- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Роль эмоций в творческом процессе.
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Психология
41 страница
23 источника
Добавлена 28.06.2023 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы роли эмоций в творческом процессе 5
1.1. Понятие «эмоция» в психологии и основные подходы к его рассмотрению 5
1.2. Виды и роль эмоций в жизни человека 7
1.3. Роль эмоций в творчестве 12
2. Эмпирическое исследование роли эмоций в творческом процессе у младших школьников методами арт-терапии 17
2.1. Этапы, методы, методики исследования 17
2.2. Программа психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы у младших школьников методами арт-терапии 26
2.3. Анализ результатов исследований на контрольном этапе исследования 31
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 42
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что при изучении процесса приобретения индивидами новых знаний неоднократно возникает вопрос о роли эмоций в интеллекте, особенно в творческой деятельности. Постепенно понимание роли эмоций в творческом процессе расширилось.
Современные исследования показали, что без эмоциональной активации интеллектуальные и творческие процессы невозможны; состояние эмоциональной активации предшествует словесному выражению принципа решения проблем; эмоциональный опыт является своеобразным "ориентиром", позволяющим сканировать "перспективные области" в пространстве решения проблем. Все это не важно в моей жизни как хореографа. Танец - это маленькая модель жизни за несколько минут, со своими собственными эмоциями и переживаниями, эмоции и чувства играют большую роль в жизни человека.
Благодаря эмоциям мы развиваемся, идем к своим целям и анализируем ту или иную ситуацию. Мы совершенствуемся и меняемся с помощью чувств. Восприятие человеком конкретной ситуации также зависит от эмоций, и наши действия, поступки, личности и т.д. зависят от чувств и эмоций. Это тоже связано с эмоциями, мы можем воспринимать мир и все, что в нем происходит, как единое целое и гармоничное, а не просто набор коротких мгновений.
Эмоции выполняют различные функции и участвуют в управлении поведением человека как непроизвольный компонент. Они вмешиваются в него на этапе осознания потребностей и оценки ситуации, а также на этапе принятия решений и оценки достигнутых результатов. Следовательно, понимание механизма поведенческого управления требует понимания эмоционального поля человека и его роли в этом управлении.
Исследованиями эмоциональных состояний в разное время занимались такие ученые как Ч. Дарвин (три принципа выражения эмоций), В. Вундт, П. В. Симонов, У. Джеймс и К. Ланге (теория эмоций, в которой отмечается существенная роль органических изменений периферического характера в формировании эмоций), С. Шехтер и Дж. Сингер (эмоции есть следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активации), У. Кэннон и Ф. Бард (таламическая теория эмоций) и другие.
Объект исследования — эмоциональная сфера человека.
Предмет исследования — роль эмоций и чувств в творческой деятельности человека.
Цель исследования – рассмотреть роль эмоций в творческом процессе.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие «эмоция» в психологии и основные подходы к его рассмотрению;
охарактеризовать виды и роль эмоций в жизни человека;
изучить роль эмоций в творчестве;
определить этапы, методы, методики исследования;
рассмотреть программу психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы у младших школьников методами арт-терапии;
дать анализ результатов исследований на контрольном этапе исследования.
Исследование проведено на базе МБОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары. В исследовании приняли участие 14 детей возрасте 6-7 лет.
Методы исследования: работа с методической литературой, анализ продукта детской деятельности, статистической обработки данных, эксперимент.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
1. Теоретико-методологические основы роли эмоций в творческом процессе
1.1. Понятие «эмоция» в психологии и основные подходы к его рассмотрению
Так же, как указывал С.Л. Рубинштейн, эмоции можно условно охарактеризовать несколькими характеристиками: во-первых, в отличие от восприятия содержания объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; во-вторых, эмоции обычно различны по полярности: в сложных человеческих чувствах они взаимодействуют, образуя сложный и противоречивая единица (эмоциональное противоречие); в-третьих, эмоции всегда обладают характеристиками захвата всего человека, и они связаны с индивидуальным "я".
Б. Спиноза выделял три основные эмоции: счастье, неудовлетворенность и желание. В. Вундг выделяет три различные пары противоположностей в основные формы чувства: счастье-неудовлетворенность, возбуждение-спокойствие, напряжение-разрядка [14].
В. Макдугалл писал: "Существуют две основные формы чувства - счастье и боль, или удовлетворение и неудовлетворенность, которые в какой-то степени, по крайней мере в небольшой степени, определяют все желания организма. Счастье - это результат успеха, полного или частичного, а боль - это результат и признак неудачи и разочарования."
K.Изард выделил 10 базовых эмоций в качестве первичных, формирующих основную систему мотивации человеческого существования: 1) интерес-возбуждение; 2) радость; 3) удивление; 4) печаль-боль; 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) чувство вины.
Эта классификация составлена Б.И. Додонов предложил эмоцию, потому что человек чувствует себя нужным и предает ценность процесса своей деятельности.
Ученые часто замечают, что положительные эмоции влияют на умственную деятельность человека. Иногда они помогают человеку найти творческие способы решения конкретной проблемы. Это зависит от того, насколько положительные эмоции влияют на фиксацию информации. События, произошедшие в контексте этой эмоции, запоминаются надолго. Эмоции также зависят от качества сильной воли.
Психологи дали разные определения понятию "эмоция". Есть несколько основных из них.
Первое определение. Эмоция - это психологический процесс, который проявляется на предмете. Это общее отношение к различным отношениям, темам, задачам и целям, которые субъект ставит перед собой. В то же время он может испытывать различные эмоции, которые влияют на его жизнь.
Второе определение. Эмоция - это чувства и переживания человека. Кроме того, это понятие включает в себя эмоциональное возбуждение, которое человек может испытывать на разных этапах. Но необходимо помнить, что психическое состояние является одним из наиболее важных аспектов психического здоровья.
Третье определение. Эмоции являются неотъемлемой частью физического здоровья и начинают развиваться еще до родов. Уже в этот момент эмбрион понял, какие эмоции испытывает его мать. Эта ситуация может охватывать все аспекты чувствительности.
Четвертое определение. Эмоция - это определенная реакция, возникающая при наличии или отсутствии определенной ситуации [13, с.2].
У людей существует всего несколько типов эмоционального выражения. Первый тип - это долгосрочное состояние (общий эмоциональный фон человека). Краткосрочная стадия - это стадия, которую можно охарактеризовать как определенную краткосрочную реакцию на конкретную ситуацию. Второе название этой стадии - эмоциональная реакция, которая также происходит за короткий промежуток времени и за короткий промежуток времени (period).
Разница между положительными или отрицательными эмоциями.
Психологи также различают эмоции по признакам. По признакам различают следующие эмоции: положительные эмоции - это эмоции, которые возникают из-за счастливых событий, происходящих в конкретной ситуации. Эти эмоции могут положительно повлиять на психологию человека и активную деятельность. Кроме того, ученые отметили, что именно эти эмоции могут предотвратить различные заболевания.
Второй тип эмоций - это негативные эмоции, которые возникают из-за различных стрессовых ситуаций, переживаний или негативных эмоций, возникающих в различных ситуациях. Ученые отметили, что люди, которые испытывают негативные эмоции, с большей вероятностью заболеют, и ими манипулируют другие. Также необходимо помнить, что эмоции непосредственно влияют на человека.
Таким образом, разные эмоции влияют на функционирование.
Функция управления. Управление этой функцией очень простое. Это включает в себя тот факт, что если вы добьетесь успеха, то получите положительные эмоции и наоборот [10, с.54].
Направляющая функция - это функция мотивации и руководства человеком. Суть этой функции заключается в том, что положительные эмоции, ранее вызванные у человека, формируют определенное поведение.
Коммуникативная функция - это функция, которая вызывает эмоции, основанные на текущем внутреннем состоянии человека. Из-за этих эмоций формируется определенное поведение. Эмоции, отрицательные и положительные, непосредственно влияют на человека, его психическое и душевнобольной здоровье.
1.2. Виды и роль эмоций в жизни человека
В ходе эволюции животного мира появилось особое проявление рефлекторной функции мозга - эмоции (от лат. emoveo - возбуждать, возбужденный). Они отражают личное значение внешних и внутренних стимулов, ситуаций и событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживания.
В психологии эмоция определяется как переживание человеком в момент отношения к чему-либо (к настоящей или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.).).
Понятие "эмоция" также используется в широком смысле, когда оно относится к общей эмоциональной реакции человека, оно включает в себя не только духовную составляющую — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, которые сопровождают это переживание. Эмоции также присутствуют у животных, но у людей они приобретают особую глубину, со множеством оттенков и сочетаний.
Немецкий философ Иммануил Кант разделил эмоции на стенические (stenos — сила от греческого), которые усиливают важную деятельность организма, и ослабляющие —ослабляет его [18].
Эмоции также делятся на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Филогенетически самым старым является переживание счастья и неудовольствия (так называемый сенсорный эмоциональный тон), который направляет поведение человека и животных, чтобы приблизиться к источнику счастья или избежать источника неудовольствия. Другие положительные (радость, ликование) и отрицательные (гнев, печаль, страх) эмоции более сложны. P.V. Когда положительные и отрицательные тени сочетаются в одном и том же переживании, Симонов распознает смешанные эмоции (например, счастье от страха в "Комнате ужасов").
В зависимости от личных качеств людей (вкус, интересы, моральное отношение, опыт) и особенностей настроения, а также от их ситуации, одни и те же причины могут вызывать у них разные эмоции. Эмоции различаются по интенсивности и продолжительности, а также по степени осознания причин их появления. В связи с этим различают эмоции, переживания и влияния.
Эмоция - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, в котором человек может не знать причины. Она постоянно присутствует в эмоциональном тонусе человека, увеличивая или уменьшая его активность в общении или работе.
На самом деле эмоции являются кратковременными, но довольно сильно выражающими человеческие переживания радости, печали, страха и т.д. Они, по-видимому, удовлетворяют или неудовлетворяют потребности, и для их появления есть хорошо понятная причина.
Влияние - это очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, которое возникает быстро, вызванное сильными или особенно значимыми стимулами. В большинстве случаев воздействие является результатом конфликта. Оно всегда ведет себя бурно и сопровождается снижением способности отвлекать внимание и сокращением поля восприятия (внимание в основном сосредоточено на объекте, вызвавшем воздействие). При влиянии редко учитываются последствия того, что делается, поэтому человеческое поведение становится импульсивным. Они сказали, что такой человек, он не помнит себя, находится без сознания. После воздействия часто будет наблюдаться упадок сил, безразличие ко всему окружающему или сожаление о том, что вы сделали. При нормальных обстоятельствах это часто проявляет эффекты, указывающие на то, что человеку не хватает манер или что он страдает нервно-психическим расстройством [7, с.49].
Роль эмоций. Роль эмоционального отражения и оценки. Эмоции придают субъективную окраску тому, что происходит вокруг нас и в нас самих. Это означает, что разные люди могут эмоционально реагировать на одно и то же событие совершенно по-разному. Например, для болельщиков проигрыш любимой команды может привести к разочарованию, огорчению, а для болельщиков команды соперника — к радости. И определенное произведение искусства будет вызывать прямо противоположные эмоции у разных людей. Неудивительно, что люди говорят: "Вкус и цвет - это не одно и то же."
Эмоции не только помогают оценивать прошлые или текущие модели поведения и события, но и помогают оценивать будущие модели поведения и события, участвуя в процессе вероятностного прогнозирования (когда человек идет в театр, ожидает счастья или ожидает неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успевает правильно подготовиться).
Эффект контроля эмоций. Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к определенному объекту или событию, эмоции также важны для управления поведением человека и являются одним из психофизиологических механизмов этого контроля. В конце концов, появление определенного отношения к объектам повлияет на мотивацию, процесс принятия решений о действиях или поведении, а сопутствующие физиологические изменения повлияют на качество деятельности и производительность человека. Он играет контролирующую роль в поведении и деятельности человека, а эмоции выполняют различные позитивные функции: защиту, мобилизацию, санкции (переключение), компенсацию, сигнализацию и усиление (стабилизацию). Эти функции обычно сочетаются друг с другом [19, с.44].
Защитная функция эмоций связана с появлением страха. Он предупреждает человека о реальных или воображаемых опасностях, тем самым помогая лучше обдумать возникшую ситуацию и более тщательно определить возможность успеха или неудачи. Поэтому страх защищает человека от неприятных для него последствий и, возможно, от смерти. Мобилизационная функция эмоций проявляется в том, что, например, страх может способствовать мобилизации резервов человека путем выброса дополнительного количества адреналина в кровь, например, в форме активной защиты (бегства). Способствуйте укреплению тела и вдохновению, мобилизации радости.
Компенсационная функция эмоций заключается в том, чтобы компенсировать недостаток информации при принятии решения или суждения о чем-либо. Эмоции, возникающие при столкновении с незнакомым объектом, придадут объекту соответствующий цвет (встреченный плохой человек или хороший), потому что он похож на объект, встреченный ранее. Хотя с помощью эмоций человек дает широкую и не всегда разумную оценку объекту и ситуации, это все же может помочь ему выйти из тупика, когда он не знает, что делать в этой ситуации.
Существование рефлексивно-оценочной и компенсаторной функций в эмоциях позволяет показать санкционную функцию эмоций (независимо от того, контактируют они с объектами или нет). Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой биологический объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), при этом человек или животное уведомляют другого о своем состоянии. Это способствует взаимопониманию в общении, предотвращает агрессию со стороны другого человека или животного и распознает имеющиеся в данный момент потребности и условия другого субъекта. Сигнальная функция эмоций обычно сочетается с их защитной функцией: появление запугивания во время опасности помогает запугать другого человека или животное [16, с.225].
Академик П.К. Анохин подчеркнул, что эмоции очень важны для консолидации и стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующих обстоятельствах могут быть извлечены из памяти для получения тех же полезных результатов. Напротив, негативные эмоции, извлеченные из памяти, предостерегают от повторения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональный опыт глубоко укоренился в эволюции как механизм поддержания жизненных процессов в оптимальных границах и предотвращения разрушительности недостатка или избытка важных факторов.
Неупорядоченный эффект эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением целей, вызывая у него пассивную защитную реакцию (кома сильного страха, отказ от выполнения задач). Неупорядоченный эффект эмоций виден и в гневе, когда человек стремится достичь цели любой ценой, тупое повторение одного и того же действия не приведет к успеху.
Положительные эффекты эмоций напрямую не связаны с положительными эмоциями, в то время как отрицательные эмоции напрямую не связаны с отрицательными эмоциями. Последнее может быть использовано как стимул для самосовершенствования человека, а первое может стать причиной самоуспокоенности и самоуспокоенности. Многое зависит от решимости человека и зависит от условий его роста.
1.3. Роль эмоций в творчестве
Роль эмоций в творческом процессе разнообразна. Это боль творчества и радость открытий. Это также происходит из памяти, эмоций, лирические переживания или вдохновение способствуют творческому воображению, фантазии, потому что многие яркие образы, мысли и ассоциации могут легко возникнуть в сознании. Но какие здесь характеристики: это вдохновение, радость творческого успеха за короткий промежуток времени [6, с. 52].
Эмоции играют особую роль в различных видах искусства.
К.С. Станиславский говорил, что из всех трех психологических сфер человека - ума, воли и чувств - последняя является наиболее "трудной для воспитания ребенка". "Расширение и развитие разума гораздо легче для воли актера, чем развитие и расширение эмоционального поля. Станиславский указывал, что это чувство можно культивировать, подчиняться ему и умело использовать, но оно растет очень плотно. Выбор "да или нет" является наиболее актуальным. Поэтому он самый дорогой актер. Студенты с захватывающими эмоциями и способностью глубоко переживать - золотой фонд театральных школ. Их развитие происходит очень быстро. В то же время Станиславский жаловался, что в его сознании слишком много рациональных актеров и сценических произведений. Важный эмоциональный опыт для художника в визуальном поведении. В.С. Кузен отметил, что если природа (объект изображения) оставляет художника равнодушным и не вызывает никаких эмоций, то процесс изображения будет пассивным. O.Роден верил, что прежде чем копия, увиденная художником, пройдет через его руки, она должна пройти через его сердце.
Воображение и креативность тесно связаны. Однако связь между ними ни в коем случае не такова. Люди могут использовать воображение как самодостаточную функцию и извлекать из него креативность как продукт его функции. Лидерство - это обратная связь; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Следовательно, существует много специфических типов воображения, потому что существуют специфические виды человеческой деятельности - конструктивная, техническая, научная, художественная, визуальная, музыкальная и так далее. Все эти виды воображения формируются и проявляются в различных видах творчества. Деятельность, которая представляет собой разнообразие на самом высоком уровне, - это творческое воображение [5, с. 169].
Роль воображения и его характер в основном зависят от того, каков его продукт. Некоторые люди находят легкое и бесполезное удовлетворение в мимолетных, праздных мечтах, прячась за занавесом своего воображения, вдали от реальных вещей. Другие наделены достаточными творческими способностями, чтобы превратить проявление своего воображения в по-настоящему творческую работу. Их создание привнесло новое измерение в реальный мир. В произведениях искусства, созданных искусством, люди думают о преобразованном и глубоком образе мира, который намного выходит за ограниченные рамки их обычно узкого личного существования; в реальной жизни они нарушают устаревшие нормы и действительно меняют реальность.
Воображение играет важную роль в любом творческом процессе. Это особенно важно в искусстве. Каждое произведение искусства, достойное этого названия, имеет идеологическое содержание, но, в отличие от научных работ, оно выражает его в определенной метафорической форме. Если художник вынужден интерпретировать мысли своего произведения в абстрактных формулах, так что идейное содержание произведения искусства проявляется вместе с его образами, но не полностью и ярко выражено в образах, его работа теряет свою художественность. Визуальное и образное содержание произведения искусства, только оно должно быть носителем его идеологического содержания. Суть художественного воображения заключается прежде всего в способности создавать новые образы, которые могут стать пластическими носителями идеологического содержания. Особая сила художественного воображения заключается в создании новой ситуации не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований реальности жизни.
Эта ошибка основана на идее, что чем страннее произведение, тем больше в нем воображения. Воображение Льва Толстого не слабее, чем у Эдгара Аллана. Это просто очередное воображение. Чтобы создавать новые образы, нарисуйте обширную картину на большом холсте и максимально соблюдайте условия объективной реальности. Необходима особая оригинальность, пластика и творческая независимость воображения. Чем реалистичнее произведение искусства, тем строже реальность жизни и тем сильнее воображение, чтобы создать содержание визуального образа, которым управляет художник, и выразить свои художественные намерения пластическим способом.
У настоящего художника не только есть оборудование, необходимое для того, чтобы изобразить то, что он видит, но и то, что он видит, отличается от того, кто не отвечает на вопрос художника. Задача произведения искусства - показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы другие могли это увидеть [5, с. 108].
В чем суть художественного творчества, лучше выразить это невозможно. Даже в портретах художник не фотографирует, не копирует, а меняет восприятие. Конечно, воображение в искусстве допускает значительное отклонение от реальности, более или менее значительное отклонение от реальности. Произведение искусства выражается не только в портретах, оно включает в себя сказку и чудесную историю. В сказках, в фантастическом рассказе отклонение от реальности может быть очень большим. Творческое воображение прибегало к вымыслу, который отклонялся от определенных аспектов реальности, чтобы дать конкретную визуализацию реальности, основную идею или косвенно отразить идею определенных базовых аспектов реальности.
Развитие воображения происходит с созданием все более совершенных продуктов воображения. В творческом процессе поэзии, искусства, музыки и их развития были сформированы и развиты новые, более высокие и совершенные образные формы. В великих произведениях народного искусства, в былинах, легендах, в народных эпосах, в произведениях поэтов и художников - в "Илиаде" и "Одиссее", в "Песне о Роланде", в словах о легионе Игореве - воображение создает великие произведения искусства, учит людей смотреть на мир по-новому и открывает новое поле для деятельности воображения. Способности - это личностные психологические характеристики человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешной реализации. Скорость, глубина, легкость и сила процесса приобретения знаний и навыков, но сами они не могут быть сведены к ним. Компетентность - это динамичное понятие, и их формирование происходит тем или иным образом в процессе организованной деятельности.
Одной из особенностей этих решений является то, что сами они ни на что не направлены. Тенденция влияет, но не является решающей, на способность к формированию и развитию, на процесс формирования в процессе жизни и воспитания.
Эти идеи неоднозначны, они определяют: различные способы формирования способностей, уровень достижений и скорость развития. Многие условия влияют на формирование способностей. Это теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная деятельность, связанная с выполнением конкретных задач и знакомством с различными видами игр, упражнений и работы; наблюдательность, хорошая память и живое воображение. Характерной чертой художественного типа является яркость изображения, для духовного типа - абстракция, доминирование логической структуры.
Один и тот же человек может обладать разными способностями, но одна из них может быть важнее других. С другой стороны, разные люди обладают одинаковыми способностями, но уровень их развития разный.
Рубинштейн видел в таланте сочетание способностей и личных качеств. Интересным аспектом этой проблемы является проблема СДВГ. Этот термин относится к высоким и, самое главное, необычным способностям. Поэтому абсолютный музыкальный слух не считается сверхспособностью. Напротив, особенно острое обоняние дегустаторов запахов можно назвать гиперчувствительностью [17].
Особенно высокий уровень одаренности также называют такими терминами, как талант и гениальность. В понятии "талант" (способность) - "одаренность" - "гениальность" значение социальных факторов постепенно возрастает. Обладатель удивительной прямой памяти, основанной на эйдетизме, по-прежнему является особенно талантливым человеком, но это не значит, что он станет талантливым математиком или художником. Талантливые люди - это те, кто проявляет эту способность и делает их признанными мастерами в области искусства, науки, производства и других видов человеческой деятельности. Когда человека считают гением, роль социальной оценки и психосоциальных факторов в его достижениях возрастает.
2. Эмпирическое исследование роли эмоций в творческом процессе у младших школьников методами арт-терапии
2.1. Этапы, методы, методики исследования
Цель исследования: изучить роль эмоций в творческом процессе, на примере детей младшего школьного возраста и составить программу, направленную на ее коррекцию посредством арт-терапии.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотез исследования были определены следующие задачи: цели исследования: изучить эмоциональное состояние детей, скорректировать выявленные эмоциональные расстройства у детей младшего школьного возраста, провести повторную диагностику и проанализировать результаты исследования
Научно-исследовательская база: МБОУ "СОШ №2 "Чебоксарская сутра 14 сутр. В исследовании приняли участие в общей сложности 14 детей с эмоциональными проблемами в возрасте 6-7 лет. Из этой выборки были сформированы экспериментальная (7 человек) и контрольная (7 человек) группы. Небольшое количество выборок объясняется специфическими обстоятельствами экспериментальной работы, в ходе которой изучается влияние психологической коррекции на детей. При этом с учетом возможности и ограничений использования методов групповой психологической коррекции подбирается размер выборки.
Эта работа проводится в несколько этапов.
Этап 1 - Определение.
На этапе определения эксперимента, с помощью опроса воспитателей и анализа обращений родителей к педагогу-психологу МБОУ, мы отобрали 14 детей в возрасте 6-7 лет, которые с подозрением относились к эмоциям.
Затем, используя психологические методики по нашему выбору, проведите первичную психологическую диагностику исходного состояния эмоционального поля (уровень тревожности, эмоциональное напряжение, наличие страха) всех отобранных детей и обобщите результаты первичного исследования.
На основании результатов предварительного обследования детей в качестве экспериментальной группы была выбрана группа детей, показавших более низкие результаты по большинству диагностических методик. Другая группа детей служила контрольной группой.
В этом опросе мы использовали следующие инструменты психологической диагностики:
1. Тест для определения уровня тревожности (R.Temml,M.Дорки, Ф.Аминь).
Цель: Определить взаимосвязь между тревожностью и многими типичными для детей жизненными ситуациями с другими людьми, в которых соответствующее личностное качество проявляется в наибольшей степени.
Материалы психологической диагностики включают серию картинок (14 картинок размером 8, 5х11 см), каждая из которых представляет некоторые типичные жизненные ситуации младшего школьника. Есть две версии каждой фотографии – мальчик и девочка. Неоднозначность изображения несет проективную нагрузку. Что значит для ребенка дать эту конкретную картинку, показывает типичное эмоциональное состояние, в котором он находится в такой жизненной ситуации. В приложении 1 приводится описание методов обработки данных и рекомендации.
2. Методы диагностики наличия страха у детей "Страх в доме" (А.I.Захаров).
Цель: Выявить и прояснить преобладающие типы страха (боязнь темноты, одиночества, смерти, медицинского страха и т.д.).) У детей старшего возраста
3 года от роду. Прежде чем помогать детям преодолевать страх, необходимо выяснить полный масштаб страха и конкретный страх, которому они подвержены.
В приложении 2 приведены инструкции по тестированию и предложения по объяснению результатов.
Мы выбрали эти методы, потому что они наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений.
Предварительные результаты исследования эмоционального состояния детей младшего школьного возраста.
1. Тест для определения уровня тревожности (R.Temml,M.Дорки, Ф.Аминь);
Эта методика позволяет выявить тревогу, связанную со многими жизненными ситуациями, которые характерны для детей, взаимодействующих с другими людьми, в которых соответствующие личностные качества проявляются в наибольшей степени. Материалы психологической диагностики включают серию картинок (14 картинок размером 8, 5х11 см), каждая из которых представляет некоторые типичные жизненные ситуации младшего школьника. Есть две версии каждой фотографии – мальчик и девочка. Неоднозначность изображения несет проективную нагрузку. Что значит для ребенка дать эту конкретную картинку, показывает типичное эмоциональное состояние, в котором он находится в такой жизненной ситуации.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 53 (часть 1). Ст. 7598.
2. Арт-терапия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.runetarc.ru/2011 /ar/www.art-therapist.ru/index.php/home/13 -arttherapy
3. Арт-терапия: гуманистический (экзистенциально - гуманистический) подход [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. openreality.ru/school/psychologu/humanist/art-terapy/
4. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //psyj ournal .ru/psyj ournal/articles/detail. php?ID=2844
5. Астапов В. М. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов, Е. Е. Вакнин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 273 с.
6. Бойко В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. - М.: Союз, 2019. - 160 c.
7. Бочкова М.Н. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования / М.Н. Бочкова, Н.В. Мешкова // Современная зарубежная психология. — 2018. — № 7. — С. 49–59.
8. Гримак Л.П. Психология активности человека: Психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л.П. Гримак. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
9. Каменец А.В. Развитие типологии личности К. Юнга в изучении культурных процессов / А.В. Каменец, И.С. Казакова // Культура и цивилизация. 2019. – Т. 9, № 2-1. – С. 194-204.
10. Кисляков П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. - М.: Русайнс, 2018. - 184 c.
11. Копытин А.И. Арт-терапия в контексте культуры и технологии. URL:http://msata.ru/artterapiya_v_proshlom_i_nastoyasc?view=52628201
12. Краплак К. Путеводитель по арт-терапии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arifis.ru/artic.php?action=view&id=6,
13. Матвиенко Н. А. Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / Н. А. Матвиенко. // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 1-4.
14. МБОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.sosh2-gcheb.edu21.cap.ru/?t=eduid&eduid=4694
15. Николаева Е.И. Психология детского творчества: Учебное пособие / Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2019. - 256 c.
16. Петрова Д. В. Возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков / Д. В. Петрова. // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 225-227.
17. Ситникова А. С. Детские страхи [Электронный ресурс] / А. С. Ситникова - Режим доступа: http://www.psytren.ru/list/110
18. Сиргиенко Л. В. Особенности проявления детских страхов [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/556798.
19. Шабшин И. Восток - Запад. Управление эмоциями. Книга о психологии с восточным акцентом / И. Шабшин, Е. Цыганова. - М.: Феникс, 2019. - 126 c.
20. Шабшин И.И. Восток-Запад. Управление эмоциями. Книга о психологии с восточным акцентом / И.И. Шабшин. - М.: Феникс, 2022. - 172c.
21. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2020. - 156 c.
22. Шадриков В.Д. Введение в психологию. Эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2021. - 100 c.
23. Шило Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т..В. Шило // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Новация, 2017. – С. 48-51.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней