Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми нарушениями вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Развитие речи, в том числе умения четко произносить звуки и различать их является одной из актуальных задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного овладения грамотой и чтением. Многие исследователи (И.И. Бецкой, Я.А. Коменский, А.В. Запарожец, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева П.П. Блонский, и др.) считают, что письменная речь формируется на основе устной речи и дети с недоразвитием речи оказываются в группе риска по возникновению нарушений письма, чтения, письменной речи.
У детей с ФФН, как показали специальные исследования (Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, В.И. Бельтюков, Д.Б. Эльконин, А.И. Гвоздев В.К. Орфинская, и другие.), следует последовательно развивать фонематическое восприятие с помощью логопедических приемов в определенной системе, предполагающей сочетание произносительной коррекции и тренировки широкой ориентировки детей в языковой действительности.
Глава 1 Теоретические основы изучения и преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «фонематические процессы»
В основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, а на базе чего формируются более сложные фонематические процессы: анализ, синтез и представление. Овладение фонематическими процессами имеет большое значение для развития речи, так как они являются той основой, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Изучением фонематических процессов занимались такие ученые, как Л.С. Волкова , Л.С. Выготский, В.К. Орфинская, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.
Прежде всего необходимо уточнить понятия фонемы, фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонема – это не просто звук, а осмысленный звук. Л. С. Выготский обратил внимание на восприятие фонем. По его мнению, «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, то есть восприятие фонем происходит только в контексте человеческой речи. Основным законом восприятия фонем является закон восприятия звуковой стороны речи
Л. С. Выготский ввел термин «фонематический слух», в который входят три речевые операции:
1. способность слышать, есть ли данный звук в слове или нет;
2. умение различать слова, в состав которых входят одни и те же фонемы, расположенные в разных последовательностях;
3. способность различать слова, которые кажутся похожими, но имеют разное значение. Фонематический слух является сенсорной основой нашей речи. В отличие от музыкального или звукового слуха, который направлен на различение звуков разной высоты, фонематический слух «занимается» различением фонем — частей слова, имеющих «значение», содержание, имеющих смысл.
.3 Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи определяют авторами: М. Ф. Фомичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина Т. Б. Филичева и др., как нарушение процессов формирования произносительной системы речи, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с различными речевыми нарушениями.
Р. Е. Левина в своих работах указывает, что качественному овладению звуковой стороной речи предшествует хороший уровень сформированности фонематического восприятия. Дети с нарушением произношения и восприятия фонемы не могут точно воспринимать тонкие акустико-артикуляционные изменения в звучании звуков, а также возникают трудности с процессом формирования правильного соединение. Выделим основные проявления, характеризующие фонетико-фонематическое недоразвитие:
1. Вместо 2-3 звуков ребенок произносит один звук, при этом невысказанные звуки не различимы на слух
2. У детей с фонетически-фонематической недоразвитостью наблюдаются замены звуков со сложной артикуляцией на простые звуки. Обычно это звуки раннего периода развития речи.
3. Еще одним основным правилом фонетико-фонематического недоразвития является смешение звуков, проявляющееся в неустойчивом употреблении ряда звуков в разных словах. В одних словах звук может произноситься правильно, в других - замещаться или искажаться.
Т.Б.Филличева, Н.А.Чевелева, Г.В. Чиркин, связывая указанные выше отклонения в формировании произношения с недостаточностью фонематического восприятия. И выделение признаков, позволяющих судить о недостаточном уровне развития фонематического восприятия. Авторы отмечают следующие особенности:
1) дети с трудом воспроизводят ряды слогов с противоположными звуками, хотя по отдельности эти же звуки произносятся правильно;
2) допускаются ошибки при выделении звуков слогов и слов, а также при определении наличия звука в слове;
3) большие трудности возникают у детей при подборе картинок и придумывании слов с определенным звуком;
Выводы по 1 главе
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными нарушениями речи вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Выявляются несколько состояний в фонетико-фонематическом недоразвитии детей: это трудности в анализе нарушенных в произношении звуков при сформированной артикуляции:
-неразличимость звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам;
-невозможно определить последовательность звуков в слове и их наличие.
Характер нарушения звукопроизношения у детей с фонетико-фонематической недоразвитостью речи свидетельствует о низком уровне развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается:
2.3 Логопедическая программа формирования фонетических процессов дошкольников с ФФН
Организация и содержание логопедической работы в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Опираясь на опыт М.Ф. Фомичевой, Р.И. Лалаевой, была использована программа коррекционного обучения детей с ФФН в старшей группе детского сада (авторы - Т. Б. Филичева, Г. В, Чиркина).
Цель работы – повысить уровень развития фонетических процессов дошкольников с ФФН при помощи упражнений и специально подобранных заданий, используемых в процессе систематических коррекционных занятий.
Периодичность занятий - 3 раза в неделю в первой половине дня, как непосредственно образовательная деятельность в рамках освоения основной образовательной программы. Общая продолжительность занятий составляет не более 20- 25 минут.
Логопедическая работа предусматривает два вида занятий: индивидуальные и в подгруппах. Основная цель индивидуальных занятий – подобрать и применить комплекс артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль качества звуковой речи, скорректировать некоторые особенности личности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте и сглаживание невротических реакций.
На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, то есть изолированно, в прямых и инвертированных слогах, словах простой слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания занятий подгрупп.
Основная цель занятий в подгруппах – развитие навыков работы в команде. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний своих сверстников. Состав подгрупп представляет собой открытую систему, он меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Дети могут проводить большую часть своего свободного времени в любом сообществе в зависимости от их интересов. Занятия предусматривают усвоение произношения ранее определенных звуков во всех фонетических позициях и их активное использование в различных формах самостоятельной речи. При этом обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром
Последовательность звукопроработки в первый период обучения предусматривает поступательную работу над фонемами, постепенный переход от более легких звуков к сложным звукам. Это, в свою очередь, способствует постепенному усвоению детьми фонематического строя языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность и постоянно ставить задачи, выполнимые и в то же время требующие определенного напряжения. Работа над развитием произношения проводится одновременно с работой над развитием слухового восприятия.
В первый период детей учат отчетливо, даже преувеличенно воспроизводить гласные звуки, угадывать их по безмолвной артикуляции, слышать и выделять из ряда других звуков. Включены упражнения на запоминание ряда, состоящего из 3-4 гласных. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в увлекательной форме.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 602 c.
2. Алмазова, Анна Алексеевна Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
3. Васильева, А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи / А.Н. Васильева. - М.: КомКнига, 2018. - 242 c.
4. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Каро, 2009. - 256
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
6. Воробьёва, Валентина Константиновна Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие + дидактический материал (карточки). Гриф Российской Академии образования (количество томов: 2) / Воробьёва Валентина Константиновна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 231 c.
7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2006.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Изд. РГПУ, 2008. – 472 с.
10. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2012. - 184 c.
11. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М.: Центр-пресс, 2011. - 512 с.
12. Даньшина, Н. Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознанвания у младших школьников с общим недоразвитием речи / Н.Г. Даньшина. - М.: АРКТИ, 2015. - 499 c.
13. Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 c.
14. Кыласова, Л. Е. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа. Планирование / Л.Е. Кыласова, В.В. Докутович. - М.: Учитель, 2014. - 836 c.
15. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах - М.: Владос, 2004. - С. 112-129
16. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: АПН РСФСР, 2001. – 31 с.
17. Мурашова И. Ю.,Н. И. Ефимова > Н. В. Петровская > Н. П. Чижевская Программа коррекционной работы со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.-Ангарск, 2011г.
18. Павлова И. Ю. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. И. Ю. Павлова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 120-123.
19. Парамонова Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2018. – 272 с.
20. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста; КАРО -, 2010. - 160 c.
21. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. - 109 с.
22. Т. В. Волосовец, М.Ф.Фомичева, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-. совец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
23. Филичева М.Ф, Чиркина Г.В, Туманова О.В: Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Под ред.:Бондарчук О. А.- Просвещение, 2014 г.
24. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста; Владос - Москва, 2010. - 288 c.
25. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]: учеб. пособие / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
26. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2009 - с. 312.