Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В эпоху цифровых технологий, в эпоху компьютеров и Интернета многие современные школьники теряют не только способность правильно писать и говорить, но и способность делать это красиво. К сожалению, треть современных учащихся школ страдает дисграфией, что значительно затрудняет овладение навыками письма и, соответственно, ухудшает выполнение письменных заданий и, как следствие, снижает знания. Почерки многих современных младших школьников, а иногда и старших, не читабельны. Сложившуюся ситуацию усложняет отсутствие каллиграфии как отдельной программы обучения в начальной школе.
Следует отметить, что процесс обучения включает, прежде всего, способность самостоятельно учиться и выполнять учебную деятельность. Невозможно развивать такие навыки и умения без формирования у ученика способности к размышлениям, самопроверке, самостоятельному исправлению ошибок [4]. Соблюдение орфографического режима, аккуратный почерк дают возможность ориентироваться в тетради, видеть ошибки, находить нужную информацию в своих записях, формируется способность к самоконтролю.
Таким образом, актуальность проблемы соблюдения орфографического режима в начальной школе обусловлена с нескольких сторон:
- социальной – общепринятые требования позволяют выровнять требования в различных учебных заведениях, что облегчает процесс адаптации школьников между учебными заведениями;
- педагогической – соблюдение орфографического режима позволяет воспитать у младших школьников такие качества как аккуратность, точность. К тому же формат ОГЭ и ЕГЭ подразумевает машинную проверку работ обучающихся. Работа, написанная неразборчивым почерком и имеющая помарки, считается аннулированной.
- медико- психологической – единые требования орфографического режима позволяет определить ранние отклонения в письменной речи младших школьников и во время начать коррекционную работу.
Цель работы – описать особенности единого орфографического режима в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Объект исследования – процесс развития речевой культуры у младших школьников.
Предмет исследования - соблюдение единого орфографического режима в начальной школе как средство развития речевой культуры младших школьников в соответствии с ФГОС.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогической, методическую и нормативную литературу по проблеме развития речевой культуры у младших школьников;
2. Описать особенности развития речевой культуры в младшем школьном возрасте;
3. Определить цель и задачи организации орфографического режима в начальной школе;
4. Выявить направления организации орфографического контроля при обучении младших школьников.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической, периодической литературы по теме исследования.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе раскрыто содержание орфографического режима при обучении младших школьников, выявлены основные направления соблюдения орфографического режима.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Изучение проблемы речевой культуры в начальной школе
1.1 Проблема развития устной и письменной речи у учащихся начальной школы
В настоящее время преподавание русского языка в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативную направленность. В соответствии с содержанием программы русского языка для начальной школы учащиеся младших классов должны получить представление о культуре речевого поведения, типах речи и их значении в жизни человека, овладеть навыками построения связного текста в разных стилях; они должны развивать уместность выражения, навыки речевого этикета.
Вопросы культуры речи очень важны в современном обществе. Большинство ученых (лингвистов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры, поэтому необходимо проводить систематическую работу по формированию речевой и коммуникативной компетентности [8].
В начальных классах работы по развитию речи становятся подробными и объемными. Ведь научить ребенка четко и грамматически правильно говорить, выражать собственные мысли и чувства, развивать способность к общению - это сложная и кропотливая работа, требующая от педагога напряженной работы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие с 1 января 2010 года [17] и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [18] подразумевают, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «… осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
Введение в школьную практику понятия «компетентность» дает более четкие критерии при определении владения русским языком и разработке критериев измерения уровня образования учащихся в этой сфере образования. Неслучайно оценка уровня владения родным и неродным языком включает в себя также тесты для определения языковой и лингвистической компетентности, а речевая компетентность включает проверку уровня владения речевой деятельностью (чтение, письмо, устная монологическая, диалогическая речь) [19].
Современные ученые, занимающиеся проблемами речевого развития, исходят из предпосылки, что сознание ребенка развивается в результате деятельности, его мышление и речь формируются в процессе практической деятельности.
Язык является критическим фактором адаптации детей. Недостатки в языковом развитии связаны с социальными проблемами, поведенческими проблемами и преступлениями. Кроме того, плохие языковые навыки и, в частности, плохое устное понимание языка или неспособность принять его, являются показателем низкой готовности к школе и риска последующих академических проблем при поступлении в высшие учебные заведения. Таким образом, с точки зрения профилактики и вмешательства, определение нормативных условий и процессов, которые способствуют развитию языка в раннем школьном возрасте, имеет первостепенное значение.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверкин В.Н. Использование результатов оценки учебных достижений школьников: комплексный подход // Народное образование. – 2013 – № 4 – С. 89-94.
2. Айвазян, О. О. Типология ошибок в русской связной письменной речи учащихся начальных классов : О. О. Айвазян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2011. – № 2. – С. 145-148.
3. Айнетдинова, И. Г. Особенности механизмов письменной речи у детей (теоретический аспект) : И. Г. Айнетдинова, Н. М. Трубникова // Специальное образование. – 2008. – № 12. – С. 9-17.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов. – Москва: Просвещение, 2014. – 234 с.
5. Безруких, М. М. Обучение письму: М. М. Безруких. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2009. – 607 с.
6. Безруких, М. М. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет : М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко // Новые исследования. – 2013. – Вып. 4 (37). – С. 4-19.
7. Бершадский М.Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования // Народное образование. – 2013 – № 1 – С. 155-161.
8. Болотов В.А. Условия эффективности использования результатов оценки учебных достижений школьников // Педагогика. – 2012 – № 6 – С. 39-45.
9. Вождаева, Е. О. Обучение письму и письменной речи в начальной школе: Е. О. Вождаева // III Авдеевские чтения: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне / под ред. канд. пед. наук Ю. А. Шурыгиной. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. – C. 252-255.
10. Гуцко, А. А. Формирование познавательных учебных действий младших школьников / А. А. Гуцко // Вестник науки. – 2020. – Т. 2. – № 2. – С. 26-32.
11. Клокова, О. С. Некоторые методические аспекты работы по развитию речи учащихся начальной школы / О. С. Клокова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2012. – № 4 – С. 179-183.
12. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя / Т.А. Ладыжеская. – Москва: Просвещение. – 2014. – 240 с.
13. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. — М., 1985. — 176 с.
14. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебник / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с.
15. Патонова, Е. М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников / Е. М. Патонова // Пачатковая школа. – 2004. – № 6. – 20 с.
16. Ткаченко, Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте / Л. В. Ткаченко // Концепт. – 2015. – № 7. – С. 1-5.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373. — Режим доступа: http://Минобрнауки. РФ.
18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — Режим доступа: http://Минобрнауки. РФ.
19. Щеголева Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе: Методическое пособие для преподавателей начальных классов. — Спб. — Современник. — 2001. — 158 с.