Фрагмент для ознакомления
2
Большой интерес как для самих детей, так и для воспитателей и педагогов представляет такой способ организации процесса воспитания и обучения, как игровая деятельность, способ столь же творческий и необычный.
Для игры характерны разные виды достижений, «казней», различные полезности, широкий спектр вдумчивых действий, различные целевые функции. Функциональность игры обеспечивается требованиями социальной практики, а также психофизиологическими потребностями растущего ребенка. Функции игры заключаются в ее различных утилитах. Каждый тип игры имеет свое применение. Есть развлекательная игра, праздничная игра, рабочая игра, художественная игра, тренировочная игра, развлекательная игра, тренировочная игра, игра-головоломка, игра-головоломка, упражнение, коррекционная игра, развлекательная игра, спортивная игра, игра воображения, игра бессознательного притяжения, игра ориентации, коммуникативная игра, игра в сообщения, риск-игра и многие другие. Также есть игра, объединяющая несколько таких игр. Но какой бы ни была игра, в любом случае это свободное проявление различных наклонностей и увлечений ребенка.
Полностью и всесторонне изучен воспитательный потенциал игр для детей дошкольного возраста. Педагоги и психологи отмечают их роль в познании мира, в развитии сфер интеллекта, в накоплении коллективных эмоциональных переживаний, в формировании трудовых навыков, культурных навыков, межличностных и коммуникативных отношений (партнерских, дружеских и др.), в физическом развитии ребенка, в приобретении нравственного опыта, поведении и переживании гендерно-возрастных отношений, в развитии чувства юмора и многих других навыков. Однако воспитательный потенциал игр еще недостаточно изучен.
Для детей игра кажется несерьезной, имеющей лишь забавный характер, отчего она вызывает у них самый живой интерес и желание заниматься ею. Трудно оценить огромный воспитательный эффект от участия в играх различной формы и тематической направленности. В современных школах игра — единственная деятельность, которая выводит учащегося за пределы его непосредственного опыта. Многие игры детей, подростков и юношества носят в основном коллективный характер, реже представляют собой одноактные действия. Именно поэтому они несут в себе заряд коммуникативной деятельности, общения и передаются из поколения в поколение.
Научно-теоретической базой нашей работы послужили труды авторов исследующих
- игра является самостоятельным видом деятельности (Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, и др.);
- игра - это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе (О. С. Газман, Кант, С. Л. Рубин-щтейн, Й. Хейзинга и др.);
- содержание игр дети черпают из реальной жизни (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).Цель работы – изучить воспитательный потенциал игры как педагогического средства в дошкольном возрасте.
Объект исследования – игровая деятельность детей младшего школьного возраста
Предмет исследования – воспитательный эффект игр, используемых в начашльном образовании.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятия «игра» в психолого-педагогической литературе
2) Рассмотреть специфику развития детей младшего школьного возраста
3) Изучить значение игры в развитии учащихся начальной школы
4) Определить этапы организации игры
Методы исследования:
отбор и изучение научной и публицистической литературы;
• обзор и реферирование литературы;
обобщение и систематизация изученного материала.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗНАЧЕНИЯДЕТСКИХ ИГР
1.1 Анализ понятия «игра» в психолого-педагогической литературе
Во многих работах рассматривается история появления игры как средства решения затруднений в действии, предоставления сведений о реальной деятельности с целью ее обучения, средства соревнования, развлечения и эстетического совершенствования человека. В книге «Психология игры» Д. Б. Эльконин излагает предположения о существовании нескольких вариантов возникновения и создания деятельности в игре. Вот один из них: на заре человеческой цивилизации, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, ситуация неудачи охоты могла потребовать имитации действий охотников при охоте на дичь. Если охотничья неудача возникла, например, из-за непоследовательности коллективных действий охотников, то возникла необходимость в развитии этих действий.
Удачная охота могла вызвать желание рассказать, как все происходило и как проявил себя каждый из охотников. Все это требовало воссоздания элементов реальности, а это признаки игры. В таких случаях происходило выделение из целостной реальной и важной трудовой деятельности ее составляющей, которую можно назвать показательной, но не исполнительской, то есть непосредственно связанной с получением материального результата.
Таким образом, можно с уверенностью заключить, что первые игровые формы уже существовали в слаборазвитых общинных образованиях. Они могли выступать средством общения, коллективного образования, передачи какой-либо информации. Однако в то же время они наделялись высшим магическим смыслом, в них вкладывалась защитная функция от разрушительных сил природы. Так появились ритуальные игры.
Ритуально-игровая форма характеризуется следующими чертами:
2 имитация реальной трудовой деятельности;
- осуществление совместных мероприятий по поиску выхода из кризиса;
- играющие роли;
- наличие магического смысла.
По мере развития общества (переход от первобытнообщинных к рабовладельческим и феодальным формациям) обряды и обряды перестают играть свою важную роль в жизни людей. Игры делятся на два основных типа: театрализованные игры и спортивные игры. Игра рассматривается как явление культуры и становится значимой частью досуга людей. Игры – это средство самовыражения участников, способ показать свою ловкость, смекалку или юмор.
Долгое время единственной развитой формой игрового существования была детская игра. Но в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и значение для воспитания и переподготовки взрослых, а также для решения различных современных проблем в жизни общества.
Первая попытка систематического изучения игры была предпринята немецким психологом К. Гроссом. Он считал, что игровая деятельность является своеобразной школой поведения, школой жизни, извлекающей пользу для человека из игры.
По мнению многих других ученых, игра — это вид развивающей деятельности, форма овладения социальным опытом. Это один из самых сложных человеческих навыков.
Современная педагогика предлагает широкий спектр определений понятия «игра». Например, П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров дает следующее определение: «Игра — это то, что задумано и сделано; что есть, о чем думает и думает субъект, при этом он действительно увлечен этой деятельностью с обязательным отношением к очевидному для всех результату»[17, с. 34].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. –Москва, Изд.:Просвещение, 1987
2. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. –Москва,Изд.: Просвещение, 1984 – с. 78
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Изд.:Феникс, 2000. - 416 с.
4. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди.-Москва,2000.
5. Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться?//Перспектива.1987. №4.с.85-96
6. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - Москва, 2005. - 108 с.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. Издательство Питер, 2011.- 304 с.
8. Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 1987. - № 1
9. Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться?//Перспектива.1987.№4.С.85-96
10. Волина В.Игры в рифмы.-СПб,1997.222с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии.№6.1996
12. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие.-Москва: УЦ Перспектива,2008
13. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – Москва, Изд.: Гардарики, 2003. - 314 с.
14. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев,1996.с.57
15. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа 1997 №6
16. Давыдов В.В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте/Возрастная и педагогическая психология.-М.,1992
17. Данилова Е.Е Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений. – Москва, Изд.: Академия, 2000. - 160 с.
18. Занько С.Ф. Игра и ученье.-М.осква,1992
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология.-Москва,1999.- 480с.
20. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.-Москва, 1985
21. Казанский О.А. игры в самих себя.-Москва,1995
22. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки. – СПб, 1998.- 174 с.
23. Коптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М., 1999.с.206
24. Коптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М., 1999.с.207
25. Коротаева Е. Хочу, могу, умею! – М.: Высшая школа, 1989.- 320 с.
26. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Москва, 1976
27. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.-Москва, 1977
28. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений.-Москва,1994
29. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.-Москва, Изд.: Педобщество России,2002.-М.,1990
30. Масловская Т.А. Развивающие игры на уроках математики. Начальная школа 1997 №2
31. Мишуркова В. Игротека – новое явление // Перспектива. №4. 1987. С.114-123.
32. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006. - 380 с.
33. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: Учебное пособие для вузов (под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А.) Москва, Издательство: ИЦ Академия, 2008 .-256 с.
34. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. – Москва, Изд.: КноРус, 2006. - 324 с.
35. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии .-Москва,1996. С.25-26, с.72-75
36. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – Москва, Изд.: Центр, 2003. - 256 с.
37. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-Москва,1998. С. 53-54.
38. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте. Начальная школа 1997 №2
39. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. – Москва, Изд.: Академия, 2004. - 477 с.
40. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – Москва, Изд.: ЮНИТИ, 2006. - 526 с.
41. Смоленцева А.А. Сюжетно-развивающие игры, Москва, Изд.: Просвещение, 1987г.
42. Титов В.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. - 240 с.
43. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – Москва, Изд.: Академия, 2006. - 288 с.
44. Шербинина Г.К. Сказка как средство воспитания. Начальная школа 1995 №3
45. Эллис А., Фоутс д. Педагогические инновации.-Москва,1993
46. Эльконин Д.Б. Психология игры.-Москва,1978. С.14