Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Бедность является одной из самых острых социально-экономических проблем, стоящих перед человечеством. С этим негативным явлением в большей или меньшей степени сталкиваются как страны с развитой рыночной экономикой, так и страны, относящиеся к категории развивающихся стран. В статье 7 Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена социальным государством. Однако простое провозглашение не приводит автоматически к реальным изменениям в том, как они строятся в России.
При этом, не смотря на коренные изменения и улучшения в жизни общества можно отметить и негативные моменты, к которым относится нищета, бедности и люди, в силу своего финансового положения, попавшие в трудную жизненную ситуацию и ни имеющие постоянного мета жительства.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с разработкой проекта программы по социальной поддержке лиц без определенного места жительства.
Предметом исследования выступает проект программы по социальной поддержке лиц без определенного места жительства.
Целью исследования выступает разработка проекта программы по социальной поддержке лиц без определенного места жительства.
Для достижения цели поставлены задачи
рассмотреть понятие и правовое регулирование бедности ;
изучить правовой статус лиц без определённого места жительства;
рассмотреть региональные программы помощи лицам БОМЖ ;
разработать проект программы социальной поддержки лиц без опре-деленного места жительства.
Структура работы обусловлена целью и задачами и включает в себя введение две главы заключение и список использованных источников литературы.
Глава 1. Общая характеристика лиц без определенного места жительства
1.1. Понятие и правовое регулирование бедности
Бедность – это особое состояние материальной незащищенности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно необходимое для жизни потребление, что выступает фактором социального риска.
Социальный риск в условиях наступления низкого дохода – это мера ожидаемых последствий экономической несостоятельности, наступление которой содержит вероятность утраты или ограничения финансовой самостоятельности и социального благополучия физического лица.
Как личная проблема бедность представляет собой недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения экономических и социальных потребностей человека. Жизненная ситуация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста характеризуется низким социальным статусом, формированием комплекса неполноценности и ростом социальной апатии. Для детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, существует опасность снижения социальных стандартов, развития агрессивности как по отношению к государству, обществу, так и к определенным слоям, группам населения, отдельным лицам. У пенсионеров, испытывающих материальные затруднения, это положение вызывает разочарование по отношению к государству, которому они служили, платили налоги, защищали в военное время.
В социальной защите и помощи государства больше всего нуждаются бедные семьи, так как к этой категории семей могут относиться и другие категории, такие как многодетные семьи, малолетние, неполные, малообеспеченные и др. Сегодня, по официальным данным Росстата, более 19 миллионов человек живут за чертой бедности. Социальная защита представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, предусматривающую оказание различной помощи семьям, доходы которых ниже прожиточного минимума. Оказание социальной помощи государством осуществляется в целях: обеспечения достойного уровня жизни малообеспеченных семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в каждом субъекте Российской Федерации; повышение уровня доходов населения; снижение уровня социального неравенства в обществе; обеспечить самые необходимые условия для обеспечения доступности качественных социальных услуг; создать адресную помощь и поддержку нуждающимся гражданам.
Оказание социальной помощи малообеспеченной семье регулируется нормативными правовыми актами. Так, Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных стандартах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 г., является одним из важнейших правовых актов, включающих основные виды социальной защиты малообеспеченных семей. Этот документ определяет девять основных видов социальной защиты: семейные пособия, пособия по производственному травматизму, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, пособия по инвалидности, пособия в связи с потерей кормильца, пособия по безработице, пособия по старости, медицинское обслуживание. Но эта условность не затрагивает такие слои населения, как малоимущие, бездомные, беженцы, хотя они просто нуждаются в социальной защите со стороны государства.
Не менее важным документом, касающимся социальной защиты малоимущих, является Конституция Российской Федерации. В нашей стране осуществляется поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых, малообеспеченных семей. Так, согласно статье 7 Конституции Российской Федерации: «...Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Статья 39 Конституции РФ устанавливает правовые основы социальной работы: «...каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, на случай болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в других случаях установлено законом».
Согласно законодательным актам государство должно обеспечить малообеспеченным семьям достойную жизнь, предоставить возможность работать и получать доход от работы, оказывать помощь семьям, в которых рождаются дети. Однако на практике это часто не так. Если рассматривать государственную социальную помощь малообеспеченным семьям, то важно выделить Федеральный закон «О государственной социальной помощи», в котором под этой помощью понимаются конкретные денежные выплаты и самые необходимые для жизни товары. Этот закон был создан для того, чтобы защитить население от бедности и оградить его от риска бедности. Для реализации этого закона важно определить круг лиц, имеющих право на получение этой помощи, ее размер, условия предоставления и порядок ее назначения.
Следует отметить, что социальная помощь является адресной, то есть существует круг получателей этой помощи. В этот круг могут входить только малообеспеченные семьи или бедные одинокие люди, чей доход ниже прожиточного минимума по не зависящим от них причинам[1].
Государству следует уделять больше внимания оказанию социальной помощи таким семьям, поскольку эта помощь недостаточно развита для текущей экономической ситуации в Российской Федерации. Причина этого в том, что в современной России число малообеспеченных семей растет из года в год. Во-первых, многие бедные семьи не знают обо всех льготах, на которые они имеют право, и в целом этих льгот не хватает даже на самое необходимое. Важнейшее место в оказании социальной помощи малообеспеченным семьям должны занимать те меры, которые способствуют адаптации этой категории семей к экономической ситуации в стране, повышению их социально-экономической активности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с из-менениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) . – URL https://base.garant.ru/74898706/ (дата обращения: 30.11.2022). Текст: электронный;
2. Приказ министерства труда и социального развития Краснодар-ского края от 12 ноября 2020 г. N 1574 "О внесении изменений в приказ ми-нистерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22 декабря 2014 г. N 1042 «Об утверждении порядка предоставления соци-альных услуг поставщиками социальных услуг в Краснодарском крае. – URL https://base.garant.ru/74898706/ (дата обращения: 30.11.2022). Текст: элек-тронный;
3. Айданова В.К Правовое регулирование социальной защиты мало-имущих семей в современной России // Форум молодых ученых . – 2019. - № 2. - С. 92-96 (дата обращения: 4.11.2022). Текст: письменный;
4. Акутина К.И. Бездомность: основные проблемы и пути решения // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6. С. 20-23. (дата обращения: 4.11.2022). Текст: письменный;
5. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 34-43. (дата обращения: 4.11.2022). Текст: письменный;
6. Григорьева И.А., Бородкина О.И., Молчанов А.А. Социальная работа с лицами без определенного места жительства: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 133 с. (дата обращения: 4.11.2022). Текст: письмен-ный;
7. Жизнь без адреса и крыши над головой // Российская газета. 2013. 9 окт. (дата обращения: 4.11.2022). Текст: письменный;
8. Коваленко Е. Воронка бездомности и ограничение потенциальных возможностей // Журнал исследований социальной политики. 2011. № 4. С. 519-533(дата обращения: 4.11.2022). Текст: письменный;
9. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федера-ции» (постатейный) /под ред. Э.Р. Курманова. – М.: Проспект 2017. – 654 с. (дата обращения: 4.11.2022). Текст: письменный;
10. Корель Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005. 424 с. (дата обращения: 4.11.2022). Текст: письменный;
11. Отставнова Е.А. Правовой статус лиц без определенного места жительства в России// Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2018. - № 3 С. 69-76(дата обращения: 4.11.2022). Текст: пись-менный;
12. Снежко О. А. Защита социальных прав граждан : теория и практи-каМ.: НИЦ ИНФРА, 2016 274 с. (дата обращения: 4.11.2022). Текст: пись-менный;
13. Социальная работа: Теория и организация: Учебное пособие / ред. П.П. Украинец. - М.: ТетраСистемс, 2007. - 288 с. (дата обращения: 4.11.2022). Текст: письменный;
14. Суетина Н.М. Шефрукова С.Т. Прожиточный минимум в Россий-ской Федерации: историко-правовой аспект // Вестник Адыгейского государ-ственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, со-циология, юриспруденция, политология, культурология.- 2018.- № 1. С. 66- 71(дата обращения: 4.11.2022). Текст: письменный;
15. Технология социальной работы : учебник для вузов / Л. И. Коно-нова [и др.] ; ответственные редакторы Л. И. Кононова, Е. И. Холостова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 503 с. (дата обращения: 4.11.2022). Текст: письменный;
16. Хасин Н.Н. Социальная адаптация лиц без определенного места жительства и занятий в условиях системы социальной защиты населения// Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Соци-альные науки. – 2017. - № 1 С. 118-126(дата обращения: 4.11.2022). Текст: письменный;
17. Щека Н.Ю. Факторы, приводящие к малообеспеченности семей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. - № 6. С. 406-408(дата обращения: 4.11.2022). Текст: письменный;