Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Особенности мысли, культура нации всегда отражаются в этническом языке посредством создания языковой картины мира. Она предоставляет возможность познания таких особенностей национальных мировидений. Идея наличия национально-специфических особенностей языковых картин мира появилась в филологии Германии конца XVIII - начала XIX века.
Существует особенность в разных национальных языковых картинах мира многочисленных этносов. В них имеется определенный набор «ключевых» слов (по А. Д. Шмелеву), который представляет в любом языке базовые, универсальные концепты. Жизнь, судьба, семья, дом - это универсальные концепты, но в любом языке они наделяются определенной культурной окрашенностью, становясь выразительной доминантой культуры нации.
Концепт «дом» занимает особое место в языковой мировой картине, выступая в архетипическом образе. Он с древних времен наделен большой значимостью в ценностной системе ориентиров народа и представлен огромным числом вербализаторов. Тема дома - ключевая тема в произведениях УНТ, в пословицах, поговорках, в художественной литературе.
Работая над темой, мы обратились к таким трудам известных ученых, рассматривающих:
- архетипы как универсалии бессознательного в культуре (Е.М.Мелетинский, Ю.М.Лотман, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.);
- литературные архетипы как образы, персонажи, устойчивые и неосознанные, обеспечивающие сохранение культурного генотипа каждого народа (Б.Дубин, А.В.Лубский, С.С.Аверинцев и др.);
- шесть универсальных архетипов К. Г. Юнга в теории архетипического;
- «викторианский вопрос» в литературе Англии XX века (К. Каплан, Дж. Летиссер, Дж. Гленденинг, А. Хейлманн и др.).
Актуальность работы состоит в том, что в рамках современной филологической парадигмы изучение слова возможно не только как языковой факт, но и феномен культуры нации. Особенностью является и то, что дом рассматривается как архетип в английском языке, а также как индивидуально-авторский в художественном произведении.
Объект исследования: архетип «дом».
Предмет исследования: особенности архетипа «дом» в романе Т.Гарди «Тэсс из рода Дербервилей».
Цель работы: изучение архетипа «дом» в романе Т.Гарди «Тэсс из рода Дербервилей».
Задачи:
1. Изучить теоретический вопрос понятия архетипа «дом» в филологической литературе;
2. Проанализировать архетип дома в романе Т.Гарди «Тэсс из рода Дербервилей»;
3.Описать особенности воплощения в тексте архетипа «дом» у Т.Гарди.
В работе нами используются следующие методы:
- контекстуальный анализ;
- метод комплексного филологического описания;
- аналитический.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, представленной тремя параграфами, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абилова Ф. Мифологема сада в Уэссекском цикле романов Т. Гарди // Стиль. Жанр. Поэтика. – Махачкала, 2006.
2. Бахтин М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. — Санкт-Петербург : Азбука, 2000. — 304 с
3. Богданова, И. А. Архетипические формулы в смысловом пространстве архетипического концепта вода [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/SND/Philologia/3_bogdanova%20i.a..doc.htm.
4. Большакова, А. Ю. Теория архетипа и концептология [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. URL: http://www.crjournal.ru/rus/journals/109.html&j_id=9.
5. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. - 863 с.
6. Брудный, A. A. Психологическая герменевтика. М., 1998. 336 с.
7. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филолог. науки. 2001. № 5. С.64–71.
8. Воркачев, С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М., 2004. 236 с.
9. Гарди Т. Тэсс из рода д’Эрбервиллей / Т. Гарди. — Москва : АСТ ; ЛЮКС, 2004. — 416 с
10. Гарди Т. Тэсс из рода д’Эрбервиллей [Электронный ресурс] / пер. А. В. Кривцовой. URL: https://www.100 bestbooks.ru/files/Hardy_Tess_iz_roda_d_Erbervillei.pdf (дата обращения: 13.11.2022).
11. Гимазетдинова, А. Х. Экологическое сознание и экологический архетип / А. Х. Гимазетдинова, Н. М. Солодухо. Казань, 2008. 140 с.
12. Гучепшокова, С. А. Архетипический концепт «лицо/честь/совесть»: когнитивный и лингвокультурный аспеты : автореф. дис. … канд. филол. наук. Майкоп, 2011. 29 с.
13. Даниленко, Н. Б. Структурные особенности концепта // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2012. № 13 (267). Филология. Искусствоведение. Вып. 65. С. 37–40.
14. Демурова Н. Комментарии к романам «В краю лесов», «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» // Гарди Т. Избр. произв.: в 3 т. М.: Худож. лит., 1989. Т.2. 639 с.
15. Демурова Н: Томас Гарди, прозаик и поэт http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-eng/demurova-tomas-gardi.htm
16. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2001. – Т. 1: А-О. – 1232 с. (Б-ка словарей рус. яз.).
17. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2001. – Т. 2: П-Я. – 1088 с. (Б-ка словарей рус. яз.).
18. Иванова, Е. В. Архетип Апокалипсиса и его реализация в текстах СМИ // Политическаялингвистика. Екатеринбург, 2012. Вып. 4(42). С. 184–188.
19. Иванова, Е. В. Экологическое сознание и эколингвистика // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2012. № 7. C. 248–258.
20. Карасик, В. И. Архетипические концепты в общении // Прямая и непрямая коммуникация. Саратов, 2003. С. 39–52.
21. Климова, С. В. Социально-философские аспекты анализа архетипических функций дома [Электронный ресурс] // Антропология: Веб-кафедра философской антропологии. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/klimova/ function.html.
22. Концепт и архетип Сатаны: современное состояние [Электронный ресурс]. URL: http://warrax.net/76/arhetype.html.
23. Лотман Ю. М. О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ., 2000. С. 427–430.
24. Мифы народов мира : энциклопедия / под ред. С. А. Токарева. М., 1980. 1392 с.
25. Мыза [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/218724 (дата обращения: 13.10.2022)
26. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2003. – 896 с.
27. Петрова, М. Образ дома в фольклоре и мифе // Эстетика сегодня: состояние, перспективы / под ред. Л. В. Володина. СПб., 1999. С. 59–61.
28. Савельева, У. А. Архетипический лингвокультурный концепт «предательство» : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2008. 29 с.
29. Урнов М. В. Томас Гарди: очерк творчества. М.: Худож. лит., 1969. 150 с. Успенский Б. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 352 с.
30. Фаулз Дж. Кротовые норы : сборник эссе / Дж. Фаулз. — Москва : Махаон, 2002. — 640 с
31. Фёдоров А. А. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70—90-е годы XIX в.) / А. А. Фёдоров. — Свердловск : Уральский университета, 1990. — 188 с
32. Шелестюк, Е. В. О диалектике устойчивости и изменчивости концепта и символа // Язык. Культура. Коммуникация / под ред. Е. В. Пономаревой. Челябинск, 2004. С. 178–187.
33. Щепановская, Е. М. Мифологические архетипы народа как ядро понимания ментальности нации [Электронный ресурс]. URL: http://www.astrolingua.spb.ru/PHILOS/arch%20 mental.htm.
34. Gittings R. Young Tomas Hardy / R. Gittings. — Lnd., 1974. — 211 p.
35. Oxford Advanced Learner’s Dictionary (OALD), 8th edition. Oxford University Press, 2014.
36. Longman Dictionary of Contemporary English, Fifth Edition (LDOCE5), Pearson Education Limited, 2009.
37. Oxford Collocations Dictionary for students of English. Second edition. Oxford University Press, 2009
38. Oxford Advanced Learner’s Dictionary (OALD), 8th edition. Oxford University Press, 2014.
39. Hardy T. Tess of the d’Urbervilles [Электронный ресурс]. URL: http://www.literaturepage.com/read/tessof-the-durbervilles.html (дата обращения: 02.01.2020).