Фрагмент для ознакомления
2
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных показателях. Большинство детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, врачи отмечают общую тенденцию для детских учреждений – снижение двигательной активности детей. Не случайно проблема здоровья на первом месте в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях. Стоит учесть, что физическое развитие является также условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
Нормально развивающийся ребенок с рождения имеет потребность в движении. Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств – одна из основных задач современного общества. Подвижные игры – одно из средств физического воспитания детей. Потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.
Согласно заявлению отечественных педагогов Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптеревой, П. Ф. Лесгафтом, Е. А. Покровским, К. Д. Ушинским и другими, подвижные игры являются наиболее эффективным средством физического воспитания. Они показывает творческую инициативу игрока, выраженную в различных действиях, соответствующих коллективным действиям.
Таким образом, исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема исследования: «Физическое развитие дошкольников посредством подвижных игр».
Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на развитие физических качеств у дошкольников.
Объект исследования: физическое развитие дошкольников.
Предмет исследования: подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности физического развития дошкольников.
2. Выделить особенности влияния подвижных игр на физическое развитие дошкольников.
3. Охарактеризовать этапы, методы и методики исследования.
4. Провести анализ результатов исследования.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях с целью повышения уровня физической подготовленности детей.
Базой исследования является МБДОУ № 23.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
1.1. Особенности физического развития у дошкольников
Физические качества необходимо целенаправленно развивать, начиная с раннего детства. Это подтверждают многочисленные исследования
В. М. Бехтерева, Н. А. Бернштейна, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других. Ученые указывают на взаимосвязь и взаимообусловленность между уровнем развития физических качеств и скоростью формирования у дошкольников двигательных способностей. Следовательно, для достижения гармонического развития ребенка возникает необходимость в создании условий для параллельного развития выше указанных параметров [3].
Под физическими качествами следует понимать наличие у человека с самого рождения определенных природных задатков к движению, к которым относят быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и силу [2].
Кратко охарактеризуем перечисленные физические качества:
быстрота представляет собой способность человека к совершению определенных действий за минимальный период времени, выполнение которых не вызывает утомления и не занимает много времени;
гибкость характеризуется как многофункциональное средство опорно-двигательного аппарата, определяющее пределы движений звеньев тела;
выносливость принято считать одним из самых важных физических качеств, поскольку от него зависит способность личности к выполнению непрерывной динамической работы с определенной мощностью на протяжении большого количества времени;
ловкость характеризует способность человека к быстрому овладению новыми движениями и их различными сочетаниями, в том числе и в изменяющихся условиях находить правильный и быстрый способ движения;
сила представляет собой физическое качество, свойство движения, характеризующееся способность человека к преодолению сопротивления при выполнении различных действий за счет мышечных напряжений [4].
В педагогическом процессе целью работы по физическому воспитанию дошкольников является содействие его полноценному развитию за счет своевременного формирования двигательных навыков и умений, основывающихся на физических качествах. Их развитие представляет собой процесс долговременного и качественного изменения за счет применения различных физических упражнений.
По мнению Е. Н. Вавиловой, необходимость в развитии физических качеств детей обусловлена потребностью у них к самостоятельному освоению новых движений, проявляя в конкретных условиях требуемый уровень быстроты, гибкости, выносливости, ловкости и силы, создающих условия активизации адаптационных процессов и повышения работоспособности [16].
Весь период дошкольного возраста характеризуется беспрерывным развитием физических качеств. При этом исследователи данного процесса утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие показатели увлечения быстроты зафиксированы в возрасте от 3 до 5 дет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. Данные показатели необходимо учитывать при планировании целенаправленной работы по развитию физических качеств у дошкольников.
Из вышесказанного следует, что физические качества в разные годы жизни развиваются неравномерно, т.е. гетерохронно, а те периоды, в которых одно из изученных качеств развивается наиболее интенсивно, называются периодами сенситивными.
Развитие почти всех физических качеств наиболее успешно будет происходить в период раннего и дошкольного возраста. При постановке задач развития данных качеств, преимущественно необходимо ориентироваться на формирование координационных способностей, а именно таких параметров как точность и чувство равновесия, ритмичность и согласованность движений. Важно отметить, что обучение новых движений необходимо осуществлять по методу целостного разучивания, поскольку если действия расчленять, то дошкольник может потерять их смысл, что приведет к потере интереса к нему. Это обусловлено возрастными особенностями данного периода, когда ребенок хочет сразу видеть и оценивать результат приложенных усилий.
Физические качества дошкольников развиваются под воздействием разнообразных средств и способов физического обучения. Результативным средством формирования быстроты считаются упражнения, нацеленные на формирование способности выполнять движения стремительно. Усвоение дошкольниками новых упражнений протекает преимущественно в медленном темпе. В этой связи педагогу необходимо предусматривать, чтобы упражнения не были длительными, одинаковыми. Предпочтительно их повторить в различных обстоятельствах с разной насыщенностью, с усложнениями либо, со снижением усилий.
От уровня сформированности основных физических качеств характеризуется в целом физическая подготовка детей. Поскольку под физическими качествами рассматриваются отдельные двигательные возможности дошкольника, то развитие проверяют в привычных для детей действиях, таких бег, прыжки, ходьба, лазанье, на обычных занятиях по физическому развитию [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А. А. Состояние здоровья и физического развития детей дошкольного возраста / А. А. Антонова, Т. А. Хуторская // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 11-2(101). – С. 10-13
2. Аушкина, И. В. Развитие координационных способностей у старших дошкольников посредством координационной лесенки / И. В. Аушкина, Н. В. Груняшина, О. В. Лыгина // Научное отражение. – 2021. – № 3(25). – С. 16-19.
3. Бутырская, Е. В. Технология развития физических качеств старших дошкольников в системе ДОУ / Е. В. Бутырская, Ю. А. Егорова // Аксиологические проблемы педагогики. – 2021. – № 12. – С. 5-12.
4. Винокурова, Н. А. Народные подвижные игры и состязания, как средства формирования двигательных умений и навыков дошкольников / Н. А. Винокурова, М. И. Сентизова, О. А. Винокурова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 11(189). – С. 76-81.
5. Гаглоева, Е. А. Повышение мотивации к занятиям физической культурой посредством использования подвижных игр / Е. А. Гаглоева // Вопросы педагогики. – 2022. – № 2-1. – С. 50-53.
6. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д Глазырина, В.А Овсянкин. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
7. Завадич, В. Н. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания / В. Н. Завадич // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 2. Физическое воспитание и спорт. – 2021. – Т. 60. – № 1. – С. 27-32.
8. Князева, Е. А. Двигательное развитие и физическая подготовленность старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. А. Князева, Л. В. Шипова // Евразийское Научное Объединение. – 2019. – № 10-6(56). – С. 473-476.
9. Моисеева, Н. А. Исследование физического развития дошкольников при начальном спортивном отборе в ДЮСШ, на отделении спортивной гимнастики / Н. А. Моисеева, Л. С. Тунгышмуратова // Теория и методика физической культуры. – 2022. – № 1(67). – С. 174-181.
10. Наринян, Л. Л. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста / Л. Л. Наринян, В. А. Брыкина, А. З. Переузник // Наука-2020. – 2021. – № 8(53). – С. 54-61.
11. Петрукович, Н. П. Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка в семье / Н. П. Петрукович // Здоровье для всех. – 2020. – № 1. – С. 52-56.
12. Подвижные игры как индикатор развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Грукова, Т. Ю. Крестьянинова, М. А. Карелин, В. И. Турковский // Право. Экономика. Психология. – 2021. – № 1(21). – С. 102-107.
13. Слепцова, Л. А. Развитие физического качества силы у детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Слепцова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 11.7(26). – С. 232-234.
14. Финогенова, Н. В. Влияние командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у старших дошкольников / Н. В. Финогенова, О. А. Сабуркина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2019. – № 1(27). – С. 48-54.
15. Флюстунова, М. Г. Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста / М. Г. Флюстунова, А. Г. Флюстунова // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 2. – № 13. – С. 165-168.
16. Шигапова, Г. Р. Учёт возрастных особенностей старших дошкольников (5-7 лет) при развитии физических качеств / Г. Р. Шигапова // Трибуна ученого. – 2021. – № 5. – С. 509-517.