Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы. В России за последние несколько десятилетий представления людей о семье претерпели серьезные изменения. Если раньше в традиционных российских семьях, как правило, считалось нормой иметь большое количество детей, то в современном мире отношение к многодетности изменилось - наблюдается значительное сокращение количества детей, необходимого в одной семье - сначала до двух детей, теперь для многих родителей желателен только один ребенок, в то время как в некоторых семьях это не так. Существует стереотип, что дети из многодетных семей склонны к девиантному поведению. На распространение бездетности также влияет рост разводов, изменения в семейных функциях, ролях и типе главенства в семье. С другой стороны, в обществе произошли психологические изменения - спрос на рождение детей и семейные ценности отошли на «задний план», превзойдя потребности профессиональной самореализации, материального благополучия, образования и т.д. К сожалению, при решении вопросов воспитания многие родители не принимают во внимание личностные особенности своих детей, связанные с типом семьи, то есть количеством детей в семье. Поэтому дети могут столкнуться с некоторыми трудностями в будущем.
Иностранный психолог (А.Адлер, М.Вагнер, Ф.Саллоуэй, Н.T.Хоментаускас) и отечественные ученые изучали личность детей в многодетных семьях. По словам Адлера, для того, чтобы понять личность конкретного человека, необходимо учитывать атмосферу, в которой он вырос, структуру семьи и порядок рождения в ней. Метод Вагнера и Шуберта показывает, что дети из больших семей менее гибки, чем представители маленьких семей. Они конформны, осторожны, хрупки, более тревожны и нуждаются в одобрении. По словам Вагонера, дети в многодетных семьях известны своими организаторскими и лидерскими способностями.
Объектом исследования выступают личностные особенности подростков из многодетных семей.
Предметом исследования является влияние типа семьи на личностные особенности подростков.
Гипотеза исследования заключается в следующем:
1. Размер семьи определяет и отличает особенности личностных характеристик подростков, а так же специфику их межличностных отношений;
2. Феномен «многодетности» проявляется в личностных и социально-психологических характеристиках детей.
Цель исследования – рассмотреть личностные особенности детей из многодетных семей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить многодетную семью как особый социальный институт;
рассмотреть специфические личностные особенности детей из многодетной семьи;
определить организацию и методы исследования;
дать анализ, обобщению, интерпретацию исследований.
Методологической и теоретической основой исследования выступают: принцип единства биологического и социального в человеке, принцип обусловленности развития личности как «внешними причинами», так и «внутренними условиями» (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Ф. Ломов и др.), принцип развития ребенка в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками (Л.С.Выготский, Ж. Пиаже, Л.И. Божович, М.И. Лисина).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования личностных особенностей детей из многодетных семей
1.1. Понятие личностных особенностей детей из многодетных семей
На данном этапе проблема демографической ситуации в стране стоит остро. Задачей демографической политики Российской Федерации до 2025 года является проведение мероприятий по стимулированию семейных ценностей и рождению второго и последующих детей.
Чтобы изучить проблему многодетности, сначала нужно рассмотреть слово «семья». Семья сочетает в себе природу социальной организации, социальной структуры, института и небольшой группы и включена в социологию, политику и право, труд, культуру и другие дисциплины.
По словам А.И. Антонова согласно поговорке, семья - это небольшая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, и ее члены связаны общей жизнью, взаимной ответственностью и эмоциональной близостью. Брак понимается как исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, признанная и регулируемая обществом, которая порождает взаимные обязательства и ответственность перед детьми [15, с.47].
Е.И. Холостова считает, что «семья - это социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, большая часть которых осуществляется в повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, уход на дому, важная часть образования и медицинских услуг, особенно связанных с детьми и пожилой».
Представители российской психологии обратились к изучению этого вопроса только в конце ХХ века. Отечественные ученые, в том числе Т.Н. Андреева, Л.Л. Баландина, Е.А. Силина, Т.А. Думитрашку, Т.К. Карацуба. Считается, что дети растут в специфической среде, которая появляется в семье, в зависимости от их типа, с различными личностными и поведенческими характеристиками. Другими словами, существуют различия в определенных чертах личности между единственными детьми и детьми, у которых есть братья и сестры. Отечественные исследования показали, что дети из многодетных семей характеризуются меньшей пластичностью, они меньше ориентируются в неопределенных ситуациях и чаще проявляют конформизм, а не самостоятельность. Дети из маленьких и многодетных семей более одержимы достижением своих целей, эмоциональны, лучше сотрудничают с другими детьми и проявляют больше уважения к своим родителям [20, с. 44].
Г.Т. Хоментаускас изучал проблему личности детей в семье единственных детей. Он описал конкретную ситуацию положения единственных детей и определил их специфические личностные черты. По его мнению, специфический статус единственного ребенка заключается в длительном общении между ребенком и взрослым, что приводит к проявлению эгоцентризма, чувства ценности, уникальности личности и завышенной самооценки. Поскольку ребенок был лишен общения со своими сверстниками в семье, он был вынужден искать его вне семьи с другими детьми.
Потому что Карацуба тоже изучал психологические особенности только детей. Согласно результатам ее исследований, доказано, что у них более низкая сила личности и чаще наблюдаются истерики и хиппи. Поведение только детей более естественно и непринужденно, и они непосредственно проявляют эмоциональные реакции, поэтому их этичность снижается.
T.A.Думитрашку изучал влияние размера семьи на экстраверсию-интроверсию и уровни невротизма детей, выросших в ней. Она выявила, что нет никакой разницы в степени экстраверсии между детьми из многодетных семей. Уровень невротизма у детей из многодетных семей несколько ниже, чем у одиноких семей [11, с.14].
Дети, у которых есть братья и сестры, более настойчивы, менее эгоцентричны, лучше сотрудничают с другими детьми и больше уважают своих родителей. В семьях среднего класса дети более эмоциональны и общительны.
У детей из больших и маленьких семей были диагностированы различные формы расстройств личности. Они чаще совершают самоубийства, и в большей степени это приводит к росту преступности. Став взрослыми, они чаще совершают серьезные преступления и чаще употребляют алкоголь и курят. Девочки, имеющие четырех или более братьев и сестер, имеют более высокий риск ранней сексуальной активности и беременности. Дети из малообеспеченных семей характеризуются повышенной тревожностью, а позже у них развивается невроз.
Только дети подвергаются большему риску психических расстройств, чем первенцы; они становятся более эгоцентричными и зависимыми. В маленьких семьях дети индивидуализированы и больше привязаны к своим родителям. Психологи и социологи также заметили, что такими качествами у детей из детской семьи являются безответственность, отсутствие трудолюбия, безволие и неспособность поддерживать нормальные отношения с людьми.
Особые обстоятельства развития единственного ребенка, Дж.T.Хоментаускас подчеркивает особые личностные качества единственного ребенка. Долгое время единственный ребенок общается со взрослыми, что порождает чувство слабости и несовершенства, неуверенности в себе и способствует проявлению эгоцентризма – ребенок злоупотребляет вниманием и заботой окружающих, используя различный недостаток опыта общения с братьями и сестрами, чтобы ограничить личный опыт единственного ребенка. Неспособный сравнивать себя с другими детьми, он склонен считать себя уникальным и ценным, что приводит к неправильной самооценке.
Недостаток общения со сверстниками помогает активно находить связи с другими детьми. В семье, где есть только один ребенок, ребенок получает больше внимания и любви от своих родителей, на него тратится больше времени и материальных ресурсов, что предоставляет больше возможностей для развития его личности и способностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации [Текст] : [по сост. на 01.07.2020 № 11-ФКЗ] // Российская газета. - 1993.-№237.
2. Аксенов, А.М. Опыт и тенденции государственной поддержки детей-сирот в России и за рубежом /А.М. Аксенов. - Тула : Тульское произв. полиграфическое об-ние, 2018. - 146 с.
3. Актуальные проблемы повышения уровня жизни населения и борьбы с бедностью / под общ. ред. А.: Владимирский. – М. : Филиал РАНХиГС, 2019. - 119 с.
4. Баксанский, О. Е. Современная психология. Теоретические подходы и методологические основания. Книга 3. Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. – М.: Мир, 2019. - 368 c.
5. Бирюкова, С.С. Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки / С.С. Бирюкова. – М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 153 с.
6. Бурмистрова, Е.А. Современная семья : психология отношений / Е.А. Бурмистрова. - 4-е изд. – М. : ДАРЪ, 2020. - 543 с.
7. Валиева, А.Р. Государственная семейная Гриднева, С.В. Семейные отношения в современном обществе: проблемы и трансформации: коллективная монография / С.В. Гриднева. - Ульяновск : Зебра, 2019. - 110 с.
8. Гуревич, П. С. Психология личности / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 560 c.
9. Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socdep.adm44.ru/ (дата обращения: 12.05.2021).
10. Зверева, Н.В. Семья что надо. Книга о любви / Н.В. Зверева. - 2-е изд. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 390 с.
11. Зверева, О.Л. Воспитание детей раннего и дошкольного возраста в семье / О.Л. Зверева. – М. : МПГУ, 2018. - 106 с.
12. Ишмухаметов, Р.Р. Проблемы самореализации личности / Р.Р. Ишмухаметов. – М.: Машиностроение, 2018. - 533 c.
13. Капустина, А. Н. Социальная психология личности. В 2 частях. Часть 1 / А.Н. Капустина. - М.: Издательство СПбГУ, 2017. - 144 c.
14. Кэттелл, Раймонд Психология индивидуальности. Факторные теории личности / Раймонд Кэттелл , Ганс Айзенк , Гордон Оллпорт. - М.: Прайм-Еврознак, 2018. - 128 c.
15. Клемантович, И.П. Методика и технология социальной работы с семьей : учебное пособие / И.П. Клемантович. – М. : МПГУ, 2019. - 191 с.
16. Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
17. Коробкова, В.В. Развитие воспитательного потенциала семьи: учебное пособие / В.В. Коробкова. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. - 221 с.
18. Куликова, Т.А. Семейная педагогика / Т.А. Куликова. – М. : Академия, 2019. - 270 с.
19. Немов, Р. С. Общая психология. Том 3. Психология личности / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2020. - 752 c.
20. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. - М.: АСТ, 2018. - 775 c.
21. Старовойтенко, Е. Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений / Е.Б. Старовойтенко. - М.: Академический Проект, Трикста, 2019. - 256 c.
22. Ткаченко, В. Е. Организация социальной работы с многодетными семьями / В. Е. Ткаченко. // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 246-249.
23. Устинова, Л.Г. Особенности выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие / Л. Г. Устинова. - Краснодар : Краснодарский ун-т МВД России, 2018. - 53 с.
24. Фирсов, М.В. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: Академия, 2017. - 192 c.
25. Чумаков, М.В. Эмоционально-волевая регуляция в контексте безопасности социального взаимодействия / М.В. Чумаков. - Курган : КГУ, 2018. - 149 с.
26. Шлемко, Н.В. Многодетная семья и особенности ее функционирования в современном обществе / Н. В. Шлемко, М. Р. Ахмеева. // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 311-313.