Фрагмент для ознакомления
2
В наше время достаточно остро стоит проблема формирования навыка изображения животных в начальной школе. Ознакомление младших школьников с анималистическим жанром способствует формированию познавательных интересов, знакомит с неповторимым и разнообразным миром окружающей среды, с взаимодействием человека и животных, формирует отзывчивость к красоте, развивает эстетические чувства, знакомит с историей и культурным наследием страны, воспитывает уважение и бережное отношение к природе, будь то животные или растения. А это по праву считается ключевыми качествами социально активной личности нашего времени.
Актуальность анималистического жанра сегодня бесспорна. В современном мире, в погоне за эфемерными ценностями, человек постепенно утрачивает чувство восприятия прекрасного, обесцениваются такие нравственные качества, как доброта, любовь, сострадание, душевность. И именно живой мир, по словам классика анималистического жанра В.А. Ватагина, является «мощным проявлением красоты», именно он способен пробудить самые светлые нравственные качества человека. Поэтому роль анималистического жанра неоценима не только в процессе эстетического, но и, даже в большей степени, нравственного и экологического воспитания.
С точки зрения изобразительного искусства ценность анимализма также очевидна. Это редкий, интересный и очень сложный жанр. Однако, именно анимализм способствует формированию у художника наблюдательности, умения выделить и изобразить самое главное, точности и быстроте изображения. Работа в этом жанре дисциплинирует и тренирует глаз и руку, а также позволяет легко работать в других жанрах изобразительного искусства, таких как: пейзаж, натюрморт и др.
Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время анималистический жанр должен быть особенно востребован в процессе обучения школьников изобразительному искусству.
Различные аспекты эстетического воспитания школьников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства представлены в работах Алексеевой В.В. [1], Неменского Б.М. [7].
В большинстве случаев у детей младшего школьного возраста не получается изображать представителей фауны из-за нехватки навыков и должного опыта. Учащиеся не понимают, почему у них не выходит рисовать так, как это делают взрослые, поэтому у ребенка пропадает мотивация учиться рисовать дальше. Вследствие этого очень важно объяснить учащемуся, почему у него не выходит изображать животных и научить его, используя различные способы и алгоритмы изображения представителей фауны. Успешность обучения анималистическому жанру в начальной школе напрямую зависит от профессионализма, таланта и знаний педагога, особенно на ранних стадиях обучения. Известный психолог Кириенко В.И. отмечает: «...такое огромное влияние оказывает окружающее и особенно старшие своим личным примером, показом и руководством на развитие художественных способностей в их ранних стадиях» [6].
Цель данного исследования: изучение специфики обучения детей младшего школьного возраста рисованию животных в различных художественных техниках, а также разработка дидактических игр по изобразительному искусству для учащихся начальных классов.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть анималистический жанр и его роль в художественном развитии детей;
• Определить особенности обучению младших школьников изображению животных и птиц;
• Представить алгоритм изображения животного;
• Разработать игры и игровые упражнения для формирования у учащихся навыков изображения животных.
Объект исследования: методика обучения младших школьников на уроках изобразительной деятельности.
Предмет исследования: специфика обучения младших школьников навыкам изображения животных.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Анималистический жанр и его роль в художественном развитии детей. Навык изображения животных
Рассуждая о современном состоянии анималистического жанра, необходимо отметить, что пришла пора готовить художников - анималистов в учебных заведениях, так как в настоящее время в школах почти не учат рисовать животных, оставляя этот сложный и многообразный мир за пределами школьной программы [6].
Анималистический жанр – один из наиболее древних жанров изобразительного искусства. Он редко встречается, очень сложен, требует постоянного большого, труда и совершенства [10]. Важно проследить историю данного жанра, его развитие и особенности, рассмотреть творчество наиболее известных зарубежных и отечественных художников - анималистов. Учитывая, что в жанре анималистики редко работают живописцы, очевиден интерес к анималистическому рисунку и мягким графическим материалам (сепия, сангина, пастель и др.). Тем более, что последние достаточно редко используются и не популярны на уроках изобразительного искусства, хотя обладают рядом преимуществ в использовании и яркой выразительностью.
Как научиться рисовать животных? Этот вопрос задают себе и педагогу начинающие художники. На этот вопрос один ответ — надо больше рисовать. Но практических знаний и умений не всегда достаточно. Знакомство с автобиографиями знаменитых художникованималистов во многом прольет свет на многие задаваемые вопросы. Художники щедро делятся своим опытом, накопленным за годы работы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и эстетическое воспитание. / В.В. Алексеева – М., 1967. 19 с.
2. Волкова Т.В. Роль анималистического рисования в системе преподавания на художественно-графическом факультете МПГУ. / Т.В. Волкова // Международный электронный научный журнал. – 2018. № 3 (33). 124-129 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский – СПб.: СОЮЗ, 1997.
4. Горлов, Д.В. Письма анималиста [Текст] / Д.В. Горлов // Юный художник. - 1991. - №12. – С. 28 - 33.
5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. КН.1 / Н.А. Дмитриева – М.: «Искусство», 1998. 535 с.
6. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. / В.И. Кириенко – Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1959.
7. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. / Б.М. Неменский – Просвещение, 1981. 192 с.
8. Полынская И.Н. Формирование пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 5. С. 215–219
9. Полынская И.Н., Цибинога Е.Г. Методика обучения учащихся начальных классов изображению узоров // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 17
10. Портнова, И.В. Анималистическое искусство в России XVIII — первой половины XX вв. [Текст] / И.В. Портнова. - М.: Спутник, 2013. - 511с.
11. Савинов А.М., Полынская И.Н. Освоение методических принципов работы над академическим рисунком при обучении студентов-дизайнеров // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 361–384
12. Соснина Е.Е., Полынская И.Н. Техника фроттаж на уроках изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: Сб. статей. Отв. ред. Д.А. Погонышев. Нижневартовск: НВГУ. 2019. С. 221–223.
13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский – Киев : Радянська школа, 1973. 17 с.
14. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. / К.Д. Ушинский // Издательство Академии педагогических наук РСФСР. – 1950.
15. Швец П.М., Полынская И.Н.Методика обучения рисованию с натуры школьников на уроках изобразительного искусства // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: Сб. статей / Отв. ред. Д.А. Погонышев. Ч. 3. Искусство. Дизайн. Архитектура. Музыка. Культура. Философия. Социология Нижневартовск: НВГУ. 2019. С. 227–229
16. Эльконин Д.Б. Детская психология. / Д.Б. Эльконин – ФГБОУ ВО МГППУ, 2007-2022.