Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество и государство переживают изменения в системе отечественного образования, которые диктуют необходимость сформировать творческую и активную личность, способную эффективно и самостоятельно решать жизненные задачи. Основное значение имеет обеспечение данного процесса в начале школьного обучения, которое отражено Федеральным государственным образовательным стандартом начальной школы ФГОС НПО. Чтобы решить эту задачу, необходимо найти способы развития творческого потенциала младшего школьного возраста.
Организация творчества детей начальной школы проводится в рамках образовательной и внеурочной деятельности, в частности в кружках различных видов декоративного творчества. Творчество является основной особенностью и отличительной чертой детской деятельности в кружках по различным видам декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Творческая деятельность является одной из содержательных форм психической деятельности человека, в данном случае, – обучающегося. Процесс творчества является особой формой перехода из известного к неизвестному, новому. Поисковые работы обучающихся, ведомые взрослым, должны быть направлены на решение необычных задач. Чем более разнообразны действия учащихся, тем более гибкие, самостоятельные их поисковые действия.
Проблемы формирования и развития творческих способностей разрабатывались отечественными и иностранными психологами-теоретиками и психологами-практиками. Д.Н. Богоявленская, А.В. Бакушинский, Н.А. Дмитриева посвятили свои труды формированию творческих компетенций обучающихся начальной школы. Большой вклад в развитие творческой активности внесли работы В.И. Ефремова и Н.Г. Герасимовой.
В то же время проблема развития творческой активности младших школьников в художественно-творческой деятельности остается довольно нераскрытой областью педагогической и психологической науки, хотя по их возрастным особенностям этот процесс наиболее эффективен в творческой деятельности.
Актуальность исследования, ее недостаточная разработанность, как в теории, так и в практике начального школьного образования, ее социальная значимость, обусловили выбор темы исследования: «Изобразительное творчество и декоративно-прикладное искусство во внеурочной деятельности младших школьников».
Цель исследования: выявить и научно обосновать общедидактические и методические условия развития художественно-творческой активности младших школьников средствами изобразительного творчества и декоративно-прикладного искусства во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческой активности младших школьников на внеурочных занятиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования: общедидактические и методические условия развития художественно-творческой активности младших школьников в процессе приобщения к изобразительному творчеству и декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза исследования: развитие творческой активности младших школьников будет эффективным, если
разработанная внеурочная программа изобразительного творчества и декоративно-прикладного искусства будет включать разнообразные изобразительно-художественные техники художественной деятельности, будет соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей;
уточнены показатели творческой активности младших школьников в соответствии с критериями.
Задачи исследования:
изучить научные труды по проблеме исследования, обобщить передовой педагогический опыт, провести теоретический анализ и дать оценку современному состоянию рассматриваемой проблемы, установить перспективы ее исследования;
выявить и теоретически обосновать эффективность развития художественно-творческой активности младших школьников на внеурочных занятиях изобразительным творчеством и декоративно-прикладным искусством;
разработать методический комплекс внеурочных занятий художественно-эстетического воспитания и раскрыть возможности использования их обучающего потенциала как эффективного средства развития художественно-творческой активности младших школьников;
разработать и экспериментально обосновать общедидактические и методические условия приобщения младших школьников к изобразительному творчеству и декоративно-прикладному искусству, способствующие развитию их творческой активности.
Методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, беседа, эксперимент, наблюдение, диагностика, анализ данных.
Для выявления уровня развития художественно-творческой активности младших школьников в процессе практического исследования были использованы следующие методики исследования:
1. «Беседа о произведении» (по методике А.А. Мелик-Пашаева).
2. «Немного пофантазируем» (методика Р.С. Немова).
3. «Создаем художественный образ» (по методике Л.В. Ясинских).
База исследования: БОУ «Еремеевская СШ» Полтавского муниципального района омской области. В эксперименте приняли участие обучающиеся 3 класса в количестве 21 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании влияния изобразительной деятельности на развитие у младших школьников творческой активности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа, по развитию у младших школьников художественно-творческой активности посредством изобразительной деятельности декоративно-прикладного искусства, может быть использована в работе учителей начальных классов школьных образовательных учреждений в процессе организации внеурочной деятельности.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1 Теоретические основы развития художественно-творческой активности младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному искусству
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст по возрастной периодизации приходиться на время обучения ребенка в начальной школе. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка.
Установленные в настоящее время ограничения для младшего школьного возраста начинаются с 7 лет и заканчиваются 10 годами.
Начало обучения в школе приводит к коренному изменению социального статуса развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и несет ряд социально значимых обязанностей, выполнение которых получает публичную оценку. В младшем школьном возрасте начинает формироваться новый тип отношений с обществом. Безусловный авторитет взрослого начинает исчезать, и к концу этого возрастного периода важность сверстников и детского сообщества для ребенка возрастает [11, с. 14].
Развитие психических функций учащихся младших классов основано на ведущих для них педагогических занятиях. Участвуя в воспитательной работе, дети этой возрастной категории постепенно подчиняются своим требованиям, и выполнение этих требований предполагает появление новых психических качеств, которых нет у дошкольников. Появляются новые качества и развиваются по мере формирования образовательной деятельности [17, с. 117].
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Это определяет наиболее важные изменения, которые происходят в развитии психики детей на определенном возрастном этапе. В рамках образовательной деятельности формируется ряд новообразований, характеризующих значимые успехи в развитии младших школьников.
Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает активного вовлечения маленького ученика в другие виды деятельности, в которых развиваются и закрепляются различные достижения. Постепенно мотивация к учебной деятельности начинает снижаться, что связано с уменьшением интереса к обучению и тем фактом, что у ребенка уже есть завоеванная социальная ниша [10, с. 65].
Младший школьный возраст – чувствительный период для:
обучения, формирования мотивации к развитию устойчивых когнитивных потребностей и интересов;
развития эффективных методов и навыков обучения;
раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
формирования адекватной самооценки, развития критичности к себе и окружающим;
усвоения социальных норм, нравственного развития;
улучшение навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских связей.
По мнению В.И. Ефремова, в младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в развитии всего внимания, осуществляется интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается его объем, повышается его устойчивость, формируются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети могут достаточно долго концентрировать свое внимание и произвольно выполнять определенную программу действий [16, с. 38].
Период начальной школы характеризуется быстрым развитием воображения, обусловленным интенсивностью приобретения и усвоения различных знаний и их применения на практике. Младший школьный возраст характеризуется как чувствительный, наиболее благоприятный для развития творческого воображения и фантазии. Все это говорит о том, что возможности детей младшего школьного возраста должны использоваться для развития творчества и воображения.
Понятие «творческая активность» тесно связано с понятием «творчество». Творчество – одна из важнейших научных тем, изучаемых в настоящее время [4, с. 54].
ФГОС НОО дает два определения этому понятию:
творчество – это создание чего-то нового по сравнению с шаблоном. Оно позволяет человеку войти в атмосферу поиска и создает новые ценности, как духовные, так и материальные;
творчество – это произведение, в котором человек осознает всю красоту окружающего нас мира, познает новое и создает подлинные шедевры [25].
Творческая активность, связанные с поиском новых способов выполнения действий, связаны с созданием чего-то нового и оригинального. Развитие творческой активности у детей предполагает формирование важных умственных и практических действий в виде определенных навыков, таких как: способность наблюдать, сравнивать, сопоставлять, мыслить, самостоятельно ставить и решать новые задачи, развивать образное мышление и репрезентативность, воображение, восприятие.
Для детей младшего школьного возраста характерны потребность в творчестве и желание создать творческий продукт. По словам Л.С. Выготского, творчество является нормой развития ребенка. Младший школьный возраст благоприятен, то есть открыт для познания нового. Проявление фантазии у ребенка, яркости в сюжете отличается от взрослых. Это связано с тем, что воображение больше полагается на свои продукты и меньше контролирует их [9, с. 7].
Творческая активность в младшем школьном возрасте приобретают самостоятельный характер. Этот период характеризуется быстрым и плодотворным развитием и является наиболее благоприятным, чувствительным [8, с. 74].
В младшем школьном возрасте преобладает потребность овладеть новой социальной ролью, удовлетворить потребности обучающихся. Эта потребность проявляется в ортодоксальности младших школьников, безусловном авторитете учителя. При этом младшие школьники увлечены творческой деятельностью, активно задействуют свое воображение.
Специфика творческой деятельности в младшем школьном возрасте определяется такими особенностями детей, как преобладание у детей мотивации «быть как все», повышенная самостоятельность, критичность мышления, целостность восприятия, яркость воображения, эмоциональность, произвольность и недостаточное развитие логического мышления.
Н.Г. Герасимова утверждает, что младший школьный возраст представляет собой благоприятный и значимый период для выявления и развития творческих способностей личности, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы творчески-воспитательной траектории, закладывается психологическая основа продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей, лежащих в основе творческого мироощущения личности. Следовательно, это означает развитие врожденных творческих способностей каждого ребенка, воспитание в нем необходимых для этого качеств, создание педагогических условий, способствующих этому процессу [12, с. 11].
По мнению И.В. Дубровиной, Т.Ю. Хабаровой, творческие способности младших школьников рассматриваются как способность личности к нестандартному способу организации и осуществления творческой деятельности с постановкой новых целей, использованием элементов оригинальности в способах ее исполнения [14, с. 72].
В книге Н.А. Дмитриевой «Вопросы эстетического воспитания» выделены факторы, которые свидетельствуют о воспитанности у младших школьников интереса к художественному творчеству:
младший школьник может рассказать о прекрасном и безобразном в мире и искусстве. Его оценочные суждения развиты (в зависимости от возрастных характеристик);
младший школьник хочет заниматься творческой деятельностью, для него важно творческое самовыражение;
младший школьник проявляет эмоциональную реакцию при восприятии образов и произведений искусства [13, с. 54-55].
Исследованием специфики детского творчества занимались ученые, среди них А.В. Бакушинский и Д.Б. Богоявленская. Для более детального анализа творческого процесса у детей они провели сравнительную характеристику творческого процесса взрослых. Дети, как и взрослые, строят свои планы на основе окружающего мира, природы, искусственных вещей. Оригинальность художественных образов, создаваемых детьми, заключается в особенностях умственного и личностного развития ребенка. Прежде всего, это психические процессы, ответственные за творческий акт. Особое внимание педагоги и психологи уделяют воображению [18, с. 36].
Безусловно, одной из важнейших составляющих развития ребенка является его творческое развитие. Для этого важную роль играют уроки по изобразительному искусству. На этих уроках ребенок учится выражать свои фантазии, представления и воображение в нестандартной форме, а именно в рисунках. Отныне обновленные творческие эксперименты на этих уроках помогут детям развить свою способность видеть красоту в обычном и в то же время создавать что-то свое, личное и уникальное.
Для эффективного развития творческой активности во внеклассной деятельности общеобразовательных школ в качестве основной формы внеклассной работы с детьми широко используется работа кружков. В структуре образовательного учреждения существует фундаментальный этап закрепления индивидуальных потребностей, желаний, интереса к любому виду деятельности, а также выявления у ребенка способности к активному творчеству. Кружок – это пространство для общения и совместной деятельности, где каждый имеет возможность выразить себя и свои таланты. Эта форма внеклассной деятельности способна удовлетворить различные потребности детей [1, с. 111].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимов С.С., Голихина О.В. Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 110-113. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2988/ (дата обращения: 12.11.2022).
2. Благова Н.А. Психологическое воздействие изобразительного искусства на развитие детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. 2015. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=24413941 (дата обращения 12.11.2022).
3. Бондарь М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 598-601. – URL https://moluch.ru/archive/93/20763/ (дата обращения: 12.11.2022).
4. Боровик О. В. Развитие воображения. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. -112 с.
5. Ботова, С.И. Рукотворная краса земли Белгородской: Учеб.-метод. пособие: Курс лекций и рассказов о нар. худож. творчестве Белгородчины / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина, А.В. Рябчиков. – Белгород, 2000. – 243 с.
6. Бодунов М.В. Нейрофизиологические основы психической активности как черты темперамента : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. - Москва, 1977. - 220 с.
7. Верб М.А. Эстетическая культура школьника / М.А. Верб. – СПб.: Рэми, 2007. – 142 с.
8. Волков Б. С. Психология младшего школьника // Учебное пособие. – М. Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
9. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / JI.C. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 93 с. 22.
10. Выготский Л.C. Психология искусства / Л.C. Выготский. – М.: Педагогика, 1987. – 340 с.
11. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. - 80с.
12. Герасимова Н.Г. Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Иркут. гос. пед. ун-т. – Иркутск, 2003. – 17 с.
13. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. / Н.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 1956. - 208 с
14. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина – М.: Просвещение, 2003. – 315. – с. 72.
15. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. – №4. – с.15-26.
16. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза: Уникон-ТРИЗ. – С.38-39.
17. Жиенбаева Н.Б., Измайлова А. М. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. – 2018. – №11. – С. 116-119. — URL https://moluch.ru/archive/197/48818/ (дата обращения 11.11.2022).
18. Калюжная Е.Г. Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2015. – № 2. – С. 34-45.
19. Кухаронак, В. Г. Диагностика творческой активности младших школьников / В. Г. Кухаронак // Пазашкольнае выхаванне. 2000. № 6. С. 13-19
20. Мотырева А.Н. Развитие эстетических чувств у младших школьников // Школьная педагогика. – 2015. – №2. – С. 4-8. – URL https://moluch.ru/th/2/archive/8/209/ (дата обращения: 11.11.2022).
21. Мукина А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников / А.Н. Мукина // Начальная школа. – 2008. –N5 – С. 47.
22. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.
23. Пудова А.Н. Формы и методы организации внеурочной деятельности / А.Н. Пудова. – М.: ЭКОМ, 2016. – 54 с.
24. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. –2013. – N 3 – С. 107.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Министерств науки и образования Российской Федерации. 2009 URL.: https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 12.11.2022).
26. Чаплыгин С.А. Влияние изобразительного искусства на развитие младшего школьника // Международный педагогический портал «Солнечный свет». 2017. URL:https://solncesvet.ru/влияние-изобразительного-искусства-2/ (дата обращения: 12.11.2022).
27. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина, д-р пед. наук. – М.: Знание, 1972. - 32 с.
28. Шацкий Т.С. Мой педагогический путь / Пед. сочинение в 4 – томах. – Т 1 – М.: АПН. – 1964. – 172 с.