Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество требует от каждого человека постоянного совершенствования знаний, навыков и умений. При подготовке к будущей профессии старшеклассник всегда выходит за рамки учебного процесса для своего более глубокого развития с целью поступления в вуз. Задача преподавателя – взять этот процесс в свои руки, увеличить долю знаний, получаемых за счет самообразования, исходя из интересов старшего школьника, его потребностей и выбора профессии учащимися. Обеспечение правильной организации работы по формированию готовности учащихся к самообразованию является одной из основных задач педагогов.
Необходимость изучения данной проблемы заключается в том, что эффективная модель самообразования может обеспечить общее устойчивое развитие информационного развития в нашей стране, так как поток информации увеличивается, способность ориентироваться в этой информации и внедрение новых технологий, а также возникающих в связи с этим ситуаций, требующих быстрого принятия решений, требуют от старших школьников высокой самообразованности. А это, в свою очередь, активизировало поиск возможностей, обеспечивающих развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения.
На наш взгляд, эффективному самообразованию старших школьников препятствуют несколько факторов:
- недостаток времени (для самообразования требуется умение правильно организовать время);
- недостаточный уровень самостоятельности (отсутствие инструкций, полная самостоятельность осуществления и оценки, самоуправление деятельностью требует развитых навыков самоуправления);
- сложность в построении уникального маршрута самообразования (самообразование каждого ученика уникально и должно строиться каждом субъектом отдельно).
При существующей системе организации учебной работы организаторские способности школьников практически не развиты, так как педагог является организатором всего учебного процесса. В этом смысле учащиеся привыкают к строгой регламентации познавательной деятельности и плохо готовятся к ее самостоятельной организации. Все это требует создания специальной системы формирования организационных компетенций учащихся.
На общедидактическом уровне изучается: процесс формирования познавательного интереса и потребности (Шаров Ю.В., Щукина Г.И.), средства активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (Пидкасистый П.И., Шамова Т.А. и др.). Большое внимание уделяется изучению путей и средств формирования готовности к самообразованию (Ковалевская Н.Г., Нусинова Ж.Н., Редковец И.А. и др.), его мотивационной сферы (Закиров Г.С., Коджаспирова Г.М. и др.), процессуальным навыкам (Закиров Г.С., Колбаско И.И., Редковец И.А., Черниловская Н.К. и др.).
В настоящее время возникает необходимость в организации специальной работы по формированию готовности старших школьников к самообразовательной деятельности.
В современных условиях, когда объем знаний, необходимых человеку, быстро и стремительно растет, уже невозможно считать главным усвоение суммы фактов. Важно прививать школьникам умение самостоятельно добывать знания, справляться с бурным потоком научной и политической информации: необходимо научить каждого учащегося самостоятельно приобретать знания в течение его дальнейшей жизни. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что актуальность проблемы формирования готовности к самообразовательной деятельности на сегодняшний день велика.
Объект исследования: процесс самообразования старшеклассников во время обучения.
Предмет исследования: формирование у старшеклассников готовности к самообразованию.
Цель исследования: теоретически осмыслить важность самообразования старшеклассников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1.Выявить сущность понятия «самообразование»
2.Рассмотреть самообразование в процессе обучения: исторический аспект
3.Дать психолого - педагогические характеристики готовности старшеклассников к самообразованию
4.Проанализировать формы и методы обучения старшеклассников, направленные на развитие самообразования в процессе обучения
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение научных источников, теоретический анализ методической, психолого-педагогической литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность понятия «самообразование»
Самообразование – это образование, которое приобретается вне учебных заведений, путем самостоятельной работы. Основным средством самообразования является самостоятельное изучение научной, научно-популярной, учебной, политической, художественной и другой литературы. К источникам относятся газеты, радио, телевидение, лекции, имеющиеся в свободном доступе, музеи, выставки, кинотеатры, театры, общение с образованными людьми, специалистами из различных областей знаний и практики [21].
Самообразование строится на заинтересованности учащихся в органичном сочетании с самостоятельным усвоением материала. К настоящему времени выявлено несколько важных характеристик самообразовательной деятельности. Вот признаки, характеризующие ее с точки зрения Редковца И.А.:
1) Самообразовательная деятельность (по сравнению с учебной) характеризуется большей активностью и самостоятельностью познания;
2) Самообразование носит добровольный характер, поэтому любое принуждение здесь неприемлемо. Это определяет специфику мотивации к самообразованию;
3) важнейшей особенностью самообразовательной деятельности является ее более избирательный характер по сравнению с учебными знаниями;
4) Интересы к самообразованию отражают большую направленность на творческие познания и связанные с ними продуктивные способы. [20]
Выделяя виды самообразовательной деятельности, их можно охарактеризовать целями, поставленными перед самообразованием студентов. А.К. Громцева дает следующую классификацию:
- политическое самообразование, за счет повышенного внимания к проблемам современности, формирования собственного мировоззрения;
- общее самообразование, направленное на более глубокое изучение отдельных предметов в соответствии с предпочтениями, интересами, жизненными планами личности;
- самообразование, направленное на знакомство с любимой профессией и подготовку к ней;
- самовоспитание, связанное с развитием собственных способностей (эстетических, физических);
Самообразование через самодеятельность, любительство;
Самообразование, связанное с самовоспитанием, интересом к нравственным вопросам, развитием характера [6]
Процесс самовоспитания осуществляется добровольно, осознанно. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Этот процесс необходим для улучшения любой черты или навыка.[23]
Различные подходы к пониманию сущности самообразования позволили определить, что самообразование основывается на знаниях, умениях и способах учебной деятельности, приобретаемых в процессе обучения, и проявляется как самостоятельная познавательная деятельность, осуществляемая субъектом обучения. Различные подходы к пониманию природы самообразования, полемика между ними, изучение этого феномена с 1960-х гг. до наших дней сосредоточились на детализации и углублении этого понятия, выявлении его основных черт. Основными критериями эффективности процесса самообразования являются сформированность интеллектуальной сферы личности, готовность к самообразованию, профессионализм, саморегуляция, субъектность, социализация. Следовательно, самообразование – это образовательный процесс, многогранная деятельность, ориентированная на личность и контролируемая личностью, основная цель которой – стать профессионалом, непрерывно приобретая социальный опыт на основе знаний, используя различные ресурсы, приобретая собственные умения и способности. - организованность, самообучение, самоконтроль и самооценка [1]
Познавательный процесс обучения и самообразования основан на одних и тех же закономерностях развития познавательных умений, но на занятиях учитель контролирует познание и восприятие, а самообразование требует индивидуально сформированных мотивационных сил. В школьные годы формирование навыков и умений самообразования происходит путем усвоения общих и специальных знаний и приобретения практических навыков взаимодействия с окружающей средой [12].
Таким образом, самообразование является поистине свободным, наиболее сложным видом учебной деятельности, поскольку оно связано с саморефлексией, самооценкой, самоопределением и развитием навыков самостоятельного приобретения соответствующих знаний и их преобразования в практическую деятельность, т.е. в навыки самообразования. Суть его заключается в том, что в ходе самообразовательной деятельности происходит целенаправленное и целесообразное самоизменение личности, которое она концептуально и нормативно определяет и самостоятельно осуществляет для дальнейшей успешной самостоятельной жизни и индивидуальной самореализации.
1.2 Самообразование в процессе обучения: исторический аспект
Самообразование понимается как форма организации учебного процесса, обладающая такими характеристиками, как стимулирующая активность, самостоятельность. Самостоятельная работа должна быть непременно направлена на удовлетворение познавательного интереса учащегося.
Образовательные системы имеют разные направления с разными подходами к организации образовательного процесса. Однако практически для всех современных систем образования характерно увеличение доли самостоятельной работы учащихся. Кроме того, акцент смещается с преподавания на учение. При этом, конечно, первостепенной задачей является формирование у школьников навыков самостоятельной работы. В связи с этим педагогический процесс также направлен на развитие навыков и умений, необходимых для осуществления самостоятельной деятельности. Основная цель – умение критически мыслить, воспитание культуры самостоятельного действия. Важна также способность ребенка к самостоятельному поиску информации [3, с.67].
Существуют разные уровни самообразовательной деятельности. С одной стороны, самостоятельная работа является учебной задачей, а с другой стороны, под самостоятельной работой следует понимать соответствующую форму деятельности, развивающую память, мышление, творчество и воображение. Все эти процессы задействованы в ходе выполнения учебной задачи. В зависимости от уровня развития самостоятельных навыков ребенка различают разные уровни заданий.
Самообразование может быть направлено на развитие навыков получения новой информации. Самостоятельная деятельность также может быть направлена на получение новых знаний, открытие новой неизвестной информации. Существуют также виды самообразования, целью которой является углубление и расширение разных направлений деятельности и углубление знаний [4, с.126].
Активность и стремление к самообразованию школьников, их отношение к учебному процессу изучаются в разных областях. Первое и основное направление, использовавшееся в древности и дошедшее до наших дней, - это организация самостоятельной деятельности детей, в основе которой лежит искренний интерес, добровольность и искреннее стремление к получению новых знаний, их обработка и практическое применение на практике. Основными представителями этого направления являются Аристотель, Сократ, Платон. Они первыми представили принцип добровольности и с разных позиций открыли его важность и объективность [5, с.94].
Многочисленные исследования, как во времена этих ученых, так и после их смерти, подтвердили исключительную важность самостоятельного усвоения учащимися новых знаний. Они указывали на повышение качества знаний по различным предметам, если дать ребенку возможность самостоятельно выбрать интересующее его направление и начать заниматься самостоятельной работой, собственными творческими поисками в этом направлении. Здесь важна роль педагога как человека, который может поддерживать, рекомендовать, но ни в коем случае не навязывать методы работы, условия и средства, способствующие развитию навыков самостоятельной работы в будущем.
В то же время Сократ неоднократно отмечал, что, если естественное стремление ребенка к знаниям будет удовлетворено, то у него появится дальнейшая мотивация к изучению предмета и проявится его творческий потенциал для дальнейших достижений в избранной области. Сократ также в своих трудах поддерживал мнение о том, что самообразование способствует всестороннему развитию личности ребенка, развитию его мышления, способности обобщать, систематизировать, сравнивать, классифицировать, формулировать свои выводы и умозаключения. Это также приводит к саморазвитию ребенка и совершенствованию его личности.
Еще в древности ученые заметили, что успех в обучении может быть достигнут только в том случае, если учащийся достаточно заинтересован и мотивирован для самостоятельного осуществления учебной деятельности. Школьники с высокой самостоятельностью и мотивацией к обучению способны получать информацию, усваивать ее и применять на практике без помощи учителя.
При этом педагог выступает помощником, наставником, который всегда может оказать помощь и поддержку в организации учебного процесса, проследить за эффективностью обучения, а также создать необходимые условия для дальнейшего развития ребенка. в выбранном направлении, его развитие в рамках самообразовательного действия. Это позволяет значительно повысить качество образования, а также способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету. Ребенок посещает занятия с радостью, занятия – это всегда положительный эмоциональный фон. Ребенку на уроке всегда свойственна высокая активность. При самостоятельной работе полностью исключается пассивная установка испытуемого [7, с.84].
Подтверждение этой гипотезы можно найти в работах таких исследователей, как Франсуа Рабле, Мишель Монтен, Томас Мор. Именно они наметили и закрепили основные принципы социального воспитания и обучения и закрепили их в методике схоластики: в ее рамках были собраны многочисленные данные, подтверждающие достоверность и правильность вышеизложенных предположений. Стоит также отметить, что они первыми пришли к выводу, что обычное заучивание и пассивное изложение информации, отсутствие реального, живого интереса учащихся является причиной неуспеваемости и ведет к резкому спаду качество обучения, степень запоминания информации и возможность ее дальнейшего использования в конкретных ситуациях и реальных жизненных обстоятельствах.
Позднее идеи, изложенные в античности и средневековье, были поддержаны такими известными педагогами, как Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Именно в их работах были заложены основы самообразования, эффективного подхода к обучению, построения эффективной системы образования, основанной на заинтересованности учащихся в процессе обучения, активном и непосредственном участии в этом процессе. а также отношение к учителю как к помощнику, советчику на пути к новым знаниям [8, с.113].
Они заложили основы такого обучения, где у человека развивается критическое мышление. Также становится важным то, что благодаря самообразованию и творческому подходу к обучению у ученика вырабатывается ответственность и дисциплина. К своим действиям он подходит ответственно и вдумчиво, анализирует их.
В дальнейшем эти идеи были подхвачены исследователями разных направлений. Так, психологи, лингвисты, физиологи, философы неоднократно обращались к таким явлениям человеческой психики, как инициатива, творчество, самостоятельность. Они неоднократно становились предметом многочисленных исследований, а полученные результаты широко используются для совершенствования педагогического процесса и разработки новых подходов, способствующих развитию у учащихся навыков самообразования и стремления к знаниям.
Особый интерес представляют труды известных ученых и педагогов, которые были последователями ранее сложившихся представлений. Так, Б.П. Есипов в шестидесятые годы прошлого века исследовал феномен самостоятельной работы и разъяснил ее практическое значение, роль и место в воспитании детей. Многие исследователи пытались разработать педагогическую систему, основанную на развитии творчества и познавательного интереса учащихся. Делалось несколько попыток объяснить роль и место самообразования в общей программе и схеме обучения различным предметам. Взаимосвязь между самообразованием и другими формами обучения всегда была предметом многочисленных дискуссий. Постепенно произошел новый поворот в истории педагогики, связанный с компьютеризацией системы образования, что породило ряд новых возможностей обучения, новые формы работы и контроля. [9, с.89]
Значительный прогресс в развитии самообразовательной деятельности был достигнут после внедрения технологического подхода к обучению в 1970-е гг. Результатом внедрения технологического подхода в практику школьного образования стало ускорение развития технологий обучения по отношению к воспитательным технологиям. Это связано с тем, что технология обучения более объективна, а воспитательная технология существенно зависит от субъективных факторов. Многие утверждают, что такой подход является в какой-то мере насильственным методом, поскольку существует множество факторов, природа, происхождение и механизм развития которых не зависят от волевых качеств, настойчивости и мироощущения учащегося [10, с.156].
Не менее важным является направление, которое задал Я.А. Каменский. Он разработал систему вопросов организационно-практического характера, с помощью которых дети вовлекаются в мыслительный процесс, после чего активно переходят к творческим поискам и самостоятельной работе. При этом в качестве триггера могут использоваться различные наводящие вопросы и создание проблемной ситуации. При этом преподаватель, как правило, намеренно создает такие ситуации, чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся и вовлечь их в активное обсуждение, творческий подход. Это побуждает воспитанников к самообразованию.
Кроме того, другая сторона деятельности Каменского Я.А. посвящена всестороннему анализу психолого-педагогических условий, способствующих развитию активности, мотивации и интересов учащихся. На основе полученных данных он разработал систему дидактической поддержки, включающую различные пособия, которые можно использовать как для организации эффективного и конструктивного общения с учителями на уроке, так и для организации самообразования учащихся.
Существует и направление, основным и единственным предметом изучения в котором является самообразование. Это направление К.Д. Ушинский использовал в качестве основы для своих научных исследований. Ученый проводил различные исследования с целью выяснения сущности самостоятельной деятельности, а также выделения ее основных черт как одного из дидактических средств [11, с.45].
Самообразование, как и другие формы организации деятельности, должно быть направлено на достижение цели и выполнение поставленных задач. Структура самостоятельной деятельности до конца еще не раскрыта. Однако есть несколько характерных признаков, отличающих самообразования как вид самостоятельной деятельности. Итак, самообразование как отдельная категория обучения имеет две основные характеристики.
В первую группу входят содержательные, оперативные и результативные компоненты самообразования. Содержательный компонент представлен системой знаний, навыков, умений, которые выражаются в определенных понятиях, терминах, образах и представлениях об изучаемом предмете [13, с.197].
Оперативные компоненты деятельности включают в себя различные виды деятельности, посредством которых основные понятия, приобретенные знания, навыки и приемы применяются внешне и внутренне [14, с.34].
Компонент результативности означает конечный результат практической деятельности, который выражается в виде новых знаний, социального опыта, определенных представлений, умений, возможностей и является продуктом интеллектуальной деятельности учащегося, его самостоятельного творческого поиска.
Есть еще одна группа, включающая содержательный, процессный и мотивационный компоненты. Под содержательным компонентом следует понимать объект, на который направлена основная учебная деятельность. Это цель, задачи, тема исследования. Также с помощью этого компонента определяется основная задача практической деятельности, которая направлена на активизацию познавательного интереса.
Процессуальный компонент - это элемент, посредством которого выбираются и обосновываются основные средства, методы и приемы обучения, а также разрабатывается план действий, непосредственно направленный на реализацию выбранных средств и достижение цели.
Мотивационный компонент включает в себя деятельность, направленную на получение новых знаний, развитие навыков, имеющих функцию словообразования, осознание действительности и поиск возможностей для организации самообразовательной деятельности.
Таким образом, работа по самообразованию имеет определенные принципы, по которым она организована. Сам процесс самообразовательного действия в общем виде можно представить в виде триады: мотив - план (действие) - результат [15, с.237].