Фрагмент для ознакомления
2
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1] особый акцент делается на необходимости воспитания гармонично развитой личности. При этом процесс формирования личности – это противоречивый и непростой путь индивидуального развития. В этом процессе принимают участие немало специалистов (то есть это педагоги, воспитатели и др.). Данный процесс является сложным и для самого растущего ребенка человека.
Пока ребенок растет и развивается он может сталкиваться с рядом проблем, отдельные из которых имеют жизненно важное значение для формирования личности. Такие проблемы могут его ставить в весьма сложное положение, правильный выход из которого не так просто найти.
Педагогам необходимо таким детям уделять особо пристальное внимание. В этом случае на помощь может прийти педагогическое сопровождение. Ведь педагогическое сопровождение проблемных детей в дошкольного образования и воспитания может на основе применения эффективных технологий, методов, форм и приемов заметно сглаживать имеющиеся у таких детей проблемы. В связи с этим рассмотрение темы «Педагогическое сопровождение воспитания проблемного ребенка» является актуальным.
Однако на практике возможности педагогического сопровождения проблемных детей не всегда реализуются в полной мере. Противоречие между возможностями педагогического сопровождения проблемных детей и неполно реализацией данного потенциала на практике составляет проблему исследования.
Отдельные аспекты педагогического сопровождения воспитания проблемного ребенка нашли свое отражения в работах Н.В. Басалаевой [2], Н.Ф. Басова [3], В.С. Горыниной [5], И.В. Дубровиной [6], Е.И. Казаковой [8], С.Г. Рудковой [13], Е.М. Скотаревой [14], Т.В. Шевыревой [16], Г.Ш. Якуповой [18] и др., раскрывающих сущность и технологии психолого-педагогического сопровождения. Но целостного исследования проведено не было.
Целью исследования является выявление особенностей педагогического сопровождения воспитания проблемного ребенка.
Объект исследования – педагогическое сопровождение детей.
Предмет – педагогическое сопровождение воспитания проблемного ребенка дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.На основе теоретического анализа литературы раскрыть понятие и сущность педагогического сопровождения воспитания проблемного ребенка.
2.Раскрыть содержание педагогического сопровождения воспитания проблемного ребенка.
3.Изучить опыт конкретного дошкольного учреждения по сопровождению проблемного ребенка.
4.Разработать модель и рекомендации педагогического сопровождения проблемных детей.
Методы исследования. В рамках теоретических методов применялись теоретический анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, а также обобщение. Эмпирическими методами являлись: наблюдение, беседа, изучение документов ДОО.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенная модель и рекомендации по педагогическому сопровождению проблемных детей будут полезны педагогам и воспитателям дошкольных учреждений.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО РЕБЕНКА
1.1 Понятие и сущность педагогического сопровождения воспитания проблемного ребенка
При рассмотрении особенностей педагогического сопровождения проблемных детей в первую очередь необходимо рассмотреть понятийный аппарат.
Проблемный ребенок – это ребенок, у которого на протяжении продолжительного времени (то есть более 3 месяцев) прослеживается одна либо сразу несколько проблем в образовательной, социально-эмоциональной, а также мотивационно-волевой сферах. Это такие проблемы, как:
1) проблемы в обучении;
2) проблемы ребенка во взаимоотношении с родителями;
3) проблемы ребенка во взаимоотношении со сверстниками;
4) рисковое поведение;
5) комплексные проблемы [12].
В свою очередь под педагогическим сопровождением М.Р. Битяновой подразумевается такая система профессиональной деятельности педагога и других участников образовательного процесса, которая направлена на формирование ряда необходимых для ребенка социально-педагогических условий, способствующих его успешному обучению, его психологическому развитию в ситуации учебного и межличностного взаимодействия [4].
В свою очередь Э.Ф. Зеер склонен считать, что педагогическое сопровождение можно понимать как движение вместе с постепенно изменяющейся личностью, а также своевременное оказание возможной помощи и поддержки [7].
С позиции таких авторов, как М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, а также Р.В. Овчарова, Л.М. Шипицына и других исследователей, сегодня имеет место попытка внедрения в образовательную практику педагогического сопровождения в качестве своего рода «третьей» стороны образования, вместе с воспитанием и обучением.
Таким образом, в настоящее время многие исследователя единодушны во мнении, что педагогическое сопровождение – это особое взаимодействие субъектов образовательно-воспитательного процесса, которое ориентировано на создание таких эффективных педагогических условий, которые важны для продуктивного обучения и качественного воспитания определенных лиц.
Основной задачей процесса педагогического сопровождения можно обозначить оказание помощи трудному ребенку с проблемами в усвоении знаний, навыков и социализации в принятии им оптимального и значимого для него решения в разных ситуациях педагогического развития, процесса общения, ведущее в конечном итоге к некоторому изменению педагогического положения сопровождаемого.
Исходя из того, что педагогическое сопровождение можно понимать как особый комплексный процесс в рамках воспитания и образовании, то вполне закономерно, что этот процесс должен опираться именно на системно ориентированный подход. Ведь очень важно педагогической работе с трудным ребенком выявить у последнего имеющий у него внутренний потенциал развития, на который и следует делать упор. Кроме этого, итогом работы с проблемным ребенком, имеющим отдельные сложности должно стать то, что он уже самостоятельно в дальнейшем сможет разбираться в возникающих у него проблемах, что позволит ему выбрать наиболее оптимальный план разрешения этой проблемы. То есть происходит не просто разрешение одной сложной для ребенка с проблемы, а закладывается фундамент успешного самостоятельного функционирования в обществе и саморазвития в ближайшей перспективе.
С точки зрения Т.П. Демидовой, И.И. Мамайчука, Ю.В. Суховерщиной и других исследователей к ведущим направлениям пелагического сопровождения следует отнести: педагогическую профилактику, проведение педагогического консультирования, педагогической коррекции.
В свою очередь в качестве основных направлений работы, обозначенных в государственных Стандартах под формами педагогического сопровождения всех участников школьного образовательного процесса непосредственно в условиях реализации действующего ФГОС ДО [1] выступают обозначенные нами выше направления, однако среди подходов и методов предусмотрено внесение некоторых корректив как с учетом специфики ФГОС, так и конкретной практической ситуации.
О.М. Штерц подчеркивает, что в рамках современного дошкольного образования педагогическое сопровождение являет собой формирование педагогических условий, необходимых для успешного воспитания и обучения детей [17].
Главным условием педагогического сопровождения выступает обязательный учет индивидуально-личностных отличительных особенностей проблемных детей. Как указывают И.Г. Дубов, Е. С. Кузьмина, а также Л. Н. Нечаев, само по себе педагогическое сопровождение обладает большой временной протяженностью, и основывается на идеях постепенного усиления субъектности партнеров по общению, а также раскрытия творческого потенциала проблемного ребенка. То есть для детей весьма важны эффективная адаптация и социализация, а также реализация его личностного потенциала, гармоничная интеграции в общество [18]. С позиции исследователей Л.И. Божович, Е.А. Сорокоумовой и других, успешное освоение социального опыта ребенка со сложностями в образовании и воспитании требует его активности, включенности в деятельность.
То есть ребенок, включаясь в различные социальные взаимоотношения как в образовательной, так и иных видов деятельности, должен научиться преодолевать различные сложные ситуации путем их анализа и выбора наиболее эффективных путей их разрешения. И научиться этому он должен в условиях педагогического сопровождения в дошкольном учреждении.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) [Текст]. – М.: Просвещение, 2016. – 31 с.
2. Басалаева, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Ж.А. Левшунова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2021. –101 с.
3. Басов, Н.Ф. Социально-педагогическое сопровождение детей разных категорий [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.Ф. Басов. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. – 144 с.
4. Битянова, М.Р. Социальная психология [Текст] / М.Р. Битянова. – СПб.: Питер 2014. – 368 с.
5. Горынина, В.С. Психолого-педагогическое сопровождение формирования самосознания у детей и подростков с ОВЗ в инклюзивном образовании [Текст] / В.С. Горынина // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – №50-3. – С. 259–265.
6. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2017. – 264 с.
7. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М.: Акад. проект, 2006. – 336 с.
8. Казакова, Е.И. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст] / Е.И. Казакова, М.А. Жданова, Л.М. Шипицына. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 528 с.
9. Кузьмин, Е.С. Психология личности и малых групп [Текст] / Е.С. Кузьмин. – СПб.: Питер., 2017. – 129 с.
10. Кузьмина, Н.И. Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования [Текст] / Н.И. Кузьмина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. – 284 с.
11. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2016. – 320 с.
12. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2018. – 160 с.
13. Рудкова, С.Г. Модель психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников [Текст] / С.Г. Рудкова // Гуманитарные исследования Сибири и Дальнего Востока. – 2010. – № 1. – С. 32–35.
14. Скотарева, Е.М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект [Текст]: учеб. пособие / Е.М. Скотарева. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. – 72 с.
15. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект [Текст] : монография / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Т.С. Дорохова. – М.: ООО «Издат. дом «Ажур»», 2015. – 224 с.
16. Шевырева, Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве [Текст] / Т.В. Шевырева О.В. Дорошенко // Вестник РНУ. – 2016. – №1. – С. 48–50.
17. Штерц, О.М. Практика проведения практических занятий для студентов по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования [Текст] / О.М. Штерц // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – о№56-5. – С.253–256.
18. Якупова, Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников [Текст] / Г.Ш. Якупова // Вестн. УЮрГУ. 2006. № 3. С. 146–149.
19. Деревянко, М. С. Особенности психолого-педагогического сопровождения педагогически запущенных детей в общеобразовательной школе / М.С. Деревянко // Молодой ученый. 2016. № 13 (117). С. 783-786 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/117/31958/ (дата обращения: 17.11.2022).
20. Степанова, А.С. Условия педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из социально-неблагополучных семей / А.С. Степанова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17399 (дата обращения: 17.11.2022).