Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования, посвященного проблемам формирования правовой культуры старшеклассников, обусловлена следующими обстоятельствами. Современные тенденции в сфере становления российского образования обусловливают повышенные требования к подготовке специалиста любого профиля. В настоящее время в сознании большинства людей фактически отсутствует доминанта идеи верховенства права и закона. Для изменения данной ситуации необходимо формирование базы правовых знаний при подготовке каждого будущего специалиста и, одновременно, формирование позитивного отношения к праву, т.е. воспитание правовой культуры.
Объектом исследования является правовая культура старшеклассников. Предмет исследования – особенности виртуальной игры как средства воспитания правовой культуры старшеклассников.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитание правовой культуры старшеклассников будет эффективным при использовании инновационных технологий виртуальной игры, позволяющей повысить заинтересованность учащихся и позитивно влияющей на познавательные процессы.
Цель исследования – определить экспериментальным путем эффективность использования виртуальной игры в процессе воспитания правовой культуры учащихся старших классов.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть сущность понятия «правовая культура» и показать место правовой культуры в системе общей культуры;
2) рассмотреть тенденции становления правовой культуры в современной России, выделить проблему правового нигилизма, отметить возможные пути его преодоления;
3) проанализировать на теоретическом уровне особенности формирования правовой культуры старшеклассников, отметить проблемы и перспективы;
4) разработать методику определения уровня сформированности правовой культуры старшеклассников;
5) провести экспериментальную работу по определению уровня правовой культуры старшеклассников и повышению данного уровня с использованием средства виртуальной игры, определить эффективность проведенной работы.
В процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, методы математической статистики.
База исследования. Исследование проводилось на базе средней школы №8 г. Мытищи, Московская область.
Теоретической основой данного исследования являются научные труды, в которых нашли отражение различные аспекты правовой культуры. В частности, в научных статьях А.С. Бондарева и А.З. Шефрукова рассматриваются сущность и структура правовой культуры. А.С. Бондарев затрагивает в одной из своих работ проблему соотношения правосознания и правовой культуры в современной юридической науке. Он сопоставляет различные воззрения исследователей и излагает свой авторский взгляд по данному вопросу [Бондарев 2016, с.6-15]. В другом исследовании А.С. Бондарева изложен весьма оригинальный подход к понятию «правовая культура», проанализирована ее структура [Бондарев 2018, с.9-15]. Автором введено новое понятие «продукты правовой культуры» и показано значение данного явления. В научной статье А.З. Шефрукова обоснована зависимость уровня правовой культуры общества от состояния всей деятельности государства, жизни общества и деятельности по укреплению законности и правопорядка. С точки зрения исследователя, правовая культура всегда является «слепком» определенной исторической эпохи [Шефруков 2019, с.16-20]. Ряд научных работ посвящен исследованию правового нигилизма как особой формы деформации правовой культуры в современном обществе (труды С.В. Стрыгиной, И.Н. Сысоева и др.). Проблеме формирования и развития правовой культуры молодежи в современном образовательном процессе посвящены исследования О.В. Зандановой, Е.И. Григорьевой и С.П. Зайцевой.
Методологической основой исследования являются научные работы О.А. Егоровой и Е.Н. Зинченко, И.А. Зимней, О.А. Лукаш.
Структура курсовой работы включает основную часть, состоящую из двух глав (теоретической и практической), каждая из которых подразделена на параграфы, введение, заключение, список использованных источников и приложения к работе. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования, проанализированы теоретическая и методологическая основы исследования. Первая глава посвящена раскрытию теоретических аспектов правовой культуры старшеклассников. Вторая глава имеет практическую направленность. Она содержит описание условий проведения и результатов экспериментального исследования по определению уровня сформированности правовой культуры учащихся старших классов. Каждая глава содержит краткие выводы, обобщающие сведения, изложенные в ней. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, излагаются рекомендации по оптимизации процесса формирования правовой культуры у старшеклассников. В приложениях даны тексты анкеты и теста, использованных при проведении исследования, а также материалы, связанные с использованием виртуальной игры в процессе воспитания правовой культуры учащихся старших классов.
Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры старшеклассников
1.1. Сущность понятия правовой культуры
Понятие «культура» впервые появилось в латинском языке. Поэты и ученые Древ¬него Рима употребляли его в своих трактатах и письмах в зна-чении «возделывать», улуч¬шать что-либо. Культура понималась как оберегание, уход, сохранение отобран¬ного, создание условий для его развития. Значение понятия «культура» с течением времени обогащалось. Переоценка разума и культуры привела отдельных фило¬софов к критическому отношению к культуре.
Одной из значимых составляющих культуры является правовая культура. Правовая культура – это социальное и историческое явление. По мнению А.З Шефрукова, правовая культура возникает на этапе распада первобытнообщинных отношений. Дифференциация общества привела к противоположным интересам. Становление правовой культуры тесно связано с появлением личности в культуре [Шефруков 2018, с.22].
А.З. Шефруков подчеркивает, что правовой культуре присущи общие закономерности развития культуры в целом, в то же время она обладает своими внутренне присущими ей закономерностями. На ранних этапах человеческой истории отношения между людьми регулировались особыми правилами поведения – мононормами, которые представляли собой органическое единство норм организации общественный жизни, норм морали, религии, исходили от всего рода и передавались из поколения в поколение. Постепенно первобытное общество отходит от регулирования обычаями, и около 5-6 тыс. лет назад, когда возникают первые государства, важнейшую роль начинает играть право. Все наиболее значимые общественные отношения постепенно стали регулироваться правовыми нормами, которые устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой. В первом тысячелетии до нашей эры великие мыслители Древней Греции и Древнего Рима заложили основы теоретического уровня правовой культуры [Шефруков 2018, с.24].
А.П. Семитко также отмечает, что «правовое сознание появляется лишь тогда, когда человек начинает осознавать себя в качестве индивидуального, автономного, самоценного субъекта, выделенного из общинной или иной формы коллективности» [Семитко 1996, с.18].
Таким образом, теоретические основы правовой культуры восходят к временам Древнего Рима.
В настоящее время в научной литературе представлены самые разнообразные определения правовой культуры, многие из которых существенно отличаются друг от друга. Приведем некоторые определения. По мнению Н.Н. Вопленко, правовая культура представляет собой «совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества» [Вопленко 2000, с.41]. П.П. Баранов и А.П. Окусов определяют правовую культуру как «совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечить законность» [Баранов, Окусов 2003, с.72]. С точки зрения Л.А. Морозовой, правовая культура – это «качественное состояние жизни общества» [Морозова 2002, с.370]. В.П. Сальников считает, что правовая культура может быть определена как «совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики» [Сальников 2000, с.630]. По мнению А.П. Семитко, правовая культура – это «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» [Семитко 1996, с.331].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авсеев, И.В., Кузнецов, Э.В., Сальников, В.П. Теория государства и права (определения, схемы, литература) / И.В. Авсеев, Э.В. Кузнецов, В.П. Сальников. – М.: 1979. – 120с.
2. Баранов, П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности / П.П. Баранов, А.П. Окусов. – Ростов н/Д.: РЮИ МВД России, 2003. – 364с.
3. Бондарев, А.С. Правосознание – неотъемлемая и ведущая часть правовой культуры / А.С. Бондарев // Вестник Пермского университета. – 2016. Выпуск 1(31). – С. 6-15.
4. Бондарев, А.С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении / А.С. Бондарев // Вестник Пермского университета. – 2018. Выпуск 2(8). – С. 9-15.
5. Вопленко, Н.Н. Правосознание и правовая культура / Н.Н. Вопленко. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. – 52с.
6. Григорьева, Е.И., Зайцева, С.П. Особенности формирования правовой культуры студенческой молодежи / Е.И. Григорьева, С.П. Зайцева // Социально-экономические явления и процессы. – 2020. – Т. 9. № 12. – С.252-259.
7. Егорова, О.А., Зинченко, Е.Н. Правовая компетентность студентов неюридических специальностей и профессиональная компетентность студентов – будущих юристов / О.А. Егорова, Е.Н. Зинченко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». –2016. –Т. 8, № 4. – С. 72-80.
8. Занданова, О.В. Потенциал высшего профессионального образования в формировании правосознания личности студента / О.В. Занданова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2018. – №1. – С.77-80.
9. Захарцев, С.И. Правовой нигилизм в России / С.И. Захарцев // Мониторинг правоприменения. – 2015. №2 (15). – С.12-20.
10. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 8. – С. 20-26.
11. Ильин, И.А. О сущности правосознания/ И.А. Ильин. – М: Олма-Пресс, 1993. – 189с.
12. Лукаш, О.А. Формирование правовой компетентности студентов колледжа культуры в процессе подготовки к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.А. Лукаш. – Тула, 2013. – 24с.
13. Матузов, Н.И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания / Н.И. Матузов // Правовая культура. – 2008. – № 2 (5) – С. 40-44.
14. Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. – М.: Юристъ, 2002. – 414с.
15. Назаренко, Г. В. Теория государства и права / Г.В. Назаренко. – М.: Юрайт, 2019. – 382с.
16. Носов, С.И. Проблемы повышения правового сознания в России / С.И. Носов // Право и современное государство. – 2013. – № 3. – С. 21-24.
17. Оксамытный, В. В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. – М.: Юнита-Дана, 2012. – 314с.
18. Певцова, Е. А. Теория и методика обучения праву: учебник / Е.А. Певцова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 400с.
19. Петражицкий, Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности: хрестоматия / Л.И. Петражицкий. – М.: 2005. – 518с.
20. Сальников, В.П. Правовая культура / В.П. Сальников // Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2000. – 776с.
21. Семитко, А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс / А.П. Семитко. – Екатеринбург, 1996. –108с.
22. Стрыгина, С.В. Правовая культура современной России / С.В. Стрыгина // Известия Саратовского университета. – 2019. – Т. 7. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1. – С.69-72.
23. Сысоев, И.Н. Правовой нигилизм, способы его преодоления в современных условиях / И.Н. Сысоев //Бизнес в законе. – 2018. – № 3. – С.44-45.
24. Шефруков, А.З. Динамика правовой культуры / А.З. Шефруков //Новые технологии. –2018. – № 5.– С.22-25.
25. Шефруков, А.З. Правовая культура в системе социальных институтов / А.З. Шефруков //Новые технологии. –2019. – № 5.– С.16-20.