Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня Китай является одной из ведущих экономик мира. Именно по этой причине в Китай каждый год стремятся попасть сотни и тысячи молодых специалистов, чтобы найти себе работу.
Второй вариант – это поучить в Китае высшее образование. Сегодня это направление так же востребовано. Каждый год в Китай приезжает множество молодых людей, чтобы через 2 – 3 года получить диплом магистра.
Однако закономерно возникает вопрос о том, что собой представляет высшее образование в Китае. Второй вопрос состоит в понимании изучаемых в рамках магистерских программ специальностей.
1. Обзор особенностей высшего образования в Китае
1.1. Понятие о системе высшего образования в Китайской народной республике (КНР)
Высшее образование в Китае имеет давние традиции. Первое высшее учебное заведение, отвечающее современным представлениям о высшем образовании, было открыто в 1895 г. в Тяньцзине. Это Бэйянская западная исследовательская школа, которая позже была реорганизована в Бэйянский университет.
В том же году в Шанхае начала работу Наньянская государственная школа, в структуру которой вошли общеобразовательная школа, педагогический колледж и школа иностранных языков. На базе Наньянской государственной школы был создан Шанхайский транспортный университет – одно из ведущих учебных заведений, выпускающих первоклассных инженеров. Высокие рейтинги Шанхайского транспортного университета закрепили за ним название «Восточный Массачусетский технологический институт».
В 1898 году в Пекине открылся первый национальный университет Китая — Императорский Пекинский университет. Он следует образовательным традициям старой «Академии сыновей государства».
Позднее, в течение нескольких десятилетий, Императорский Пекинский университет будет соперничать за звание первого университета Китая с Уханьским университетом, история которого восходит к институту Цзыцян, открытому в 1893 году Чжан Чжи-дуном. Сегодня многие университеты Китая имеют более чем вековую историю: Тяньцзиньский университет (1895 г.), Шанхайский и Сианьский университеты транспорта (1896 г.), Чжэцзянский университет (1897 г.), Пекинский университет (1898 г.), Шаньсийский университет (1902 г.), Нанкинский университет (1902 г.), Фуданьский университет (1905 г.), Университет Тунцзи (1907 г.) и Университет Цинхуа (1911 г.).
Свой путь развития получили Национальный центральный университет и Национальный университет Цинхуа, функционировавшие на Тайване после событий гражданской войны в Китае.
После образования КНР происходят изменения в системе образования: правительство принимает меры по повышению образовательного уровня всего населения. Если в середине прошлого века около половины населения было еще неграмотным, то в начале 90-х годов XX века, по статистике, лишь 5% населения имели высшее образование, а около 10% - неграмотные. не имели никакого образования, сегодня все дети получают среднее образование и многие из них планируют продолжить обучение в вузах страны.
В 2019 г. Министерство образования КНР объявило, что в Китае создана крупнейшая в мире система высшего образования; За последние семь десятилетий валовой коэффициент приема в колледжи увеличился с 0,26% в 1949 г. до 48,1% в 2018 г. Профессиональное образование добилось значительного прогресса, подготовив и высококвалифицировав 270 млн специалистов за этот период [2].
В соответствии с «Проектом 211», инициированным Министерством образования КНР, были определены ведущие вузы, получившие право на подготовку специалистов для экономической и социальной сфер страны. В проекте участвуют 100 лучших вузов, уровень образовательных услуг в которых соответствует стандартам современного мира. Название проекта определяет количество университетов-участников (100) и актуализирует современность возложенных на них задач: задачи 21 века.
Сегодня в Китае реализуется еще один проект, начатый 4 мая 1998 года в связи с празднованием 100-летия Пекинского университета и инициированный бывшим Председателем КНР Цзян Цзэминем. Название «Проект 985» зафиксировало начало его реализации — 98 год, 5–1 мес. 9 вузов, участвующих в проекте, выполняют задачу по изменению организации учебного процесса в соответствии с социально-экономическими требованиями, которые диктует время. Проект предусматривает сотрудничество органов местного самоуправления с органами управления образованием, благодаря чему эти учебные заведения должны стать ведущими университетами не только Китая, но и мирового уровня [3; 4].
В 1998 году по аналогии со всемирно известными ассоциациями престижных университетов (группа Рассела в Великобритании, Группа восьми в Австралии и Лига плюща в США) была создана Лига С9, представляющая собой альянс из 9 ведущих университетов в стране с целью продвижения устоявшейся системы высшего образования в Китае. Лига объединила Фуданьский университет, Харбинский политехнический университет, Нанкинский университет, Пекинский университет, Шанхайский транспортный университет, Университет Цинхуа, Китайский университет науки и технологий, Сианьский транспортный университет и Чжэцзянский университет. Они представляют 3% исследователей в стране, 10% государственных расходов на исследования и 20% научных публикаций. По цитируемости статей и количеству патентов на изобретения Китай занимает третье место после США и Японии.
1.2. Понятие и особенности магистратуры в Китае
В современном Китае у россиян популярна магистратура. Здесь учатся 20 000 русских студентов из России. Можно с уверенностью сказать, что их число будет только расти.
Китайская Народная Республика считается популярным местом для обучения людей со всего мира. На третьем месте по количеству приезжих студентов после Америки и Англии.
Преимущества обучения в Китае:
Уровень образования. Сфера образования находится в главной позиции руководства республики. Систематически совершенствуясь, ведутся разработки, соответствующие международным стандартам. Организации высшего образования здесь ежегодно занимают места в рейтингах всего мира.
Владение языком. Вам не нужно знать китайский язык, чтобы учиться здесь. В университетах есть программы на английском языке, предназначенные для иностранцев.
Цена. Цены на обучение ниже, чем, например, в европейских вузах, что является актуальной тенденцией. Стоимость образовательных программ в Китае идентична той, что предлагают россияне.
Субсидии. Ежегодно, чтобы привлечь в страну как можно больше россиян, китайское правительство и другие организации выделяют гранты. Поэтому любой желающий может обучиться бесплатно или снизить часть затрат.
Резюме. Учеба в Китае, особенно в магистратуре, будет плюсом в личном резюме. Те, кто предоставляет работу в Китае, России и по всему миру, оценят такой опыт.
Эконом. Экономическое развитие Китая, передовое в мире. Учиться и жить здесь – это опыт на всю жизнь.
Благодаря льготам российские студенты хотят получить степень магистра китайского языка в Китае. Практически все учебные заведения Китая предлагают программы магистратуры.
В Китае 25 000 университетов, как государственных, так и частных. Государственные вузы Китая поддерживаются государством, обычно это старые и престижные вузы республики.
Традиционно здесь предоставляется большее количество грантов. Частные заведения не финансируются государством. Рассчитывайте на суммы, поступающие от студентов. Такие вузы, конечно, сильно уступают китайским госучреждениям.
2. Анализ особенностей учебы и самих магистерских программ принятых в КНР
2.1. Рейтинг основных ВУЗов Китая и специфика учебы в них
Китай – страна с быстро развивающейся экономикой, международными отношениями и уникальной культурой. С каждым годом он становится все более популярным местом для учебы.
Не все знают, что более 30 китайских университетов входят в число лучших учебных заведений мира, а их программы в области науки и техники уже считаются одними из лучших. На сегодняшний день абитуриенты могут выбирать из более чем 5 000 программ английского языка в 2 000 университетов и иметь доступ к более чем 50 000 грантов и стипендий.
Китайские вузы интересны именно тем, что предлагают множество уникальных и нестандартных программ. Однако крайне важно заранее изучить всю доступную информацию, как о курсах, так и об условиях поступления.
Выберите как минимум 3 разные программы, чтобы увеличить свои шансы на поступление. Также стоит заранее изучить возможности финансовой помощи: как мы уже говорили, Китай предлагает большое количество совершенно разных стипендий. Наверняка для вас найдется подходящий вариант.
Большинство китайских университетов имеют возрастные ограничения для студентов. Так, студентам бакалавриата не может быть больше 30 лет, а магистрантам и докторантам не может быть больше 40 лет.
Многие вузы также будут интересоваться средним баллом с предыдущего места учебы. Если вы учитесь сейчас, вы должны заранее позаботиться о том, чтобы загрузить его по максимуму.
Подача заявок непосредственно на сайтах вузов — самый удобный и очевидный способ. Однако есть и другие каналы подачи заявок.
CUCAS — это онлайн-платформа, на которой вы можете подать заявление в любой университет Китая. Что-то вроде посредника между вами и университетом.
CUAC — это своего рода аналог CUCAS, который также может выступать в качестве онлайн-советника. Здесь вы можете получить профессиональную помощь в выборе подходящего университета в Китае, а также задать другие вопросы.
2.2. Особенности магистерских программ
Университет Цинхуа, один из ведущих университетов Китая, был основан в 1911 году. Он входит в девять элитных университетов Китая «Лиги C9».
Университет Цинхуа неизменно занимает первое место в национальном рейтинге университетов Китая. Среди выпускников вуза много известных ученых, художников и политиков.
Университет также известен своим живописным кампусом, который был построен на месте бывшего Императорского парка Шуйму Цинхуа в северо-западной части Пекина.
Университет Цинхуа состоит из 20 институтов с 57 факультетами. В 2015 году Tsinghua была признана лучшей в мире школой инженерии и информатики с точки зрения объема исследований и общей производительности.
Университет занимает 16 место в мировом рейтинге QS.
Пекинский университет, также известный под сокращенным названием «Бейда», основанный в 1898 году, является крупнейшим университетом Китая, одним из старейших университетов страны. Сегодня Beida является ведущим высшим учебным заведением Китая.
В состав университета входят 30 колледжей и 12 факультетов. Подготовка ведется по 93 специальностям бакалавриата, 199 магистратуры и 173 докторантуры.
В составе университета 216 научно-исследовательских институтов, два инженерных научно-исследовательских центра имеют статус общенациональных. Национальная школа развития (ранее Китайский центр экономических исследований) входит в пятерку ведущих аналитических центров Китая.
Многие национальные рейтинги поместили Пекинский университет в число лучших университетов материкового Китая. НАС. News & World Report поставил университет на 41-е место в мире, первое в Китае и второе в Азии.
Пекинский университет занимает 22-е место в мировом рейтинге QS.
Университет Фудань является одним из старейших и наиболее престижных высших учебных заведений Китая. Находится в Шанхае.
Заключение
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
В КНР проводится взвешенная политика в области развития высшего образования. Фактически сегодня с одной стороны в КНР обеспечена реальная возможность дать высшее образование каждому китайцу.
Для этого в стране действует несколько программ. С одной стороны в каждом районе Китая имеется сразу несколько крупных государственных ВУЗов. Их дополняют менее крупные – частные ВУЗы. При этом государство за счет специальных грантов, субсидий, а так же стипендий значительно сокращает для студентов стоимость обучения. В ряде случаев студент может закончить ВУЗ бесплатно.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Высшее образование в странах ЕврАзЭС. История отечественного и китайского высшего образования. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Высшее образование в Китае. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2021. – 522 с.
3. Гурулева Т. Л. Университеты КНР: современное состояние и стратегия глобального развития до 2035 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2020. - Т. 25, № 2. - С. 185-197.
4. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Высшее образование в Китае. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2021. – 389 с.
5. Жилина Е.Ю. Высшее образование в Китае. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
6. Лебедев О.М., Носов М.С. Высшее образование в Китае. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2021. – 476 с.
7. Медведева Н.А. Петрова М.С. Высшее образование в Китае. Роль. Место. Задачи. – Ярославль: Пальмира, 2018. – 432 с.
8. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Высшее образование в Китае. Государственные формы контроля. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
9. Семенов О.В. Борисов А.В. Высшее образование в Китае. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
10. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по магистерским программам в Китае. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
11. Тихонова Е.Е. Теория и практика высшего образования в Китае. Справочник абитуриента. – Краснодар: Полис, 2022. – 1289 с.
12. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика обучения по магистерским программам в Китае. Плюсы и минусы. – Хабаровск: Форт, 2018. – 623 с.
13. Фадеева А.Ю. Высшее образование в Китае. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
14. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Высшее образование в Китае и в России. Сравнительный анализ. – Вологда: Вектор, 2020 – 528 с.