Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Основные теоретические подходы к духовно-нравственного развитию личности в юношеском возрасте 4
1.1 Понятие духовно-нравственного развития личности
4
1.2 Психологические особенности юношеского возраста 7
2 Концепции духовно-нравственного развития молодёжи 10
2.1 Проблема духовно-нравственного развития молодёжи 10
2.2 Аспекты духовно-нравственного развития личности в юношеском возрасте 11
3 Формирование мировоззрения и ценностей в юношеском возрасте 15
3.1 Формирование духовно-нравственной личности в юношеском возрасте 15
3.2 Молодёжная субкультура как система ценностей 18
Заключение 23
Список использованных источников 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», говорил Вейнвальд Н.И., который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». А жизненный путь имеет свои определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе.
Актуальность проблемы духовно-нравственного развития приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Объектом исследования является духовно-нравственная сфера личности в юношеском возрасте.
Предмет исследования – проблема духовно-нравственного развития в юношеском возрасте.
Цель курсовой работы - проанализировать проблемы и аспекты духовно-нравственного развития в юношеском возрасте.
Духовно-нравственного развитие и воспитание личности является важной задачей современной государственной политики.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
1 Основные теоретические подходы к проблемам духовно-нравственного развития личности в юношеском возрасте
1.1 Понятие духовно-нравственного развития личности
Понятие «духовность» по-разному трактуется. «Духовность» связано с терминами «дух», «душа», «душевность», «нравственность», «мораль», «самосознание» и др.
В современных словарях и справочниках, духовность определяются:
свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;
дух как сознание, мышление, психические способности;
начало, определяющее поведение, действия;
внутренняя, моральная сила;
интеллектуальная природа, сущность человека противоположенная его физической, телесной сущности;
нематериальный, не телесный;
связанный с внутренним миром человека;
связан с религией, церковью, относящийся к ним и т.д.
Термин «духовность» с точки зрения материализма – индивидуальность в системе мотивов личности 2-х основополагающих потребностей: идеального познания – мира, себя, смысла и значения своей жизни, и социальной - жить и действовать «для других».
Духовно-нравственные способности в психологии появились относительно недавно. Нормы и ценности определяют динамику развития способностей.
Нравственность обеспечивает взаимосвязь духовного и материального. Она позволяет духовную суть человека перевести в материальную. Но без наличия первоначального духовного процесса неэффективна.
Духовное не противостоит материальному. Противоположность понятия «духовный» является «бездуховный».
Онтологической дихотомии подразделяет мироздание на 2 части: наличие и отсутствие. Противоположность любви является ее отсутствие (равнодушие). Противоположность ненависти ее отсутствие (равнодушие).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности / Аболин Л.М..- Казань: Изд-во «Карпол», 2002.
2. Возрастная психология / Абрамова Г.С. - Учебное пособие для студентов вузов. М., 1997.
3. Психология. Нравственность. Культура. / Б.С. Братусь. – М.: Менеджер; Роспдагентство, 1994.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3. – М.: Просвещение, 1982.
5. Драгунова Т.В. “Кризис” объясняли по разному // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996.
6. Зинченко В. П. , Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М. : Тривола, 1994.
7. Попов Л.М. Концепция человека как субъекта развития и саморазвития // Ученые записки Казанского государственного университета. – 2005. – Т. 147. – Кн.2.
8. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. М., 1997.
9. Токомбаева Н.У. Роль социальной нормы в личностном становлении подростка как субъекта взаимоотношений с миром взрослых // Мир психологии. 1997. №1. С. 120-129.
10. Шахова И. П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления //Мир психологии. 1996. №1. С. 43-46.
11. Шемшурина А.И. Ценностно-смысловая основа воспитания: мыслители прошлого и современность // Воспитание школьников. – 2011. – № 5.