Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Проблема развития эстетической культуры на фоне социально-экономического развития общества приобретает социальную значимость и является существенной для личностного развития ребёнка.
Постоянный процесс совершенствования образования направлен на проведение фундаментальных исследований раскрытия внутреннего мира маленького человека, его творческих и эстетических способностей, а также на их всестороннее развитие: социальное и духовное, познавательное. Этот факт отражается в законодательных актах, положениях, исследовательских программах в виде социального заказа.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ, является основным документом, в котором отражаются цели и задачи воспитания высоконравственных граждан страны, а также идеи гуманистического воспитания.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте.
Выбор проблемы формирования эстетической воспитания в качестве ключевой в саморазвитии личности детей обусловлен рядом причин, и прежде всего запросом общества: одним из принципов государственной политики в сфере образования является приоритетом свободного развития личности, создания условий для ее самоопределения и самореализации. .
В последние годы особое внимание уделяется проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственно-психологического воспитания, т. разносторонняя и духовно богатая личность.
В своих работах Б.М. Неменский, A.C. Макаренко, A.M. Новиков, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. уделяли особенно важное место формированию личности и эстетической культуре детей старшего дошкольного возраста.
Ощущение красоты природы, окружающих людей, вещей создает у ребенка особые эмоционально-психические состояния, вызывает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Различные аспекты проблемы формирования эстетической культуры нашли отражение в работах Ю.Б.Борева, Б.Т.Лихачева М.А.Верба, Н.И.Киященко, С.А.Герасимова и др., раскрывающих отдельные вопросы эстетического и художественного образования и воспитания детей.
Цель исследования – исследовать влияние внеурочных занятий по декоративно - прикладному искусству на эстетическое воспитание младших школьников
Объект исследования - эстетическое воспитание детей младшего школьного возраст.
Предмет исследования – возможности внеурочных занятий по декоративно – прикладному искусству в эстетическом воспитании младших школьников
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания летай младшего школьного возраста.
2. Изучить исходный уровень эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
3. Разработать программу, направленную на развитие эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования: теоретический: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; эмперическое исследование: тестирование, метод наблюдения.
Методологическая основа:
· Теория воспитания личности: Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко.
· Теория эстетического воспитания: Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Ю.К. Бабанский.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2019. - 176 c.
3.Варкки, Н. А. Программа творческо-эстетического развития ребенка / Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина. - М.: Речь, 2016. - 168 c.
3.Волчегорская, Евгения Личностно ориентированное эстетическое воспитание младших школьников / Евгения Волчегорская. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 364 c.
4.Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество / А.А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2020. - 160 c.
5.Гин, Светлана Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе / Светлана Гин. - М.: Вита-Пресс, 2018. - 524 c.
6.Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М.: Педагогика, 1986. - 126с.
7.Громов, Е.С. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство / Е.С. Громов. - М.: Сов. художник; Издание 2-е, доп., 2012. - 335 c.
8.Идеи эстетического воспитания (комплект из 2 книг). - Москва: Высшая школа, 2020. - 778 c.
9.Ермолаева, Н.В. Эстетическое воспитание школьников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа / Н.В. Ермолаева. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 616 c.
10.Знакомство детей с русским народным творчеством. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 304 c.
11.Краснушкин, Е. В. Мир искусства. Натюрморт / Е.В. Краснушкин. - М.: Мозаика-Синтез, 2021. - 106 c.
Леонова, Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка. Учебно-методическое пособие / Н.Н. Леонова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 200 c.
12.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: /Учеб. пособие по спец. курсу для пед. ин-тов./. М.: Просвещение, 1985. - 175с.
13.Микляева, Н.В. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / Н.В. Микляева. - М.: Сфера, 2013. - 379 c.
14.Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Под ред. Н.А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1986. - 236с.
15.Шулева Е.И. К проблеме диагностики эстетической воспитанности ребенка //Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - 36. - С. 8-11.