Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Первые представления о труде человека ребёнок получает очень рано. Это происходит в возрасте 2,5-3 лет и длится до периода начала подросткового возраста 10-12-ти лет. Как только ребёнок начинает познавать и оценивать окружающий мир, его сознание насыщается разнообразными представлениями о мире профессий человека. Иногда можно наблюдать, как ребёнок во время игры пытается повторить действия людей определенных профессий. Водитель, продавец, врач, воспитатель и др., словом всё то, что он видит около себя и во что играет в ДОУ, основываясь на своих наблюдениях за взрослыми. Очень важно делать правильные шаги в направлении формирования его представления о мире труда и профессий в период обучения в начальной школе. Безусловно, ребенку бывает сложно понять некоторые элементы профессиональной
деятельности взрослых людей. Тем не менее, при определенных условиях в каждой профессии можно выявить ту область, которая может быть представлена на основе наглядных образов и жизненных ситуаций.
Очень важно для ребёнка создать комфортную и наполненную эмоциями среду, где ребенок сможет окунуться в мир труда и профессий. В дальнейшем, ребёнок сможет анализировать и понимать сферу профессий и специальностей, на основе всех тех знаний и умений, которые он приобрёл ранее. Тема ранней профориентации в педагогике сегодня достаточно популярна, но при этом остаётся не решённой, поскольку требует наличия достаточно большого количества дидактического и методического материала. Этим вопросом занимались учёные
Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и др. Не всегда в образовательных организациях, особенно на ранних этапах образования детей, формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется систематически. При этом, именно школа должна быть ключевой основой процесса профессионального самоопределения школьников. Настоящая проблема является актуальной, в связи с чем, был сделан выбор исследования «нетрадиционные форматы ранней профориентации младших школьников».
Цель работы: выявить и обосновать нетрадиционные форматы ранней профориентации младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования представлений о профессиях у младших школьников.
Предмет исследования: нетрадиционные форматы и средства ранней профориентации младших школьников.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть формы, методы и приёмы ранней профориентации в начальной школе.
3. Описать традиционные и нетрадиционные формы ранней профориентации младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм ранней профориентации.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1: Теоретические аспекты ранней профориентации
младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста
Каждый возрастной период развития субъекта имеет ряд своих характеристик и особенностей. Период младшего школьного возраста - это категория детей с 6-7 до 9-10 лет. Психологи считают этот возраст периодом интенсивного развития психического и физического здоровья ребёнка, поскольку происходит интенсивный биологический рост и становление детского организма. Учёные считают, что к 6-ти годам ребенок готов регулярно обучаться в школе. Он способен осознавать свое поведение и сравнивать себя с другими. Ребёнок в этом возрасте уже личность. Активный дошкольник начинает стремиться к общественной деятельности и пытается управлять своим поведением. При нормальном развитии ребёнок достаточно хорошо владеет речью и делает несложные выводы. Ребёнок становится активным и коммуникабельным.
Авторы Н.П. Блонский, С.Г. Шацкий, Ф. Гальтон и др. занимались проблемой формирования представлений о профессиях у младших школьников. Именно в этот период становятся подвижными нервные процессы ребенка. Усиливается его возбудимость, эмоциональность и двигательная активность. В этом возрасте ему интересно абсолютно всё, достаточно лишь вызвать у него искренний интерес к игровому процессу, поскольку игровая деятельность продолжает оставаться для ребёнка значимой. Для ребёнка первоклассника приоритетной задачей и деятельностью становится обучение, но это не значит, что ребёнок перестаёт любить играть. Очень быстро у младшего школьника появляются новые личностные образования психического характера. Постепенно у ребёнка происходит интенсивное развитие больших полушарий головного мозга.
Это способствует совершенствованию нервной системы и происходит стремительное развитие психики ребенка. В этом возрасте дети уверенно ходят, улучшается координация их движений, они легко бегают и прыгают, достаточно свободно справляются с аксессуарами одежды и обуви. В ходе каждодневного обучения школьник начинает познавать мир. Восприятие у детей младшего школьного возраста неустойчиво и отличается неорганизованностью. При этом оно достаточно остро и свежо, в связи с чем, восприятие ребёнка можно охарактеризовать как созерцательную любознательность [8].
Неточность анализа компенсируется ярко выраженной эмоциональностью. Многие учителя делают упор при обучении на эмоциональность, при этом ненавязчиво учат школьников сосредоточенно слушать и смотреть. Также делается акцент на детскую наблюдательность. Уже к окончанию первого класса восприятие ребенка становится более углубленным и принимает организованный характер. Внимание ребёнка развивается вместе со всеми остальными функциями. Дети обращают внимание на действия, которые им интересны. При этом продолжает преобладать непроизвольное внимание.
Процесс преподавания и обучения в начальной школе ориентирован на принцип развития внимательности. В дальнейшем, без этой психической составляющей обучение становится невозможным. В начальной школе от ребенка требуется систематическое выполнение упражнений, которые требуют от ребёнка сосредоточенности и произвольного внимания. Ещё К.Д. Ушинский писал, что мышление ребёнка развивается от эмоционально - образного к абстрактно - логическому. При этом, школа должна работать на интеллектуальное развитие ребенка и на понимание им причинно-следственных связей [10].
Именно школа способствует быстрому развитию интеллекта младшего школьника. Исследования в этой области подтверждают, что если учебно-воспитательный процесс в начальной школе организован с использованием различных инновационных методов обучения, содержание его наполнено наглядностью и информативностью, в этом случае познавательная деятельность ребёнка будет формироваться системно и гармонично. В этом случае можно будет говорить об интенсивном развитии мышления младшего школьника. В начальной школе словесно-логическое мышление ставится в приоритет развития ребёнка. В младших классах дети много работают с наглядными пособиями.
У каждого ребёнка в этот период проявляются свои особенные различия. Психологи в этом возрасте выделяют среди детей мыслителей, практиков и художников. Мыслители, или теоретики легко решают учебные задачи словесного плана. Детям – практикам нужна опора на наглядность и конкретные практические действия. У художников преобладает образное мышление. У детей одновременно происходит развитие речи и мышления. Школьная подготовка обогащает детский словарь ребёнка и обучает верно формулировать свои мысли, как словесно, так и письменно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арасланов, Ф. С. Подпрограмма Самореализация и самоопределение школьников [Текст] / Ф. С. Арасланов. – СПб.: Питер. - 2016. – 304 с.
2. Гладких, М. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии [Текст] / М. Ю. Гладких. – М.: Высшая школа. - 2014. – 464 с.
3. Гусев, В. Г. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст] / В. Г. Гусев. – СПб. : Феникс, 2015. – 473 с.
4. Гусева, Т.К. Кем быть? [Текст] / Т.К. Гусева // Поем, танцуем и рисуем. – 2009. – No6. – С.73-82.
5. Денисова, Т. Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] / Т. Л. Денисова // Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза / отв. ред. Т. И. Шалавина. – Новокузнецк: НГПИ, 2021. – С.34-36.
6. Землянская, Е. Н. Научно – организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС [Текст] / Е.Н. Землянская, М. Я. Ситниченко // Наука и школа. – 2013. – No 5. – С. 12-17.
7. Каринов, С. Д. Профориентационные игры [Текст] / С. Д. Каринов. – СПб.: Феникс, 2016. – 555 с.
8. Климов, Е. А. Как выбирать профессию [Текст] / Е. А. Климов. – СПб.: Феникс, 2014. – 374 с.
9. Корабельников, В. А. Я и моя профессия [Текст] Программа профессионального самоопределения для школьников / В. А. Корабельников // М. : Высш. шк., 2014. – 499 с.
10. Кочетов, А. И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников [Текст] / А. И. Кочетов // М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2014. – 569 с.
11. Киструй, А. К. Профориентационная работа с младшими школьниками / А. К. Киструй. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72440/ (дата обращения: 12.11.2022).
12. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться. Метод. пособие [Текст] / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова // М. : ТЦ Сфера, 2012. – 194 с.
13. Мей, Дж. Мир профессий [Текст] / Дж. Мей. – М. : Просвещение, 2015. – 430 с.
14. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] // постановление Минтруда РФ No 1. 1996. URL: http://www.zakonbase.ru (дата обращения: 12.11.2022).
15. Осовская, С.Н. Город мастеров [Текст] / С.Н. Осовская // Школьный психолог. – 2006. – No 13. – С. 12-15.
16. Полищук, Ф.И. Организация профориентационной и профконсультационной работы [Текст] / Ф.И. Полищук. – М.: Академия
2016. – 456 с.
17. Прохоров, Г.С. Основы профориентации школьников [Текст] / Г.С. Прохоров. – М.: Академия, 2016. – 490 с.
18. Пуньетти, Дж. Сколько профессий, столько дорог [Текст] / Дж. Пуньетти. – М.: Академия, 2015. – 842 с.
19. Радинова, С.В. Трудовое воспитание школьников [Текс] / С.В. Радинова. – М.: Прогресс, 2015. – 598 с.
20. Смирнова, Е.Е. На пути к выбору профессии [Текст] / Е.Е. Смирнова. – СПб.: КАРО, 2013. – 294 с.
21. Уайт, К. Мир профессий / К. Уайт. – СПб. : Феникс, 2014. – 305 с.
22. Умельцев, А.П. Развитие учебно – познавательных мотивов младших школьников [Текст] / А.П. Умельцев. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2015. – 672 с.
23. Фомин, В.С. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / В.С. Фомин. – М.: ЮНИТИ – ДАНА.- 2016. – 558 с.
24. Шалаева, Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких [Текст] / Г.П. Шалаева.- 2005. – 242 с.