013-08-03-20-41-29
9. Методика обучения и воспитания по истории : учебное пособие / составители А. С. Трусова, И. В. Сидорова. – Воронеж : Мичуринский ГАУ, 2019. – 72 с.
10. Методика обучения истории: трудные вопросы истории России : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. В. Любичанковский [и др.] ; ответственный редактор С. В. Любичанковский. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 364 с.
11. Официальный сайт МОУ СОШ №12 с УИОП. г.о. Орехово-Зуево. [Электронный ресурс]. URL: https://ozgsch12.edumsko.ru/
12. Санакулова З. А. Модульное обучение как педагогическая технология // Педагогическое мастерство. - 2017. - С. 20-22.
13. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Academia, 2019. - 400 c.
14. Смирнов, И.А. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36267.php?PRINT=Y
15. Степанов, П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов. - М.: Педагогический поиск, 2017. - 468 c.
16. Сторожакова, Е. В. Методика обучения истории. Художественное слово на уроках истории : учебное пособие для вузов / Е. В. Сторожакова. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 305 с.
17. Токмянина, С.В. Работа с письменными историческими источниками на уроках истории как одна из форм реализации компетентностного подхода в школьном историческом образовании [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15649
18. Торопова, А.И. Понятие и сущность самостоятельной работы обучающихся / А.И. Торопова, А.С. Сочнева // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/12/37693
19. Уленгов, Т.Г. Использование и роль современных электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания математики в высшей школе / Т.Г. Уденгов // Научный форум. - 2017. - С. 66-71.
20. Чернова, С.С. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. / С.С. Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2017. – 232 с.
21. Чумакова, А. С. Методика преподавания истории: Практикум. Справочно-информационные материалы : учебное пособие / А. С. Чумакова. – Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. – 48 с.
22. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе : учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 433 с.
23. Шоган, В. В. Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории : учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 301 с.