Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ 5
1.1 Понятие словаря, его развитие в онтогенезе 5
1.2 Особенности развития словаря у детей с общим недоразвитием речи 9
1.3 Методические подходы к обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами 11
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ 22
2.1 Изучение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
2.2 Методические рекомендации по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Словарь является одним из компонентов речевого развития детей. Овладение словарем представляет собой важное условие умственного развития, так как содержание исторического опыта, которое присваивается ребенком в онтогенезе, обобщается и отражается в речевой форме и, в первую очередь, в значении слова. Усвоение словаря способствует накоплению и уточнению представлений, формированию понятий, развитию содержательного аспекта мыслительной деятельности ребенка. Вместе с тем, развивается операциональная сторона мышления, так как овладение лексическим значением осуществляется на базе таких операций, как анализ, синтез и обобщение. Узость словарного запаса препятствует полноценной коммуникации и, как следствие, психическому развитию ребенка. И наоборот, развитый словарь является признаком развитой речи и показателем высокого уровня развития умственной деятельности. Следовательно, развитие словаря представляет собой важнейший фактор подготовки к обучению в школе.
В настоящее время в связи с возрастанием количества детей с речевыми нарушениями большой процент составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Ребенок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно полноценно овладеть языком. Преодоление общего недоразвития речи возможно лишь при условии целенаправленной систематической логопедической работы по формированию речи ребенка.
Особое место в логопедической работе занимает работа над словарем, так как от сформированности у ребенка лексики зависит содержание его общения и успешность взаимодействия с окружающими.
Анализ теоретических работ по проблеме формирования лексики старших дошкольников с ОНР (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Р. Е. Левина,
Г. В. Чиркина) показал своеобразие развития словарного запаса при ОНР. Особенности словотворчества и образования фразеологизмов исследовались в работах М. И. Лисиной, С. Н. Цейтлин, Харченко.
Объект исследования – фразеологизмы как часть словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – словарь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучить особенности овладения старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами и разработать методические рекомендации по обогащению фразеологизмами их словаря.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы обогащения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами.
2. Изучить методические основы обогащения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами.
Используемые методы: теоретические (анализ научной литературы); эмпирические (констатирующий эксперимент); качественный анализ.
Исследование детей проводилось на базе ГДОУ № 27 Невского района г. Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: ул. Крыленко, 15, корп. 3 литер Щ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
1.1 Понятие словаря, его развитие в онтогенезе
В развитии словаря можно выделить два взаимосвязанных аспекта: количественное возрастание словарного запаса и качественное развитие, то есть овладение значением слова.
Дошкольный возраст представляет собой период интенсивного развития словаря. Рост словаря зависит от бытовых условий и особенностей воспитания ребенка, поэтому в педагогической литературе данные об объеме словаря дошкольников одинакового возраста весьма отличаются.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений (Текст) / Е.А. Алябьева. – М.: Сфера, 2004. – 96 с.
2. Антипова, Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с ОНР (Текст) / Ж.В. Антипова/.- М: Академия, 2011. – 200 с.
3. Архипова, Е.В. Стертая дизартрия у детей (Текст) /Е.В. Архипова. – М.: Апрель, 2007. – 331 с.
4. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях). Ч.2. (Текст)/ Е. А. Аркин; под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2014. – 210 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь: монография (Текст) / Л.С. Выготский. – М.: Психология, 2011. – 362 с.
6. Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи (Текст)/Н.А. Гвоздев. – Спб.: Детство-пресс, 2009. – 472 с.
7. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи(Текст) / Н.С. Жукова – М: Педагогика, 2011 – 412 с.
8. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников (Текст): Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
9. Кондратенко, И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи(Текст)/И.Ю. Кондратенко// Дефектология. – 2002. - № 6. – С. 51-59.
10. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) (Текст) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2009. – 160 с.
11. Левина, P.E. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды (Текст) / P.E. Левина,; под ред. Г.В. Чиркиной, П.Б. Шошина. – М.: АРКТИ, 2008. – 286 с.
12. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в Экспериментаторической группе для детей с общим недоразвитием речи (Текст) / Н. В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 560 с.
13. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов(Текст) / под общ. ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 350 с.
14. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Текст) / С.Н. Сазонова. – М.: Академия, 2005. – 144с.
15. Сафонова, О.В. О проблеме активности речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Текст) /О.В. Сафонова// Экспериментатор в детском саду. – 2016. –№ 4. – С 29-34.
16. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией: учебное пособие (Текст) / Е. Ф. Соботович. – М.: Классикс Стиль, 2013. – 160 с.
17. Федоренко, Л.П.. Методика развития речи детей дошкольного возраста (Текст)/ Л.П. Федоренко, Н.А. Фомичева. – М.: Просвещение, 2016. – 351 с.
18. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР: Воспитание и обучение (Текст) / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном и Д, 2011. – 211 с.
19. Черемухина, Г.А. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования (Текст) / Г.А.Черемухина А.М. Шахнарович // Дефектология. - №3. – 2010. – С. 19-23.
20. Эльконин Д.Б. Детская психология (Текст)/ Д.Б. Эльконин. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 384 с.