Фрагмент для ознакомления
2
В условиях развития современного общества, когда существует реальная угроза разрушения природных объектов своего края, экологическому сознанию принадлежит актуальная роль в воспитании обучающихся с ОНР 3 уровня. Ознакомление с природными объектами своего края играет важнейшую роль в формировании экологического сознания обучающихся.
Проблемой формирования экологического сознания занимались
Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Дерябо С.Д.. Панов В.И., Ясвин В.А., Виноградова Н.Ф., Плешаков А.А., Сарыбеков М.Н., Минаева В.М., Китижева Д.М.
Необходимость познания природы является источником первейших знаний о формировании представлений об окружающем мире. Необходимо отметить, что формирование экологического сознания существенно влияет на развитие личности обучающихся и является основой формирования их образа жизни.
В аспекте использования природных объектов своего края как средства формирования экологического сознания у обучающихся с ОНР 3 уровня могут проявляться знания, умения и навыки, они могут демонстрировать фантазию и себя в играх.
Ознакомление с природными объектами своего края сохранено в песнях, сказках, легендах, загадках, пословицах, поговорках, приметах, праздниках, отражающих представления народа об объектах и явлениях природы, о жизни как растительного, так и животного мира, гармоничном взаимодействии человека и природы, и могут использоваться в качестве средств воспитания в аспекте формирования экологического сознания у обучающихся с ОНР 3 уровня.
Например, на уроке на тему «Природа. Ценность природы для людей» учащиеся могут познакомиться с народным календарём, с разнообразием явлений природы, научиться классифицировать объекты природы по тем или иным признакам, устанавливать связи между живой и неживой природой.
Ознакомление с природными объектами своего края является важнейшим средством формирования экологического сознания у обучающихся с ОНР 3 уровня на уроках окружающего мира. Этим объясняется актуальность исследования.
Необходимо отметить, что идеи классиков отечественной педагогики XX века о целостности учебно-воспитательного процесса приобрели интенсивное развитие в настоящее время. Вопросам изучения целостности учебно-воспитательного процесса посвящены труды Ю.К. Бабанского,
Л.Ю. Гордина, B.C. Ильина, В.В. Краевского, В.М. Коротова,
Б.Т. Лихачева.
Подходы к формированию экологического сознания у обучающихся отражены в работах Т.И. Богомоловой, С.А. Козловой, Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Соловьевой, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой.
Объектом исследования являются обучающиеся с ОНР 3 уровня. Предмет исследования – формирование экологического сознания у обучающихся с ОНР 3 уровня в процессе ознакомления с природными объектами своего края.
Исходя из поставленной цели, можно определить задачи исследования:
1. Раскрыть общие характеристики обучающихся с ОНР 3 уровня.
2. Выявить особенности формирования экологического сознания.
3. Проанализировать основные приемы и методы использования природных объектов своего края.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, отражающей состояние изучаемой темы. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ СВОЕГО КРАЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОНР 3 УРОВНЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1 Сущность экологического сознания обучающихся на уроках окружающего мира
Как отмечает ряд исследователей [1,2,4,6,8,9], изучение окружающего мира оказывает существенное положительное влияние на разви¬тие и формирование самых различных сторон личности ребенка, прежде всего, на его активное умственное развитие. В ходе процессов познания природы, окружающего и социального мира осуществляется совершенствование таких сенсорных процессов, как мышление, речь, активно развивается лю¬бознательность. Окружающий мир – это источник чувств. Как отметил в своих трудах И.Г. Песталоцци «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям» [4, с.8].
В процессе постоянного наблюдения явлений окружающего мира, осуществляя гармоничное взаимо¬действие с его объектами и предметами, у обучающихся с ОНР 3 уровня формируется как богатый чувственный опыт, так и развиваются умения анализиро¬вать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Помимо этого, вместе с тем развивается логика мысли, логически правильная речь и воображение [4].
Учителю, в ходе ознакомления с окружающим миром не сложно создавать и развивать ситуации вопроса, удивления, предположения, предвидения, которые являются эффективной основой для возникновения мотива получения знаний, формирования умений и навыков, приобретают актуальное значение в развитии логики мышления и правильной связанной рассуждающей ре¬чи.
По мнению К.Д. Ушинского «все, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы» [4, с.10].
На уроках окружающего мира обучающиеся с ОНР 3 уровня включаются в деятельность, которая способствует развитию таких учебно-познавательных умений как, постановка и решение проблемных задач, применение логических операций, про¬ведение сравнения, выявление причинных зависимостей. Как отмечают исследователи, с развитием мышления теснейшим образом связано формирование таких коммуникативных умений как, участие в совместном обсуждении проблемы, диалоге, построе¬ние связного повествования [1,9,10,12].
Необходимо акцентировать внимание на том, процесс изучения окружающего мира способствует развитию детской эрудиции. Так, в начальной школе у детей формируется большой объем знаний из разных областей образования: естествознания, географии, истории, обществоведения. Таким образом, окружающий мир является предметом культурологического характера, направленным на формирование общей культуры и эрудиции ребенка.
Изучение окружающего мира оказывает влияние не только на область умственного развития, но и способствует активному нравственному становлению и развитию личности, формированию гуманного отношения ко всему живому и гармоничному взаимодействию с окружающим миром.
Обучающиеся с ОНР 3 уровня усваивают правила поведения в природе, в обществе, учится устанавливать эффективную коммуникацию, понимать самого себя, управлять своими эмоциями и поведением, создает эффективные условия для формирования экологического сознания у обучающихся с ОНР 3 уровня.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68.
2. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 416 с.
3. Божович, Л.И. О воспитании детей / Л.И. Божович/ / Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2005.- 254 с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры на уроках окружающего мира / А. К. Бондаренко, - СПб.: Питер, 2008. – 102 с.
5. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся / Е.В. Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2006- 361 с.
6. Бондаренко, С.М. Урок – творчество учителя / С. М. Бондаренко. – М.: Знание, 2004. – 104 с.
7. Борисова, Л.А. Опыт экологического воспитания на уроках «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/duhovnonravstvennoe-vospitanie-na-urokah-okruzhayuschego-mira-3858421.html, свободный (29.03.2022).
8. Вахрушев, А.А. Система контроля в курсе окружающего мира / А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа. - 2007.- №10, - С. 13-17.
9. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Человек и природа. Часть 2 / А. А. Вахрушев. – М.: «Баласс», 2000. – 64 с.
10. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы /Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 240 с.
11. Воловикова, М. И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников / М. И. Воловикова / Вопр. психологии. №2, 2009. – С. 10-12.
12. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12.
13. Кайдаш, Е. Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе / Е. Г. Кайдаш // Начальная школа – 2003 - №12. – С. 14 - 19.
14. Киргинцева, Е. И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности / Е. И. Киргинцева // Начальная школа – 2002 - №11. – С. 29 - 31.
15. Колберг, Л. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию / Л. Колберг, Ф. Пауэр, Э. Хиггинс // Психологический журнал. - 2012. - № 3. - С. 73 - 75.
16. Лазаренко, Н. И. Развитие познавательных интересов первоклассников / Н. И. Лазаренко // Нач. школа – 2009 - №5. – С. 13 - 16.
17. Липкина, А. И. О нравственной жизни школьника. / А. И. Липкина / Психологический журнал. - 2011. - №1. – С. 19-20.
18. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко / Психологический журнал. - 2011. - №1. – С. 40.
19. Морозова, Е. Е. Изучение вопросов охраны воздуха и вод в курсе природоведения / Е. Е. Морозова. – Начальная школа. – 2007. - №4. – С. 19.
20. Осипова, Л. Н. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Л. Н. Осипова. – М.: Педагогика, 2006. – 215 с.
21. Петросова Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов.- М. «Академия», 2009. – 114 с.
22. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. – М.: Знание, 2008. – 170 с.
23. Плешаков, А. А. Учебник «Мир вокруг нас» и методические рекомендации к урокам/А.А.Плешаков// Начальная школа.- 2007.- №4.- С. 40.
24. Репкин, В. И. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте / В. И. Репкин // Нач. школа – 2009 - №7. – С. . 19 - 24.
25. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. – М.: Педагогика, 2008. – 188 с.
26. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2006. -336 с.
27. Сластенин, В. А. и др. Педагогика // В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. Академия - 2002. – 465 с.
28. Хабиб, Р. А. Организация учебно - познавательной деятельности учащихся / Р. А. Хабиб. - М. Педагогика, 2009. – 188 с.
29. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М. Педагогика, 2009. – 115 с.
30. Фокина, Н. Э. Особенности развития моральных суждений у младших школьников и подростков / Н. Э. Фокина / Педагогика. №3, 2008. – С. 22.
31. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение. - М.: Гном и Д, 2019. - 247 с.
32. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Подготовка к школе детей с недостатками речи - М.,2016 – 234с.
33. Хусаинов В.П. основы формирования экологической культуры школьников/ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-4. – С. 833-836.
34. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - СПб.: Питер, 2020. - 361 с.
35. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсаторного типа для детей с нарушениями речи. Коррекция речевых нарушений: учебное пособие. издание. - М.: изд. "Просвещение", 2019. – 328 с.
36. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Академия, 2019. - 298 с.
37. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс / О. А. Шаграева. - М.: Владос, 2001. – 280 с.