Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Улучшение процесса обучения школьников с задержкой умственного развития (ЗПР) с целью обеспечения оптимальных условий для развития обучающихся и успешного их вхождения в учебную деятельность является важной целью коррекционной педагогики. Успех обучения детей в школе во многом зависит от уровня владения монологической речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно формулировать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют адекватного развития связной речи.
Формирование и развитие связной монологической речи - важнейшее условие усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон умственной деятельности.
Проблема формирования навыков связной монологической речи приобретает особое значение для младших школьников с ЗПР, поскольку эти дети испытывают значительные трудности с овладением связной монологической речью.
1. Содержание экспериментальной работы по развитию устной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.1. Этапы, методы и цели исследования
Целью настоящей практической работы состояло в выявлении особенностей развития устной монологической речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Для реализации цели практической работы были решены следующие задачи:
1. Подобрана методика диагностики уровня сформированности устной монологической речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
2. Проведена диагностическая работа по выявлению уровня развития устной монологической речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
3. Представлены результаты экспериментальной работы.
Работа осуществлялась в несколько этапов:
- подготовительный – сбор и анализ научной, медицинской, психологической и методической литературы по теме исследования, выявление особенностей развития коммуникативной деятельности дошкольников в онтогенезе, изучение методов и средств коррекции коммуникативной деятельности у младших школьников с ЗПР. Подбор диагностического инструментария, формирование выборки испытуемых детей.
- исполнительный – проведения наблюдения за поведением школьников с ЗПР в обществе сверстников, выявление основных трудностей в общении. Апробация методик по выявлению уровня развития устной монологической речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
- интерпретационно-описательный – на данной этапе были представлены основные моменты данной работы: описаны результаты качественной и количественной обработки результатов апробированных методик.
В основу организации выявленного эксперимента были положены основополагающие принципы дошкольного и школьного обучения [8], [3].
Принцип развития позволяет проводить анализ развития ребенка в онтогенезе. Выявлять, когда началось речевое развитие ребенка, проводить обсуждение результатов по улучшению или ухудшению состояния речи после корректирующей работы.
1.2 Описание методик исследования
Связная монологическая речь - многогранная проблема, которая является предметом изучения многих наук. Анализ психологической, психолингвистической и лингвистической литературы показал, что связная монологическая речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речево-значимой деятельности со сложной структурой [5], [9].
Монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. Она использует и обобщает такие компоненты языковой системы, как словарный запас, методы выражения грамматических отношений, методы построения форм и слов, а также различные синтаксические инструменты. Тем не менее, монологическая речь реализует план выражения посредством целостной, последовательной, последовательной, заранее спланированной презентации. Реализация связанной развернутой фразы предполагает сохранение в памяти разговорной программы на все время разговора, использование всех видов контроля над процессом речевой деятельности.
Изучение уровня сфомированности устной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития осуществлялась с помощью модифицированной методики В. П. Глухова [2].
Анализ литературных источников позволил выявить критерии оценки уровня сформированности устной монологической речи у детей младшего школьного возраста.
Опишем выбранную систему диагностической работы.
Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: выявить особенности составления повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.
Стимульный материал: серия сюжетных картинок. Ребёнку предъявлялась полная серия сюжетных картинок в их последовательности (Приложение 1).
Инструкция: «Давай представим, что мы попали в сказочный город. В ней случилась беда. Злой Карабас-Барабас украл все книги и оставил в них только картинки. Буратино пришёл в школу, хотел научиться читать и писать, а в книгах нет ни одного рассказа или сказки. Как он будет учиться? Буратино очень расстроился и попросил тебя помочь ему. Попробуй сочинить рассказ по картинке из сказочной книги. Придумай, с чего всё начиналось, что случилось и чем закончилось. Составь такой рассказ, чтобы Буратино было интересно его читать.
Количественная и качественная оценка выполнения задания:
а) критерий смысловой целостности:
3 балла - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2 балла - допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;
1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершен;
0 баллов - отсутствует описание ситуации.
б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
3 балла - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
2 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов - рассказ не оформлен.
в) критерий самостоятельности выполнения задания:
3 балла - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.
г) критерий отношение к выполнению задания:
3 балла - заинтересованность на протяжении всего выполнения задания; ребёнок стремиться помочь герою, отмечается желание составить рассказ, который будет высоко оценен.
2 балла - кратковременная заинтересованность; в ходе выполнения задания у ребёнка снизилось желание решить проблему героя.
1 балл - безразличие при выполнении задания; ребёнок не стремиться помочь герою.
0 баллов - негативное отношение к заданию.
Пересказ текста.
Цель: выявить особенности пересказа текста.
Стимульный материал: рассказ «Общая горка», сюжетная картинка (Приложение 1).
1.3 Анализ экспериментальной группы детей
Практическая работа осуществлялась на МБОУ - школа №36 города Орла.
В эксперименте приняло участие 5 первоклассника, из них 2 – девочки и 3 – мальчика.
Анализ анамнестических данных испытуемых первоклассников показал наличие следующих диагнозов: ЗПР церебрально-органического генеза и ЗПР соматогенного происхождения.
Представим краткий анамнез испытуемых детей.
В начале исследования мы обратились к медицинской документации для того, чтобы определить факторы, обуславливающие развитие речевой патологии у детей с ЗНР. Нашего внимания заслужили данные о течении беременности, показатели развития каждого ребёнка. Данные материала медицинской документации представлены в таблице 1.
1.4 Анализ результатов диагностической работы
В ходе выявленного эксперимента проводились индивидуальные занятия, на которых мы изучали уровень развития устной монологической речи младших школьников.
Рассмотрим результаты, полученные по каждой серии заданий.
В таблице 2 представлены результаты выполнения задания: составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.
Самые низкие показатели были получены в критерии самостоятельности выполнения задания. Большинство детей не смогли составить рассказ без помощи взрослого, им требовались наводящие вопросы.
Кроме того, результаты были низкими по критериям семантической целостности. Составляя рассказ по серии сюжетных картин, Варвара Н. и Редина Д. смогли передать содержание текста, их истории соответствовали изображенному набору изображений, но были отмечены незначительные недостатки небольших ссылок. Остальные детские рассказы характеризовались тем, что при подготовке дети не выдерживали временную связь.
У Кирилла Г. и Дениса О. рассказы были неразвернутые, краткие. В рассказе присутствовали искажения смысловых звеньев. «Потом началось, что снег покрыло кормушки».
Максим Л. ограничился перечислением действий изображенных на картинках. («Потом выпал снег. Потом увидели люди. Дальше было что-то»). Это говорит о низком уровне познавательной активности ребенка к работе с иллюстративным материалом. Также в их тексте есть несоответствие между предложениями и нарушение структуры текста: разрывы («дети, горка, этот болел, катались все»), пропуски слов, отчего нарушается логика повествования. («Птички, только крыши, сидит и сидит. Птички снега что делать»). При составлении рассказа по серии сюжетных картинок у испытуемого Тимура Ф. произошло «застревание» на инструкции «Там не было книжек, Карабас Барабас убрал их и закопал».
Наибольшее количество баллов получили дети по критериям отношения к выполнению задания. У Дениса О. был кратковременный интерес, желание помочь главному герою уменьшилось во время выполнения задания.
Заключение
Теоретико-практический анализ уровня сформированности устной монологической речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР позволяет обобщить имеющийся опыт. Дети младшего школьного возраста с ЗПР испытывают значительные трудности при построении связного монолога. Монологическая речь данной группы детей отличается прерывностью, отсутствием семантических связей, искажением фактов, обилием лексико-грамматических ошибок.
Целью настоящей работы было определить уровень развития устной монологической речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Для того была проведена диагностическая работа на базе МБОУ школа №36 города Орла. Для проведения исследования мы выбрали обучающихся 1 класса с заявленным диагнозом ЗПР.
За основу определения уровня развития устной монологической речи у обучающихся с ЗПР была выбрана методика В.П. Глухова, модифицированная под наше исследование.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Агранoвич, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ЗПР / З.Е. Агранович. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 128 с.
2. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В. П. Глухов ; В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 13 - 24.
3. Гризик, Т. И. Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 5 – 6 лет / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2006. – 208 с.
4. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе : пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога. – М., 2005.
5. Зикеева, А. Г. Формирование сложных союзных конструкций у младших школьников с нарушениями развития / А. Г. Зикеева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.-№ 3. - С. 37 - 43.
6. Зорина, С. В. Нарушения формирования грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития / С. В. Зорина //Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 35 - 40.
7. Кондратьева, С. Ю. Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития на модели обучения рассказыванию по картинке / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2005. - №.1. - С. 31-33.
8. Коненкова, И. Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой психического развития / И. Д. Коненкова // Коррекционная педагогика. - 2003.-№ 2. - C. 51 - 61.
9. Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР / Р.И. Лалаева. – М., 2004
10. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. //Дефектология. 1990. №6. - С.10-18.
11. Морина, Е. Ю. Особенности самооценки у детей с ЗПР дошкольного возраста / Е. Ю. Морина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 5. - С. 53 – 59.