Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Современные аспекты изучения дислексии 6
1.2 Предрасположенность детей к нарушениям письменной речи 9
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
2.1. Исследование наличия предрасположенности к дислекции и дисграфии у детей дошкольного возраста 14
2.2. Коррекционно – логопедическая работа по профилактике дисграфии и дислексии 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы значительно увеличи-лось количество детей с различными трудностями в обучении в начальной школе. По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов. Наиболее важным из них является овладение навыком чтения и письмом. Проблема нарушений письма и чтения является одной из наиболее актуальных для школьного образования, так как письмо и чтение превра-щаются из цели в средство углубления знаний учащихся. Интерес к пробле-мам раннего выявления, профилактики и коррекции специфических наруше-ний чтения и письма у детей обусловлен тем, что чтение и письмо как дея-тельность играют важную роль в жизни человека: стимулируют его психиче-ское развитие, обеспечивают общую педагогическую подготовку, влияют на личность обучаемого.
В последние годы в научных работах, посвященных изучению наруше-ний чтения и письма у младших школьников, отмечается, что дисграфия и дислексия возникают из-за недостаточной сформированности функциональ-ной основы процесса чтения и письма, то есть вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих формирование этого навы-ка. К числу психических функций, лежащих в основе формирования навыков чтения, ученые относят устную речь (ее фонетико-фонематическая сторона и лексико-грамматический строй), пространственные представления, зритель-ный гнозис, зрительно-моторную координацию, последовательные операции, слуховую речь и зрительную память. Исследователи (Лалаева Р.И., Иншако-ва О.Б., Садовникова А.В., и др.), особо подчеркивают, что формирование способности к чтению нарушается при сочетании нарушений психических функций, так как в этом случае нарушается несколько компонентов функцио-нальной основы чтения.
Высокая распространенность нарушений чтения у младших школьни-ков, отсутствие эффективной логопедической работы, направленной на выяв-ление профилактики и коррекции этих нарушений, нередко приводят к серь-езным трудностям в обучении в целом и не позволяют в полной мере детям овладеть педагогическими знаниями. В связи с этим особое значение приоб-ретает проблема выявления предрасположенности к дислексии и дисграфии у детей дошкольного возраста. Огаркова А. И. подчеркивала необходимость разработки специальных программ комплексного обследования детей до-школьного возраста, направленных на выявление группы риска по возник-новению дислексии и дисграфии.
Комплексность этих программ должна заключаться в том, что они должны включать исследования вербальных и невербальных функций, ле-жащих в основе формирования навыков чтения и письма. Как правило, ин-формация о сформированности какого-либо индивидуального показателя психического развития ребенка не позволяет достоверно оценить состояние функциональной основы чтения и письма. В то же время тщательное изуче-ние уровня развития этих функций у детей дошкольного возраста поможет выявить группу риска по дислексии и дисграфии и обоснованно применять адекватные меры помощи каждому ребенку.
Исследование такого рода заключается в поиске оптимальных методов и средств диагностики предрасположенности к возникновению нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста. Своевременное выявление предрасположенности к нарушениям чтения, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае чрезвычайно важны для построения системы ло-гопедической работы с детьми с целью предупреждения более серьезных нарушений на этапе овладения чтением и письмом.
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является психолого-педагогическое со-провождение семьи и повышение компетентности родителей (законных пред-ставителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоро-вья детей. Эти задачи определяют работу дошкольного образовательного учреждения с семьей по-новому: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей - к формированию компетентного родителя и сознательно-го родительства - элементов успешной социализации детей. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что родители несут ответственность за воспитание детей и что все другие социальные институты призваны помогать, поддерживать, направлять и до-полнять их воспитательную деятельность.
Поскольку профилактика нарушений чтения и письма является одним из приоритетных направлений деятельности логопедов и родителей, нами было рассмотрено их взаимодействие при предрасположенности к дислексии и дисграфии.
Цель: Изучить особенности организации работы логопеда с родителя-ми при выявлении предрасположенности к дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть современные аспекты изучения дислексии;
2.Проанализировать проявления предрасположенности детей к нару-шениям письменной речи;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению пред-расположенности к дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста.
Объект: Предрасположенность к дисграфии и дислексии у детей до-школьного возраста.
Предмет: Взаимодействие логопеда и родителей при выявлении пред-расположенности к дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безруких, М.М. Методика оценки развития зрительного восприя-тия у детей 5 – 7,5 лет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dob.1september.ru/2002/06/7.htm
2. Воронина, Т. П. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает? / Т.П. Воронина. - Москва: Мир, 2015. - 468 c.
3. Горбачёвская. Логопедическая работа в школе. - М., 2007. - 162 с.
4. Ефименкова. Устная и письменная речь учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманитарий. редактор Центр ВЛА-ДОС, 2003. - 336 с.
5. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова - М.: Академия, 2006. — 320 с.
6. Коваленко О. М. Диагностика предрасположенности к оптической дислексии и дисграфии у детей с задержкой психического развития : ил. ме-тодика / худож. И. В. Персиянова. - М. : Коррекц. педагогика, 2004. - 127 с.
7. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. посо-бие для студентов: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва;. 2011. 285с.
8. Логинов. Особенности проявления дислексии и ее коррекции у младших школьников с умственной отсталостью: Учебное пособие / Под ред., - СПб., 2004. - 395 с.
9. Лубовский В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. —2-еизд. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
10. Нищева, Н.В. Комплексно-тематическое планирование коррекци-онной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направ-ленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет). ФГОС / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 198 c.
11. Пинюгина Е. В. Коррекционно-логопедическая работа по преду-преждению дисграфии, дислексии у детей с фонетико-фонематическим недо-развитием речи // Логопед в дет. саду. – 2004. - № 3. – С. 29-36.
12. Самодурова А. А. Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися, страдающими дислексией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. -№ 5. – С. 30-34.
13. Сергеева Е. В. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР – это обучение и воспитание в логопедической группе // Логопедия. – 2007. - № 4. – С. 53-64.
14. Чиркина Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей // Дефектология. – 2005. - № 1. – С. 89-91.
15. Филичева Т.Б., Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Коррекция нарушений речи: учебное пособие. – М.:Изд. Просвещение. 2008. 40с.