Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. В настоящее время проблема формирования представлений дошкольников о мире профессий слабо разработана в педагогической науке. Несмотря на это, всем ясна важнейшая роль представлений у дошкольников о людях разных профессий. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути из профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Формирование представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема является предметом исследований многих ученых: И. Д. Власовой, Г. И. Григоренко, Г. И. Жуковской, В. В. Кондратовой, В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой, А. Т. Шахмановой.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в настоящее время накоплен малый опыт ранней профориентации, при этом период дошкольного возраста является сенситивным для познавательного развития, поэтому важно расширять представления детей о мире профессий посредством игровой деятельности.
Цель исследования: обосновать необходимость использования игры как средства ознакомления дошкольников с профессиями взрослых.
Объект исследования: представления дошкольников о мире профессий.
Предмет исследования: игра как средство ознакомления дошкольников с профессиями взрослых.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности представлений дошкольников о мире профессий.
2. Охарактеризовать особенности использования игры как средства ознакомления дошкольников с профессиями взрослых.
3. Разработать программу исследования.
4. Провести анализ полученных результатов исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были реализованы методы исследования: теоретические (анализ, систематизация и обобщение), эмпирические (опрос).
База исследования: МБДОУ № 343.
Структура исследования: курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
1.1. Особенности представлений дошкольников о мире профессий
В период дошкольного возраста представления о мире профессий еще мало дифференцированы, знания о них представлены лишь фрагментарно и в основном основываются на внешних признаках, таких как форма одежды, отличительные предметы труда и пр.
Кратко охарактеризуем возрастные особенности детей дошкольного возраста, которые будут оказывать положительное влияние на освоение первичных знаний о профессиях взрослых. Как отмечают А. В. Запорожец и А. А. Люблинская к старшему дошкольному возрасту начинают закладываться элементы произвольности, позволяющие ребенку действовать в соответствии с поставленными целями и достигать результатов. Также активно развиваются такие психические процессы как внимание, которое становится у дошкольника устойчивым, что позволяет им воспринимать поставленную задачу, запоминать ее и применять различные мнемические приемы для ее решения. Так же продолжает активно развиваться память, так, например, к 5-6 годам хорошо развита образная память, а к 6-7 годам происходит активное становление и развитие словестно-логической памяти. Происходящие изменения позволяют приобщать воспитанников к преобразовательной деятельности с элементами творчества [цит. по 1, с. 28].
С позиции Е. А. Климова истоки зарождения профессионального самоопределения необходимо искать в дошкольном возрасте. Ученый связывает это с тем, что на данном возрастном этапе воспитанники испытывают повышенный интерес к определенной, привлекательной для них сферы деятельности, которая со временем может перейти в профессиональную деятельность [цит. по 11, с. 281].
К старшему дошкольному возрасту происходит развитие способности к оценке деятельности другого человека, а также сравнивать себя с ним. Возникновение данной способности способствует тому, что у воспитанников появляется интерес к деятельности взрослого, к результату его деятельности. Возникновение волевой регуляции и появление нового уровня самосознания характеризует формирование устойчивой системы отношений дошкольников к себе, людям и окружающему миру, т.е. их все больше начинает интересовать мир взрослых, а также все, что с этим связано – их деятельность, окружающие предметы и пр.
К подготовительной группе в детском саду воспитанники имеют общее представление о различных видах труда. Как отмечает И. А. Давидюк, что из всего многообразия существующих профессий детям хорошо известно как минимум 90 наименований, а каждый ребенок знает от 4 до 13 профессий. Естественно, это не означает, что о каждой профессии взрослого дошкольник имеет исчерпывающие представления, однако такой широкий диапазон наименований убедительно демонстрирует большую заинтересованность детей трудовой сферой общества [4, с. 12].
Отметим, что в дошкольном возрасте происходит формирование конкретные представления о мире профессий взрослых, и что представляет особую важность, ценностное отношению к труду, человеку-труженику и результатам его труда. Дошкольники характеризуются достаточно высоким уровнем познавательной и социальной активности, интересуются жизнью и профессиональной деятельностью взрослых, стремятся отобразить ее в сюжетно-ролевой игре, подражая действиям и высказываниям взрослых. Поддержание этого интереса, создание оптимальных условий для освоения профессиональных знаний, с точки зрения Е. Е. Беловой, имеет первостепенное воспитательное значение [2, с. 4].
Знакомство с профессиями взрослых в детском саду имеет преимущественно ознакомительный характер, во время которого происходит общее знакомство с миром профессий, посредством бесед и различных игры о том, кем мечтают стать дети, когда вырастут. Для этого в педагогической науке был введен термин «ранняя профориентация».
Понятие «ранняя профориентация» является для дошкольной педагогики новым, его используют для обозначения специального направления образовательной работы, которая нацелена на развитие познавательного отношения к миру профессий, желания проявить свои способности и силы в разных видах деятельности. С точки зрения Т. Г. Хановой, под профориентационной работой с детьми дошкольного возраста следует понимать целенаправленный процесс формирования осознанного отношения к сфере профессий взрослых, основу которого составляет система знаний и представлений о необходимости и назначении профессий в социуме, сущности и содержаний орудий труда или специальной техники [12, с. 281].
Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых представлений о ценности труда и профессиональной деятельности человека, по мнению И. В. Посоховой, будет происходить эффективнее, если педагог будет нацелен на решение следующих задач:
1. Развивать у дошкольников интерес к профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада и пр.).
2. Знакомить дошкольников с особенностями различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).
3. Способствовать развитию у детей дошкольного возраста коммуникативных, познавательных и творческих способностей.
4. Формировать у дошкольников знания о том, что труд представляет собой основу жизни и играет в жизни людей значимую роль [9, с. 69].
Работу по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых, указывает Р. Ф. Миннуллина, необходимо выстраивать с опорой на следующие принципы:
1. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия.
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости, который подразумевает, что дети дошкольного возраста принимают самостоятельное решение об участии в какой-либо деятельности, о предоставлении результатов своего труда, т.е. он может предоставить в качестве результата то, что он считает своим достижением, а не воспитатель.
4. Принцип диалогичности, позволяющий в процессе выполнения работы вести беседу, обсуждать ее процесс и итоги, возможные перспективы продолжения и пр.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова, С. П. Ознакомление старших дошкольников с трудом ипрофессиям взрослых Ранняя профориентация дошкольников / С. П. Артемова // Дошкольное учебное заведение. – 2019. – №5. – С. 24-28.
2. Белова, Е. Е. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте / Е. Е. Белова, Т. Г. Ханова // Педагогический вестник. – 2020. – № 16. – С. 4-6.
3. Грайворонская, О. И. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста / О. И. Грайворонская, О. Ф. Горбунова, Н. В. Подгорная // Интерактивная наука. – 2022. – № 7(72). – С. 47-48.
4. Давидюк, И. А. Все профессии важны, все профессии нужны / И. А. Давидюк, А. И. Маринцева // Ребенок в детском саду. – 2014. - № 1. – С.12-14.
5. Миннуллина, Р. Ф. Ранняя профориентационная работа с детьми в дошкольных образовательных организациях / Р. Ф. Миннуллина, А. Р. Нуриева, А. И. Черняховская // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-3. – С. 81-84.
6. Митроченко, Т. В. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через проектную деятельность / Т. В. Митроченко, Г. В. Унрау // Альманах мировой науки. – 2021. – № 4(47). – С. 29-31.
7. Недосекина, А. В. Ранняя профориентация детей младшего дошкольного возраста / А. В. Недосекина // Альманах мировой науки. – 2021. – № 4(47). – С. 32-33.
8. Ошкина, А. А. Ранняя профориентация старших дошкольников посредством сюжетно-дидактических игр / А. А. Ошкина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2021. – Т. 16. – № 2. – С. 50-58.
9. Посохова, И. В. Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников / И. В. Посохова // Актуальные исследования. – 2022. – № 37(116). – С. 67-69.
10. Филатова, О. Д. Профориентация детей дошкольного возраста в ДОО / О. Д. Филатова // Альманах мировой науки. – 2018. – № 6(26). – С. 77-79.
11. Ханова, Т. Г. Особенности ранней профориентации в дошкольном возрасте / Т. Г. Ханова, В. К. Чекушкина // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2021. – № 4(40). – С. 280-290.
12. Ханова, Т. Г. Особенности ранней профориентации в дошкольном возрасте / Т. Г. Ханова, В. К. Чекушкина // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2021. – № 4(40). – С. 280-290. – DOI 10.32516/2303-9922.2021.40.19.
13. Швейд, Е. Н. Организационно-педагогические условия ранней профориентации в дошкольном возрасте / Е. Н. Швейд, Н. Л. Михайлова, В. Д. Повзун // Человеческий капитал. – 2022. – № 6(162). – С. 141-146.