Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
За последние несколько десятилетий проблема школьной неуспеваемости, как комплекса дидактических, социально-педагогических и психофизиологических факторов, остро волнует всех участников педагогического процесса. Но вероятно, что нет ни одного психологически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться и быть в рядах неуспевающих обучающихся. Но вместе с тем, с усложнением условий социально-экономического сектора количество неуспевающих и неуспешных учеников неуклонно растет. При этом проблемы слабой обучаемости занимают совсем не первое место среди множества элементов школьной неуспешности.
В данной курсовой работе рассмотрены психолого-педагогические аспекты проблем школьной неуспешности и неуспеваемости, проведен анализ причин и факторов, приводящих к этому процессу, а также дана характеристика наиболее типичных портретов школьников, которые испытывают трудности в обучении и адаптации в общественной жизни.
Целью данной курсовой работы является определение трудностей обучающихся младшей и средней школы, вызванных неуспеваемостью и поиск путей для их скорейшего преодоления.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть психолого-педагогические подходы к вопросам школьной неуспеваемости;
в) рассмотреть причины школьной неуспешности и неуспеваемости;
г) определить направления и содержание коррекционной работы по оказанию помощи неуспевающим обучающимся.
Предметом исследования в данной курсовой работе является неуспеваемость как проблема психолого- педагогического характера.
Объект исследования- причины и формы неуспеваемости обучающихся младшей и средней школы.
В соответствии с целью и задачами работы использовались теоретические методы исследования, такие как анализ литературных источников по педагогике и психологии, систематизация изученного материала.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования.
Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения, списка литературы.
Введение раскрывает проблему исследования, актуальность темы, объект и предмет исследования, цели, задачи и методы исследования.
Основная часть включает в себя две главы теоретической направленности.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по теме курсовой работы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы школьной неуспеваемости
1.1 Психолого-педагогические основы школьной неуспеваемости
Поступление ребенка в школу, один из важных периодов дошкольного возраста, в процессе которого радикально изменяются требования к его личности, социальное окружение, условия жизни, а также меняется ведущий вид деятельности - им становится учеба.
Что включает в себя понятие: «Готовность к школьному обучению»?
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо-физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. Иными словами - это достаточный и необходимый уровень психического развития ребенка в условиях обучения, для успешного освоения им школьной учебной программы в коллективе сверстников.
Пока нет единого определение школьная готовность, так как понятие это многокомпонентное и многогранное. Об этом говорила Л. И. Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она указывала на то, что психологическая готовность – это определенный уровень развития познавательных интересов и мыслительной деятельности, умение произвольно регулировать свою познавательную деятельность и готовность к социальной позиции школьника.
А.В. Запорожец, разделял эту точку зрения, включив в это понятие такие компоненты как: особенности мотивации личности ребенка, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий, уровень развития познавательной и аналитико – синтетической деятельности.
Обязательными составными, определенного набора элементов знаний и умений, под названием «школьная готовность», по мнению Л.А.Венгер являются: мотивация, волевая, интеллектуальная и личностная готовность, включая «внутреннюю позицию школьника», хотя могут иметь различный уровень развития.
А вот Е.Е. Кравцова придерживается другого подхода к определению структуры психологической готовности детей к обучению в школе, она делает основной упор в развитии ребенка на роль общения и выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстникам и к самому себе.
Из всего вышесказанного мы видим, что психологическая готовность к обучению в школе – это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальной, мотивационной сфер и произвольности, требующее комплексных психологических исследований.
Так как дошкольное образование является первой ступенью образовательной системы, то вопросы качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к дальнейшему обучению в школе приобретают важное значение.
В ФГОС ДОО определены целевые ориентиры, отражающие содержание готовности детей к школьному обучению, данные ориентиры характеризуются следующими требованиям к знаниям, умениям и навыкам будущих первоклассников.
Следует отметить, что в настоящее время обучение детей старшего дошкольного возраста проводится в дошкольных учреждениях, где упор делается преимущественно на важность интеллектуального развития ребенка: его учат читать, писать, считать. Как отмечает ряд исследователей, можно прекрасно уметь делать все это и совершенно не быть готовым к школьному обучению, потому что готовность к обучению определяется тем, в какую деятельность сформированные умения включены. В старшем дошкольном возрасте освоение умений и навыков детьми включено преимущественно в игровую деятельность, таким образом, эти знания имеют совершенно другую структуру от школьной. Значит определяя школьную готовность детей, нельзя оценивать ее только по формальному уровню умений и навыков письма, чтения, счета.
Подготовка детей к школьному обучению - это важный процесс комплексной работы педагогов ДОУ, родителей, охватывающий разные сферы личности детей, при которой готовность ребенка должна соответствовать уровню их развития, способствующего усвоению школьной программы.
В зависимости от подходов в изучении и позиций авторов к определению «школьная готовность» выделим компоненты, составляющие готовность к школе.
Программы школьного образования с каждым годом усложняются, в государственные образовательные стандарты вносятся изменения, меняются требования к независимой оценке качества образования, в результате чего к обучающимся предъявляются все более высокие требования. При этом результаты обучения все меньше удовлетворяют педагогов и родителей. Количество трудностей в обучении детей с каждым годом неуклонно растет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанский, Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости / Ю.К.
Бабанский. –Ростов-на-Дону, 2002
2. Безруких, М.М. Почему учиться трудно? / М.М. Безруких. – М., 1995
3. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 357 с.
4. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: / Бударный Анатолий Александрович. — М., 1965. — 32 с.
5. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. /Сб.статей. Под ред. Ю.К. Бабанского/. – Ростов-на-Дону, 2007
6. Галасюк, И. Н. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия»: практич. пособие / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 223 с.
7. Колосова, Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие для вузов / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ;— Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 151 с.
8. Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для СПО/ И.Ю.Кулагина, - М: Издательство Юрайт, 2022г.-291 с.
9. Мурачковский, Н.И. Типы неуспевающих школьников / Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н.А. Менчинской. – М., 2009
10. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М., 2005
11. Пастернак, Н. А. Психология образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Пастернак, А. Г. Асмолов ; под ред. А. Г. Асмолова. —М. : Издательство Юрайт, 2019 — 213 с. — (Серия :Бакалавр. Академический курс).
12. Педагогическая психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Гуружапов [и др.] ; под редакцией В. А. Гуружапова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 493 с. —
13. Славина, Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим недисциплинированным школьникам Л.С. Славина. – М., 2000
14. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М., 1998
15. Шилова, Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога / Т.А. Шилова. – М., 2009
16. Школьная неуспешность: психолого-педагогические причины и пути преодоления: методические рекомендации для педагогов-психологов и учителей ОО/ авт.-сост. Л.А. Дементьева; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2019.- 117 с.
17. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для СПО / В. П. Глухов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 323 с.
18. Социальная педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева, М. Н. Липинская, В. В. Герцик ; ответственные редакторы С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с.
19. Фесенко, Ю. А. Детская и подростковая психотерапия: неврозы у детей : уч. для СПО / Ю. А. Фесенко, В. И. Гарбузов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 330 с.