Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Одной из самых главных целей нынешнего образования, которое обеспечивает достаточно эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Индивидум может вполне успешно жить и полноценно существовать в обществе, если он способен самостоятельно выходить за пределы «стандартного набора» знаний, умений и навыков, а также может научиться принимать самостоятельные, свои собственные решения. Таким образом, одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания ребёнка.
В школе необходимо учить творчеству, а именно - стараться развивать у детей способности и потребности искать и находить решения возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. И, поскольку творчество - это создание объективно или субъективно нового, то для детей очень важна личная новизна их творческой деятельности на каждом уроке учебного процесса, в том числе и даже на уроке русского языка.
Но, несмотря на то, что существуют материалы научных исследований, которые раскрывают лингвистические, методические и психологические основы развития речи ребёнка, значительное количество учителей испытывают большие трудности в правильной организации этого процесса, так как современные ученики невыразительны, однообразны или засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, письменные творческие работы указывают на бедность лексического запаса, заторможенность умений владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов. В таких условиях применение учебно-методических комплексов, направленных на развитие познавательных и творческих способностей, жизненно необходимо в сегодняшней школе.
Важно сказать, что младший школьный возраст – это весьма особенный возраст, потому что ребенок на всём его протяжении и оптимистичен, и очень любознателен. Также ребёнок в течение этого времени довольно подвижен, испытывает серьёзную эмоциональность, предпочитает активно играть и часто фантазирует. Ребёнку в этом периоде свойственна довольна быстрая смена эмоционального настроя. Одновременно с этим, ребёнок – это личность вполне себе самостоятельная, ребёнок уже в таком возрасте имеет свои собственные как взгляды, так и суждения, и при этом далеко не всегда принимает чужое мнение, если у оппонента нет доказательств. Талант специалиста-педагога в данной ситуации проявляется, пожалуй, в том, насколько он может заинтересовать своих воспитанников искусством. Сможет ли он научить их сопереживать и чувствовать, находиться с ними вместе в особенном психологическом контакте.
Музыкальные уроки в школьной программе – это также один из инструментов образования и воспитания учащихся. Благодаря им у ребёнка формируется ценное отношение к возвышенному и прекрасному, появляются взгляды о художественных идеалах и ценностях. Само слово «музыка» имеет греческое происхождение. Это понятие имеет говорящую этимологию, буквально обозначая «искусство муз». В литературе по искусствоведению под понятием «музыка» воспринимается вид искусства, отражающий реальность, воздействующий на человека или, в данном случае, ребёнка, через осмысление, а также определённым способом организованные по высоте и по времени звуковые, музыкальные последовательности.
Когда ребёнок слушает музыку – в такие моменты он не только эмоционально на неё откликается, но, помимо прочего, ещё и воспринимает, и переживает её содержание, сохраняет в своей памяти ей образы и рисунки, в своей голове воспроизводит её звучание и характерные мотивы. Именно поэтому восприятие музыки для ребёнка – это умение слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности, а не механическую сумму разных звуков.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Возможности музыкальной культуры как средства обучения написания творческих работ на уроках русского языка в начальной школе».
Объект исследования – процесс обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования - формы и методы написания творческих работ на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования- рассмотреть возможности музыкальной культуры с точки зрения средства обучения написания творческих работ на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие «музыкальная культура» в психолого-педагогической литературе;
2. Проанализировать формы и методы написания творческих работ на уроках русского языка в начальной школе
3. Выявить инновационные методы написания творческих работ на уроках русского языка в начальной школе
4. Дать методические рекомендации по применению музыкальной культуры как средства обучения написания творческих работ на уроках русского языка в начальной школе
Методы исследования:
- Изучение и анализ литературы
- Наблюдение
- Изучение опыта работы учителей
- Опрос, беседа
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, состоящие из двух параграфов каждая, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты возможностей музыкальной культуры как средства обучения написания творческих работ на уроках русского языка в начальной школе
1.1. Понятие «музыкальная культура» в психолого-педагогической литературе
Музыкальная культура — это достаточно сложное и ёмкое понятие. Изучением этого феномена занимались и многие педагоги — методисты: Д. Б. Кабалевский, М. Т. Усова, А. В. Сокол, Л. Г. Дмитриева, А. Н. Сохор, Р. Н. Шафеев. Самыми распространенными её понятиями в научной литературе являются следующие:
1) определения описательные, такие как: музыкальная культура как сумма всех способов музыкальной деятельности (сочинение, исполнение, музыкальное восприятие);
2) исторические определения, производящие упор главным образом на социальное наследие и традиции (к примеру, музыкальная культура — это унаследованный комплекс (Западно-Европейская музыкальная культура, Русская музыкальная культура, Афро-Американская музыкальная культура и т. д.);
3) нормативные определения, выполняющие акцент на социальное наследие и традиции; (к примеру, музыкальная культура как образ жизни, определяемый социальным окружением);
4) определения, которые делают упор на поведении и ценностях (к примеру, культура - это материальные ценности);
5) психологические определения, в которых значение музыкальной культуры наблюдается в том, что она является результатом решения конкретных проблем (к примеру, музыкальная культура как образ жизни, как экономический продукт);
6) определения, опирающиеся на приобщение к музыкальной культуре в процессе обучения;
7) структурные определения, делающие главный акцент на организации, систематизации или моделировании музыкальной культуры; 8) генетические определения, в которых имеется в виду, что культура - это продукт созидания людей (композиторов, исполнителей, аранжировщиков, звукорежиссеров), результат их деятельности передается из поколения в поколение как результат социального взаимодействия); 9) такие определения, которые делают свой главный акцент на идеях (к примеру, музыкальная культура — это течение мыслей, переходящих от субъекта к индивидуму).