Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется поиском новых подходов к воспитанию и развитию детей. В современной образовательной среде возникла необходимость формирования личности, которая была бы способна к творческой и самостоятельной деятельности. В области дошкольного образования одним из наиболее актуальных направлений выступает развитие познавательной сферы детей. Формирование учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста, несомненно, зависит от индивидуального психического развития ребёнка и от развития его познавательной сферы.
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. подчёркивали, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательной сферы. При этом необходимо помнить, что детей старшего дошкольного возраста в ДОУ активно готовят к будущей учебной деятельности. От того, насколько у ребёнка будут сформированы учебные представления, зависит успешность всей их последующей учебной деятельности. Значение работы по познавательному развитию детей отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). При этом, познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область. Проблемой познавательного развития дошкольников занимались ученые Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др. Многие исследователи развитие познавательной сферы ребёнка связывают с мышлением, памятью, вниманием, воображением и др.
Помимо познавательных процессов, в структуру познавательной сферы личности учёные Л.А. Венгер, О.В. Дыбина и др. включают познавательный интерес и познавательную активность детей. Данная проблема актуальна, но при этом в психолого – педагогической литературе недостаточно изучены различные методы диагностики сформированости учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Нельзя говорить о том, что степень разработанности данной проблемы достаточна. Методики диагностики познавательной сферы детей ориентированы в первую очередь на психологов. При этом, недостаточно раскрыты особенности педагогической диагностики, методы и методики, которые может использовать воспитатель в процессе работы с детьми.
Цель работы: выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Описать подходы к определению формирования учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть психологическую характеристику готовности к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия формирования учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа. Заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Подходы к определению формирования учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Подходы к определению формирования учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста существуют достаточно разнообразные. Также существует большое количество подходов со стороны учёных теоретиков к определению готовности ребенка к учебной деятельности на дошкольной ступени образования. Очевидно, что процесс развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективнее, если будут учтены психолого-педагогические особенности развития познавательной сферы детей. Для этого необходимо применение соответствующих методов и методик педагогической диагностики, при которых возможно выявить динамику формирования учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Специалисты при этом отмечают, что при достаточно большом и подробном описании подобного рода процессов в трудах по теории, не всегда есть необходимые практические материалы для воспитателей ДОУ. В воспитательной практике дошкольной образовательной организации необходимы соответствующие комплексы материалов для развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста, которые бы полностью отвечали требованиям ФГОС ДО. Для этого необходимо обобщение разрозненных научных теоретических знаний и обоснование необходимости практико-ориентированного обеспечения процесса формирования учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
В современной образовательной среде, дошкольному и, особенно, предшкольному образованию детей придают большое значение [12]. Требования ФГОС ДО регламентируют, необходимость готовности старших дошкольников к освоению учебной деятельности и к предстоящему обучению в школе. В связи с чем, можно говорить о том, что вопрос о начале формирования готовности детей к учебной деятельности и наличия у них учебных представлений является актуальным и ключевым. Согласно требованиям ФГОС ДО предпосылки учебной деятельности необходимы для овладения предстоящим ведущим видом учебной деятельности. Л.С. Выготский в своих трудах отмечал, что «условия для более высокого уровня развития создаются на предыдущих его этапах» [9, с. 112].
В ДОУ процесс формирования готовности к освоению учебной деятельности осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Завершается этот процесс в старшем дошкольном возрасте. Изучением вопроса готовности детей к обучению в школе занимались учёные А. Г. Асмолов, Л. Г. Петерсон, И. В. Шаповаленко и многие другие. При этом многие исследователи отмечают, что воспитателям ДОУ часто приходится использовать методические материалы. Которые в основном предназначены для младших школьников. а не для старших дошкольников. Исследователи отмечают необходимость использовать
формы и методы, соответствующие специфически детской деятельности при организации образовательной деятельности дошкольников [22].
При этом можно говорить о том, что процесс формирования учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста возможен в тех случаях, если в ДОУ будут созданы определённые педагогические условия. В частности, речь может идти о создании эмоционально-положительной атмосферы, которая будет содействовать достижению успеха детей при выполнении ими определённого рода заданий. При этом педагог должен формировать мотивацию детей для того, чтобы они стремились выполнять задания более сложные, то есть, повышенного уровня сложности, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребёнку.
К педагогическому условию также можно отнести использование соответствующих методов обучения, которые бы обеспечили формирование у детей познавательных умений, связанных с осуществлением мыслительной деятельности на наглядно-образном уровне. Необходимо также обращать внимание на формирование регулятивных умений у ребёнка, связанных с осуществлением оперативного контроля собственных действий на основе образца или инструкции. Речь идёт об устойчивой репродуктивной деятельности, которая в дальнейшем, при хорошем усвоении может перерасти в устойчивую продуктивную, и даже творческую деятельность субъекта. Для этого в ДОУ должна быть создана соответствующая предметно-развивающая сред, направленная на формирование эмоционально-ценностного отношения к познанию. От того, насколько у детей будут заложены все те представления, к примеру, по математике, или окружающему миру, будет зависеть успешность продвижения ребенка именно в этой области знаний. Занятия в ДОУ проводятся по самым различным направлениям. При этом практически все педагоги отмечают, что детям часто не хватает понятий и понимания чаще всего именно по математике, по элементам окружающего мира, по работе с текстами.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Развитие дошкольника не может сводиться лишь к обучению счета, вычислениям, или скоростному чтению. Особую ценность сегодня приобрело развитие самостоятельности и умения творчески мыслить. Об этом также напоминает любой ФГОС. Ребёнка необходимо учить думать. Общество предъявляет всё больше требований к личности в части её повышенной инициативы и умении нестандартно мыслить. Для этого необходимо, чтобы дошкольник мог находить оригинальные способы решения всевозможных ситуаций, которые предлагает ему учитель в рамках того, или иного учебного занятия. Но для этого нужно самому воспитателю уметь создавать наброски этих самых ситуаций. В современной образовательной среде сегодня практически на каждой ступени обучения можно столкнуться с такими понятиями как проблемная ситуация и поисково-познавательная деятельность. При этом дети, включаясь в решение конкретной проблемной ситуации учатся в процессе работы, сравнивать, сопоставлять, находить сходства и различия. Это значит, что они постепенно начинают овладевать разнообразными мыслительными операциями. Любое сравнение, сопоставление, установление сходства и отличия, преобразование и группирование объектов выражают математические отношения, к подобного рода проблемам. О чистой математике речь пока не идёт, но ни для кого не секрет, что считать, сопоставлять и сравнивать человеку приходится практически во всех областях деятельности. Содержание любой образовательной области есть огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей.
Здесь можно вновь вернуться к требованиям ФГОС ДО, в частности, на примере процесса овладения элементарными математическими представлениями. При этом, требованием ФГОС ДО является необходимость обеспечения подобного рода процессам привлекательности и ненавязчивости. Процесс должен быть радостным и полезным. При этом подразумевается, что у детей в процессе различных видов деятельности должно происходить динамичное развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения и др. Необходимо постоянно развивать у ребёнка способности к умственной деятельности, и в частности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Рассмотрим несколько элементов требований ФГОС ДО в области математического развития детей дошкольного возраста:
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов.
2. Понимание конкретных величин, чисел, геометрических фигур.
3. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений.
4. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания, в частности, экспериментирование, моделирование, трансформация.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение. - 2008. – 151 с.
2. Бабинова, Н.В. Теоретико-методологические аспекты формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Бабинова, Л.В. Воронина // Образование и наука. – 2015. – No 5. – С. 166 - 176.
3. Беглова, Т.В. Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: рабочая тетрадь для дошкольников и первоклассников [Текст] / Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А. Г. Теплицкая. - под редакцией М. Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2018. – 24 с.
4. Белик, Я.Н. Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования [Текст] / Я.Н. Белик. – Челябинский государственный педагогический университет – Челябинск, 2011. – 187 с.
5. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.Н. Белкина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 170 с.
6. Богуславская, З.М., Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З М. Богусловская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2010.–213 с.
7. Бойко, И.Н. Основные принципы преемственности между детским садом и школой [Текст] / И.Н. Бойко // Современные тенденции науки и технологий. – 2016. – No 1(8). – С. 75 – 79.
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2015.– 160 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский.– М.: Экспо, 2004. – 512 с.
10. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения: учебник для вузов [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
11. Гордиенко, Н.И. Дошкольное образование. Развиваем внимание.
6-7 лет [Текст] / Н.И. Гордиенко. – Издательство: Экзамен, 2016 – 32 с.
Давидчук, А.Н. Дидактическая игра – средство развития ребенка 3-7 лет [Текст] / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 с.
12. Давыдова, Е.Н. Дидактическая игра: сущность и содержание [Текст] / Е.Н. Давыдова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – No 3(1). – С. 69-72.
13. Зотова, И.В. Особенности формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.В. Зотова, Э.Р. Тимербулатова // Вопросы науки и образования. – 2017. – No 2. – С. 97-101.
14. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Электронный ресурс] / http://genproedu.com/paper/-2012-01/full_008-014.pdf (дата обращения 11.12.2022).
15. Козина, Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: учебник для вузов [Электронный ресурс] / Е. Ф. Козина // Высшее образование. – 2020. – URL: https://urait.ru/bcode/454003 (дата обращения 11.12.2022).
16. Колбина, Е.В. Дидактическая игра как средство развития мотивации учебной деятельности старших дошкольников [Текст] / Е.В. Колбина // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2018. – No 3. – С. 64-88.
17. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова. – М. : Издательство «Линка-ПРЕСС». -2012. – 208 с.
18. Кудрявцев, В.Т. Предшкольное образование: необходимость или...? [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Психологическая наука и образование. – 2005. – No 2. – С. 18-31.
19. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей [Текст] / Н.В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
20. Николаева, Е.П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. Конспекты занятий [Текст] / Е.П. Николаева. М.: Детство-Пресс. 2014. – 96 с.
21. Обухова, Л.Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для вузов [Текст] / Л. Ф. Обухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 275 с.
22. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие [Текст] / составитель О. В. Толстикова. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199 с.
23. Соколова, Е.Е. Школа А. Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии [Текст] / Е. Е. Соколова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2007. – No 2. – С. 80-102.
24. Сурнина, М.В. Преемственность формирования предпосылок учебной деятельности детей в системе «ДОУ-начальная школа» [Текст] / М. В. Сурнина. - Барнаульский государственный педагогический университет – Барнаул, 2005. – 192 с.
25. Тайдонова, С.А. Формирование предпосылок коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного
возраста [Текст] / С.А. Тайдонова // Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии: сборник статей : в 3 ч. – Уфа, 2017. – Ч. 1. – С. 100-104.
26. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова. – М.: Просвещение, 2011. 129 с.
27. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] /А. П. Усова. – М.: Педагогика, 2009. – 258 с.
28. Фельдштейн, Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Национальный психологический журнал. – 2010. – No2(4). – С. 6-11.
29. Шевцова, Н.П. Дидактические игры как форма организации преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н. П. Шевцова // Гражданское общество: проблемы и перспективы: сборник научных статей / главный редактор А. И. Лучинкина. – Издательство: ИП Хотеева Л.В., 2017. – С. 132-138.