Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2
АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
2.1. Организация констатирующего этапа исследования
Для экспериментального изучения уровня сформированности навыков диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра нами была выбрана методика автора А. В. Чулковой. Данная методика предполагала использование индивидуальной и групповой форм работы. Основным методом диагностики уровня сформированности навыков диалогической речи была беседа. Беседа – способ получения информации, основанный на вербальном общении экспериментатора с испытуемым в форме диалога. Для повышения достоверности результатов беседы методика предлагает стандартизированные вопросы и ситуации для разговора.
Оценка уровня сформированности диалогической речи у детей проводилась по следующим критериям, предложенным А. В. Чулковой.
• Владение речевым этикетом. Здесь оценивается умение ребенка здороваться с другим человеком в соответствии с возрастом, а также здороваться со знакомым или незнакомым человеком, обращаться к сверстнику и взрослому, обращаться с просьбой или извиняться;
• Запрос информации. В данном блоке диагностических заданий ставилась цель выявить уровень умения правильно формулировать и задавать вопросы, оценивались количество вопросов, их тип, логическая последовательность в постановке и влияние на конечный результат;
• Повторение. Целью данного блока диагностических заданий было определить, какие типы реплик чаще всего используют дети, стимульные или ответные, а также их речевую реакцию в разговоре и общее количество произнесенных реплик;
• Ведение диалога. Этот блок заданий направлен на определение использования имеющихся у детей навыков диалогической речи в процессе самостоятельного составления диалогов к предложенной ситуации.
Оценка каждого блока диагностических заданий проводилась в бальной шкале от 1 до 3 баллов, где:
3 балла - критерий высокого уровня;
2 балла - среднего уровня;
1 балл - низкого уровня.
После баллы за все блоки диагностический заданий суммируются и определяется уровень овладения диалогической речью детьми:
11 - 12 баллов – высокий уровень;
10 - 7 баллов – средний уровень;
6 – 4 балла – низкий уровень.
Методика, предложенная А. В. Чулковой, более эффективна для изучения навыков диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра, так как методика содержит несколько блоков заданий на оценку уровня навыков диалога, затрагивающих все компоненты диалогической речи, а именно объем фраз речевого этикета; использование разных типов вопросов (общие, специальные, альтернативные); самостоятельность и последовательность в проведении распроса; объем и характеристика диалогических единиц в сочиненных детьми диалогах; конструкции предложений, используемые детьми.
Целью данного эксперимента является выявление уровня сформированности навыков диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические проблемы изучения навыков диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
2) Подобрать инструменты исследования для определения уровня сформированности навыков диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
3) Экспериментально исследовать уровень сформированности навыков диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Экспериментальное изучение было проведено в три этапа.
Сначала было проведено изучение литературы по проблеме исследования. Это помогло определить цель, задачи и методы исследования.
На втором этапе было проведено экспериментальное исследование поставленной задачи. Эксперимент проходил во второй половине дня, в ходе индивидуальных бесед и форм групповой работы, в течение недели.
Третий этап состоял из качественного анализа полученных экспериментальных данных и обобщения результатов исследования.
В эксперименте приняли участие 4 ребенка в возрасте от 8 до 9 лет с расстройствами аутистического спектра и 4 ребенка без патологии речи.
2.2. Коррекционная работа по развитию навыков диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
Для проведения эксперимента нами была разделена группа детей с ОНР на 2 группы, с одной (Петя и Матвей) занимались по общепринятой методике работы с детьми с ОНР по развитию диалогической речи, с другой (Марк и Ян) – по разработанной нами методике.
На подготовительном этапе работа над формированием диалогической речи детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра ведется в форме подгрупповых занятий по 2 человека.
Задачи подготовительного этапа:
1. Научить отвечать на вопросы в краткой и полной форме;
2. Научить задавать вопросы.
Первой ступенью подготовительного этапа является обучение детей отвечать на вопросы.
Выделяют три вида вопросов:
Репродуктивные (констатирующие) вопросы наиболее легкие и доступные (кто? кто это? что? что это? что делает?).
Ответы на репродуктивные вопросы чаще всего состоят из одного слова. (Например: Кто это? – Мама. Что это? – Дерево. Что делает папа? – Читает).
Со временем необходимо переходить к двусложным ответам. В качестве подсказки для детей нужно начинать ответ с последнего слова вопроса. (Например: Кто это? – Это мама. Что это? – Это дерево. Что делает папа? – Папа читает).
Поисковые вопросы более сложные и требуют в ответах полных распространенных предложений. Частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия: где, куда, откуда, как, когда, сколько, какой.
Продолжается обучение ответу на вопрос, начинающегося с последнего слова или словосочетания вопроса. Данный способ обучения облегчает ребенку составление сложного ответа на вопрос. (– Где читает папа? – Папа читает на кресле). От логопеда требуется заранее продуманный, грамотно и четко составленный вопрос.
Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями почему? зачем? Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, по содержанию, а также требуют понимания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и связаны с развитием логического мышления.
Ответы на проблемные вопросы предполагают сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление. При обучении ответам на проблемные вопросы большая роль отводится логопеду, так как он должен грамотно дать образец ответа. Например, логопед спрашивает: «Ребята, вы пришли пешком или приехали сегодня в детский сад?» Затем вопрос на осмысление: «Почему пришли пешком, а не приехали?».
В повседневной жизни детей используются различные виды вопросов и ответов детей, которые имеют разное значение в развитии диалогической речи и логического мышления детей: репродуктивные вопросы и ответы на них способствуют удержанию последовательности высказывания и развитию памяти; поисковые способствуют развитию наблюдательности и внимания; проблемные помогают установить причинно-следственных связи, развивают логическое мышление и помогают выстроить смысловую связь в контексте.
2.3.Контрольный эксперимент
Результатом формирующего эксперимента является контрольный этап эксперимента, целью которого является выявление эффективности проводимой работы по развитию диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутического спектра.
Задачи:
1. Проанализировать результатов контрольного эксперимента
2. Провести сравнительную характеристику результатов констатирующего и контрольного опытов.
Чтобы иметь возможность проследить эффективность методики, использованной в ходе формирующего эксперимента с каждым испытуемым, был проведен контрольный эксперимент. Его проводили по той же методике, что и в констатирующем этапе эксперимента.
Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, оценивались по тем же критериям, что и в констатирующем. Далее была проведена сравнительная характеристика полученных результатов, что позволило выявить эффективность выбранных методик развития диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.