Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что каждый национальный язык, его лексические единицы и традиции всегда основаны на специфике развития культуры, этногеографических особенностях, форме и принципах социально-экономического и политического развития.
В языках различных этносов существуют различные лексические категории, которые представляют собой группы слов, связанных одной тематикой (концептом). Одна из больших групп лексических единиц представляет собой термины, которые существуют в совокупности с другими лексическими единицами одного лексико-семантического пола.
Транспортные термины имеют не только национальный, но и исторический контекст, что говорит о том, что данное лексико-семантическое поле в языковых культурах довольно сложно для изучения и анализа.
Степень изученности проблемы. Вопрос о применении различных универсальных лингвокультурных понятий в разных национальных культурах довольно часто рассматривается в научной литературе. Однако существует проблема неверной идентификации учеными национальной принадлежности различных единиц транспортной терминологии, т.к. данное лексико-семантическое поле очень обширно и имеет общие для многих национальных языков понятия.
Это говорит о том, что подобные исследования необходимо продолжать и расширять в различных направлениях, что также представляет собой сложность по причине отсутствия достаточного количества достоверных источников, посвященных происхождению отдельных транспортных терминов.
В качестве теоретической базы исследования взяты научные работы И.Э. Коротаевой.
Цель исследования – провести анализ универсального лингвокультурного понятия «транспорт» и особенностей его проявления в национальных культурах.
Объект исследования – универсальное лингвокультурное понятие «транспорт».
Предмет исследования – особенности проявления универсального лингвокультурного понятия «транспорт» в национальных культурах.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать сущность и содержание лингвокультуры.
2. Рассмотреть транспорт как систему терминов.
3. Проанализировать представленность концепта «транспорт» в современной европейской культуре.
4. Исследовать аутентичные транспортные термины в различных странах мира.
Методы исследования: анализ научной и словарной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, исторический, моделирование, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научных источников, которые раскрывают сущность и содержание лингвокультуры, а также рассматривают транспорт как систему терминов. Собранный теоретический материал может быть использован для продолжения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена выявлением и анализом представленности концепта «транспорт» в современной европейской культуре, а также исследованием аутентичных транспортных терминов в странах Африки. Результаты проведенного исследования можно использовать для создания методических рекомендаций для проведения школьных занятий по русскому языку на тему: «Лингвокультурные традиции».
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты изучения лингвокультурных понятий, а также делается акцент на специфики терминологического состава концепта «транспорт».
Вторая глава посвящена практическому исследованию представленности концепта «транспорт» в разных национальных культурах. В частности, рассматривается концепт «транспорт» в современной европейской культуре, а также изучаются аутентичные транспортные термины в различных странах мира.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ ПОНЯТИЙ
1.1. Сущность и содержание лингвокультуры
Основой понятия «лингвокультура» является наличие у представителей каждой нации специфической языковой картины мира, которая формируется в процессе исторического развития под влиянием различных факторов – экономических, военно-политических, культурных, природных, географических, социальных и др. .
Лингвокультура или языковая культура дает возможность исследователям не только оценить речевую специфику определенных национальных групп, но и определить особенности мировоззрения, стереотипов, нравственных и социальных ценностей, которые являются важными для конкретной этнической группы в определенный исторический период и в целом, на протяжении всего периода существования и развития нации .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. Учебное пособие / Н.Ф. Алефриенко. – М.: Флинта; Наука, 2010. – 224 с.
2. Белозерова, А.В., Локтионова, Н.М. Лингвокультурология как лингвистическая дисциплина / А.В. Белозерова, Н.М. Локтионова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7681 (дата обращения: 19.11.2022).
3. Ваганова, А.К.К. Концепт «движение» как лингвистический компонент русской картины мира (состояние и проблемы изучения) / А.К.К. Ваганова // Научная мысль Кавказа. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-dvizhenie-kak-lingvisticheskiy-komponent-russkoy-kartiny-mira-sostoyanie-i-problemy-izucheniya (дата обращения: 17.11.2022).
4. Визовская, Е. Прокачу с ветерком! 10 аутентичных видов транспорта / Е. Визовская // Вокруг света. Научно-популярный журнал. – 2018. – URL: https://www.vokrugsveta.ru/article/314705/ (дата обращения: 19.11.2022).
5. Дидиликэ, Я.А. Лексико-семантическое поле терминосистемы «транспорт» / Я.А. Дидиликэ // Материалы IX международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2017. – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031658 (дата обращения: 16.11.2022).
6. Жусупова, А.Р. Меронимические отношения в толковом словаре (на примере лексико-семантической группы «транспорт») / А.Р. Жусупова // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. – 2019. – № 3. – С. 18–23.
7. Зиновьева, Е.И. Лингвокультурология: от теории к практике. Учебник / Е.И. Зиновьева. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета; Нестор-История, 2016. – 182 с.
8. Казымова, Л.А. Язык и культура: к вопросу о специфике лингвокультурологии / Л.А. Казымова // Филология и лингвистика. – 2018. – № 3 (9). – С. 19–22. – URL: https://moluch.ru/th/6/archive/107/3767/ (дата обращения: 19.11.2022).
9. Калачева, Е.А. Основные понятия лингвокультурологии / Е.А. Калачева // Материалы XIII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2021. – URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018024987 (дата обращения: 16.11.2022).
10. Коротаева, И.Э. Лексико-семантическое поле «транспорт» в американском варианте английского языка: лингвокультурологический и переводоведческий аспекты. Дисс. на соиск. уч. ст. к.филолог. н. / И.Э. Коротаева. – М.: Московский Ордена дружбы народов государственный лингвистический университет, 2004. – 178 с.
11. Коротаева, И.Э. Проблемы выделения и структурирования лексико-семантических полей (на материале лексики транспортной тематики) / И.Э. Коротаева // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vydeleniya-i-strukturirovaniya-leksiko-semanticheskih-poley-na-materiale-leksiki-transportnoy-tematiki (дата обращения: 19.11.2022).
12. Кузнецова, А.В. Лексическая тема «транспорт» / А.В. Кузнецова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2018/10/29/leksicheskaya-tema-transport (дата обращения: 19.11.2022).
13. Маркелова, И.С. Введение лексики на тему «Различные виды транспорта» / И.С. Маркелова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2013. – URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/06/23/vvedenie-leksiki-na-temu-razlichnye (дата обращения: 19.11.2022).
14. Маслова, В.А. Базовые понятия лингвокультурологии / В.А. Маслова // Текстология. Образовательный портал. – 2016. – URL: https://www.textologia.ru/yazikoznanie/lingvokulturologia/osnovnie-ponyatia/bazovie-ponyatiya-lingvokulturologii/1910/?q=641&n=1910 (дата обращения: 19.11.2022).
15. Мусиенко, В.В., Елеазаров, А.П. Вопросы исследования юридической терминологии в транспортной отрасли / В.В. Мусиенко, А.П. Елеазаров // Молодой ученый. – 2013. – № 5 (52). – С. 524–527. – URL: https://moluch.ru/archive/52/6862/ (дата обращения: 18.11.2022).
16. Национальный транспорт разных стран мира // SiteKid. Онлайн-энциклопедия. – 2020. – URL: https://sitekid.ru/izobreteniya_i_tehnika/transport/nacionalnyj_transport_raznyh_stran_mira.html (дата обращения: 19.11.2022).
17. Самый необычный общественный транспорт // Минтхост. – 2021. – URL: https://minthost.ru/istoriya/turizm-i-puteshestviya/neobychnyj-45.html (дата обращения: 20.11.2022).
18. Селезнев, А.А. Международная логистика: терминология международных транспортных перевозок / А.А. Селезнев // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала им. В.Б. Бобкова Российской таможенной академии. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-logistika-terminologiya-mezhdunarodnyh-transportnyh-perevozok (дата обращения: 18.11.2022).
19. Томберг, О.В. Методы и принципы исследований в рамках лингвокультурологического подхода / О.В. Томберг // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. – 2016. – Вып. 5. – С. 143–151
20. Федоров, М.А. Термин «лингвокультура» в аспекте понятия «культура» / М.А. Федоров // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Философия». – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/termin-lingvokultura-v-aspekte-teorii-kultury (дата обращения: 19.11.2022).