Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1. Формирования орфографических навыков у младших 5
школьников на уроках русского языка 5
1.2. Методические приемы по формированию орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЯ 23
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. На протяжении всех этапов педагогической науки контроль и оценка являлись и остаются важной и необходимой составной частью учебного процесса. От правильной организации разных аспектов контроля и оценки зависит во многом успех образования ребенка.
Существующая сегодня система оценивания формируется в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения. Поэтому с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития личностных процессов, формирования личностных образований, выявление отношения к процессу обучения. Для получения результатов в формировании прочных орфографических навыков необходима непрерывная работа. В первую очередь, надо научить учеников слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах различать согласные и гласные, ударные и безударные. Зачастую случается так, что ученик знает правило, однако допускает ошибки при письме, т.к. фонетически глух. Второй этап в этой работе – это формирование орфографических навыков. Педагог должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется только в деятельности и является результатом многократных действий. И третье, научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен научиться сам контролировать себя во время проверки своей работы. Таким образом, звуковой анализ, т.е. сопоставление звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль - вот что необходимо для выработки безошибочного письма.
Однако при изучении психолого-педагогической и методической литературы, а также практического опыта нами было выявлено противоречие между необходимостью осуществления эффективного контроля и оценки предметных результатов в процессе изучения орфографии на уровне начального общего образования и недостаточное использование с этой целью эффективных современных средств в педагогической практике.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выбор эффективных средств контроля и оценки предметных результатов в процессе изучения орфографии на уровне начального общего образования.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на формирование орфографических навыков у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
изучить формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка;
охарактеризовать методические приемы по формированию орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.
Базой исследования выступали …...
В нашей исследовательской работе мы использовали следующие методы: изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение опыта педагогов.
Методологической основой исследования являются труды Н.П. Гайдайя, В. Даля, Н.Н. Двуличанской, И.И. Дереча, Л.А. Жалниной и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Формирования орфографических навыков у младших
школьников на уроках русского языка
Учебный предмет «Русский язык» многогранен. Важной частью предмета «Русский язык» является орфографический навык. Цель орфографических занятий в школе состоит в том, чтобы научить детей правильному с орфографической точки зрения письму, как при самостоятельном изложении своих мыслей, так и при записи прослушанного или прочитанного текста. В начальных школах развитие орфографической грамотности является одной из главных задач преподавания. Важность этой задачи обусловлена тем фактом, что орфографическая грамотность является важной частью общего языка и культуры, обеспечивая точность выражения мыслей и взаимопонимание в письменном общении. Для достижения результатов в этом вопросе требуется непрерывная работа.
Правописание - это правописание, общепринятая система правил написания слов на данном языке. Сложное слово "орфография", как название слова правописание и орфографической системы, происходит от греческого. Слово состоит из двух греческих корней: orthos+grafo, что означает "правильный" и "я пишу" соответственно. В русском языке слово "правописание" является частью науки о языке, которая использует буквенные и неалфавитные графические средства (дефисы, пробелы, тире при дефисах) для изучения унифицированного написания слов и их частей.
Правописание расскажет вам о дефисах и отдельных вариантах написания слов, об использовании прописных и строчных букв, о переносе слов и многих других вариантах написания на русском языке. Например, в слове "шепот" мы всегда пишем букву "е" вместо "о", которую мы слышим после твердой согласной "ш".
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Рос. газ. – 2012. – 5 янв.
2. Алесандрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка / З.Е. Алесандрова. - М.: Советская Энциклопедия, 2021. - 600 c.
3. Иванова, В.Ф. Трудные вопросы орфографии / В.Ф. Иванова. – М. : Просвещение, 2019. – 146 с.
4. Казанцева, А. Н. Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов /А.Н. Казанцева// Вопросы педагогики. – 2018. –№6. – С. 89–92.
5. Калайджян, Т. В. Проблема формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы в теории и на практике /Т.В. Калайджян// Гуманитарная парадигма. – 2018. –№1. – С. 20 –27
6. Канакина, В.П. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: В 2 ч. Ч. 1 / Канакина В.П., Горецкий В.Г. - 4е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2020. - 160 с.
7. Канакина, В.П. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: В 2 ч. Ч. 2 / Канакина В.П., Горецкий В.Г. - 4е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2020. - 159 с.
8. Мирошникова, Д.В. К вопросу о креативности и инновационности будущего учителя / Д.В. Мирошникова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научн.-практ. конференции с междун. участием. – Ульяновск: ЗЕБРА, 2017. – С. 318-322.
9. Мирошникова, Д.В. Педагогическая практика как средство развития креативности будущего учителя: учебно-методическое пособие / Д.В. Мирошникова. – М.: Юрайт, 2018. – 100 с.
10. Мирошникова, Д.В. Проектирование урока иностранного языка в условиях педагогической практики / Д.В. Мирошникова // Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы: сб. статей всерос. научн.-метод. конференции. – 2017. – № 5. – С. 158-162.
11. Мирошникова, Д.В. Развитие креативности в контексте идей В.А. Сухомлинского / Д.В. Мирошникова // Реализация идей В.А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения): материалы междун. научн.-практ. конференции. – М.: Юрайт, 2018. – № 2. – С. 122-124.
12. Ожегов, С.И. Орфографический словарь русского языка / С.И. Ожегов, С.Г. Бархударов, А.Б. Шапиро. - М.: Советская Энциклопедия, 2020. - 346 c.
13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2021. - 736 c.
14. Понятие о методах обучения и их классификация. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped169.html.
15. Продуктивный метод обучения в профессиональном обучении // Студопедия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://studopedia.ru/4_166083_produktivniy–metod–obucheniya–v–professobu.
16. Развитие орфографической грамотности у младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/ 2c0a65625b2ad69a4d53a89521316c26_0.html
17. Сажина, Ю.А. Навыки каллиграфии, как основа формирования письменной грамотности учащихся младших классов / Ю.А. Сажина // Научное сообщество студентов XXI столетия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/1(61).pdf.
18. Сатимбаева, Ю. Классификация методов обучения / Ю. Сатимбаева // Молодой ученый. – 2017. – № 43. – С. 113-115.
19. Соболева, В.Н. Формирование орфографического навыка на уроках русского языка в процессе использования дидактических игр / Соболева В.Н. // Педагогический архив. Казань, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14139 – материал взят с сайта Студворк https://studwork.org/shop/202533-formirovanie-orfograficheskih-navykov-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka
20. Тихонов, А.Н. Фразеологический словарь русского языка / А.Н. Тихонов, А.Г. Ломов, Л.А. Ломова. - М.: Русский язык - Медиа, 2021. - 336 c.
21. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: ЭТС и Polyglossum, 2020. - 336 c.
22. Шиманович, Т. В. Комплексная работа «Звуковая сторона слова» в Х классе (повышенный уровень) / Т. В. Шиманович // Русский язык и литература. – 2020. – № 9. – С. 4–7.