Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дошкольная образовательная организация является для ребенка дошкольного возраста первым вне семейным социальным институтом. Начало знакомства с детским садом вносит в жизнь дошкольника некоторые специфические черты. Во-первых, происходят изменения окружающей детей обстановке, в которой они привыкли находиться. Во-вторых, в жизни дошкольника происходят преобразования в его образе жизни и деятельности. Поэтому период адаптации к детскому саду привносит в жизнь ребенка стрессовые факторы, к которым относятся длительное расставание с мамой впервые в жизни, попадание в неизвестную обстановку многое другое.
При неправильной организации работы по адаптации у детей могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. В связи с этим проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе является актуальной.
Проблему исследования адаптационных навыков у детей с эмоционально-волевыми нарушениями исследователи многие авторы: Р. М. Айсина, Е. В. Барышникова, В. Н. Белкина, О. В. Богаткина, Т. В. Костяк, Г. Б. Монина, Ю. В. Поршнева, Т. Ю. Сидоркина, Н. В. Соколовская, Г. А. Урунтаева, О. В. Хухлаева.
Цель исследования – выявление особенности развития адаптационных навыков у детей с эмоционально-волевыми нарушениями.
Объект исследования – адаптационные навыки у детей с эмоционально-волевыми нарушениями.
Предмет исследования – развитие адаптационных навыков у детей с эмоционально-волевыми нарушениями.
Задачи:
рассмотреть психолого-педагогический аспект изучения адаптационных навыков у детей с эмоционально-волевыми нарушениями;
изучить методологический аспект адаптационных навыков у детей с эмоционально-волевыми нарушениями;
провести диагностику уровня развития адаптационных навыков у детей с эмоционально-волевыми нарушениями;
провести коррекционную работу по развитию адаптационных навыков у детей с эмоционально-волевыми нарушениями;
проверить эффективность коррекционной работы по развитию адаптационных навыков у детей с эмоционально-волевыми нарушениями.
Гипотеза: в результате реализации коррекционной программы процесс адаптации у детей с эмоционально-волевыми нарушениями пройдет успешнее.
Методологическим основанием исследования явились следующие научные теории и положения:
1. Представления о закономерностях психического развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, Д. Б. Эльконина и др.
2. Особенности адаптационного процесса к условиям детского сада Ю. А. Афонькина, Т. А. Боброва, Е. А. Екжанова, Т. Г. Корнилова, И. С. Погудкина, А. Л. Сиротюк, О. В. Хухлаева, Е. А. Янушко.
В данной работе были использованы следующие методы:
1. Теоретический метод, заключающийся в анализе психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, заключающийся в проведении констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов в ходе исследования.
Базой исследования – МБДОУ № 300.
Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводы по главам, заключения, списка литературы,
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1. Психолого-педагогический аспект исследования адаптационных навыков у детей с эмоционально-волевыми нарушениями
Прежде, чем мы охарактеризуем понятие «адаптационные навыки», рассмотрим понятие «адаптация».
В научных исследованиях понятие «адаптация» считается одним из основных, так как человек находится в постоянно изменяющихся условиях внешней среды, а благодаря процессу адаптации он может успешно существовать в мире. Этот термин первоначально возник в биологии, но позже его стали употреблять в различных областях знаний.
Возникновение понятия «адаптация» (от лат. «adapto» – приспособляю, «adeptane» – приспособление, «adaptacio» – приспособляемость) относится ко второй половине XVIII века, когда немецкий физиолог А. Гер использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха в ответ на действие адекватных раздражителей [12, с. 138]. Долгие годы проблема адаптации изучалась только в рамках биологической науки.
«Адаптация» как общенаучное понятие возникает благодаря синтезу знаний различных (природных, социальных, технических) систем. Постепенно этот процесс становится одним из центральных при изучении человека в различных сферах его деятельности.
В психолого-педагогической литературе даются следующие определения понятию «адаптация»:
адаптация – приспособление, привыкание индивида к новым условиям, к меняющейся социальной среде [9, с. 328];
адаптация – постоянный процесс активного приспособления человека к окружающей (прежде всего социальной) среде [26, с. 520];
адаптация – это «присвоение» ребенком социальных норм и ценностей, выработка социально-типических форм поведения [23, с. 122];
адаптация – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям [25, с.1];
адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды [27, с. 10].
Обобщая вышеприведенные термины, можно говорить о том, что адаптация - непрерывный процесс приспособления человека к постоянно меняющимся условиям среды. Это определение мы будем использовать при исследовании адаптационных навыков у детей с эмоционально-волевыми нарушениями.
Существует наиболее общая классификация разновидностей адаптации: нормальная, девиантная (нонконформистская) и патологическая.
Нормальным адаптационным процессом можно назвать такой процесс, который позволяет личности устойчиво адаптироваться к проблемным ситуациям, которые возникают в его повседневной жизни. Отмечается, что при данной адаптации у человека не происходит патологических изменений в структуре ее личности [20].
Девиантными, или нонконформистскими, можно считать такие процессы адаптации личности, обеспечивающие удовлетворение ее потребности в происходящей социальной ситуации, но в тоже время остальные участники произошедшей ситуации общения не оправдывают такое поведение [20].
Патологическая адаптация характеризует такой уровень приспособления человека к окружающей среде, осуществляемый за счет формирования невротических процессов, связанны патологическими механизмами и формами поведения [12].
При этом, говоря об адаптации как процессе, необходимо охарактеризовать ее с нескольких сторон:
во-первых, человек представляет собой объект приспособления к условиям окружающего мира, это означает, что адаптировать ребенка к новым условиям, значит научить его выполнять определенные требования, принимать на себя обязательства школьника. Следовательно, такой процесс приспособления охватывает не только внешний, поведенческий, уровень, но и играет ведущую роль на внутреннем, личностном, уровне;
во-вторых, адаптацию необходимо исследовать не только как процесс приспособления к новым условиям, но как процесс, создающий условия для дальнейшего развития человека, это означает, если развивать у ребенка адаптивные навыки, то значит готовить его к развитию. Следовательно, в конкретных условиях дошкольной образовательной организации ребенок ощущает себя творцом своей жизни, так как у него сформированы такие психологические качества, которые позволяют ему развиваться в условиях новой предметно-пространственной среды, посредством реализации своих потребностей и не вступать с ней в противоречия.
Из вышесказанного следует, что между ребенком и детским садом происходит взаимный процесс адаптации. В этой связи выделяется следующая модель адаптационного периода:
1. Адаптация академическая, то есть ребенок принимает нормы жизни дошкольной организации (принятие требований педагога и режима дня, овладение правилами поведения группе, познавательная активность на занятиях и др.).
2. Адаптация социальная, то есть ребенок успешно вливается в новую для него социальную группу, принимается сверстниками, формирует коммуникативные связи с ними, приобретает навык решения конфликтных ситуаций.
3. Адаптация личностная, то есть ребенок принимает себя как часть социальной группы, посредством проявления адекватного уровня самооценки и уровня притязаний, стремится к самоизменению [3].
Получается, что адаптация у дошкольников - это особый и крайне сложный период в их жизни, так как происходит освоение новой социальной роли, приобретается новое социальное окружение, он адаптируется к новым правилам поведения, к отношениям со взрослыми и сверстниками [26]. Часто период адаптации связан со стрессом, который приводит к ослаблению организма ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Для того чтобы ребенок с первых дней посещения дошкольной образовательной организации не испытывал напряжения необходимо создавать для ребенка благоприятные условия.
В физиологической адаптации ребенка, выделяют три этапа:
1. Ориентировочный этап, во время которого, происходит бурная реакция нервной системы на комплекс новых воздействий, обусловленных началом посещения детского сада.
2. Неустойчивое приспособление, нервная система пытается выстроить новые, оптимальные, варианты реакций в ответ на возникновение новых раздражителей. И если во время первого этапа организм мобилизует все свои ресурсы, то второй этап характеризуется снижением возникшей «бури» и затраченные ресурсы постепенно восполняются.
3. Относительно устойчивое приспособление, на данном этапе организм ребенка начинает находить наиболее подходящие ответные реакции на произошедшие изменения, тем самым снижает напряжение со всех систем организма [5].
Получается, можно говорить о том, что приспособление организма дошкольник к новым нагрузкам имеет сложную систему и эту особенность необходимо учитывать при распределении различной деятельности ребенка.
По А.Л. Венгеру существует следующие адаптационные уровни:
высокий уровень, характеризуется положительным отношением ребенка к детскому саду, требования воспринимает адекватно, успешно осваивает озвученный педагогами материал, выполняет поручения взрослого без лишнего контроля, проявляет самостоятельность к различным новым видам деятельности;
средний уровень, характеризуется положительным отношением ребенка к детскому саду, однако бывают моменты, когда его посещение продолжает вызывать отрицательные эмоции, ребенку в такие моменты трудно сосредоточится и увлечь его может только та деятельность, которая будет для него интереса, при этом он добросовестно выполняет поручения взрослого и успешно коммуницирует со многими сверстниками;
низкий уровень, характеризуется отрицательным отношением ребенка к детскому саду, он нарушает требования дисциплины, материал, объясняемый педагогом, воспринимается не в полном объеме (фрагментарно), друзей в группе практически не имеет и знает по именам лишь часть сверстников.
Продолжительность процесса адаптации в первую очередь зависит от состояния здоровья ребенка. Дети с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием легче переносят период поступления в детский сад и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой.
Успешность прохождения адаптационного периода у детей дошкольного возраста необходимо характеризуется следующими показателями:
Показатели сна. Как правило, период адаптации у детей характеризуется нарушением циклов сна, как процесса засыпания, так и процесса пробуждения. Нарушенный сон оказывает отрицательное воздействие на нервную систему, что в свою очередь приводит к нарушение самочувствия, так как сон обеспечивает восстановление защитных механизмов организма.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 811 с.
2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 6 – C. 46 –51.
3. Афонькина, Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 108 с.
4. Барышникова, Е. В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению / Е.В. Барышникова // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – URL: http://ekoncept.ru/2015/15066.htm
5. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2012. – 236 с.
6. Богаткина, О. В. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми / О.В. Богаткина, Е.А. Долженко, А.А. Долженко. – М.: Учитель, 2015. – 212 с.
7. Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. – М.: Проспект, 2012. – 414 с.
8. Васильева, Л.И. Эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к детскому саду / Л.И. Васильева, И.О. Маховская, Е.Ю. Яковлева // Психолог в детском саду. – 2011. – №3. – С. 102- 116.
9. Гилязева, В.Р. Игра как фактор адаптации младших дошкольников к дошкольному образовательному учреждению / В.Р. Гилязева, Н.Г. Церковникова // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 14 частях. 2014. С. 39-41.
10. Глебов, В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание. – 2013.– № 11.– С. 116-120.
11. Гончарова, Ю.Л. Адаптация дошкольников к условиям детского сада как социально-педагогическая проблема / Ю.Л. Гончарова // Евразийский союз ученых. – 2014. – № 8-9. – С. 88-91.
12. Долженко, А.А. Особенности адаптации младших дошкольников к детскому саду / А.А. Долженко // Наука, религия и искусство в психологическом познании человека: Сборник материалов Сергиево-Посадской сессии научной школы профессора B.C.Агапова / под ред. B.C. Агапова, Д.П. Сидоренко, Н.Н. Шенцевой. – Сергиев Посад, 2014. – С. 124- 126.
13. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Каро, 2013 – 336 с.
14. Иванова, Н.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к детскому саду / Н.Ф. Иванова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 1. – С. 1758-1765.
15. Ильин Е. П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012. 640 с.
16. Колотилина, Н.Н. Модель организации работы инструктора по физической культуре в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста / Н.Н. Колотилина // Дошкольная педагогика. – 2014.– № 3.– С. 28-30.
17. Красношлык, З.П. Организация педагогических условий для успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада / З.П. Красношлык // Современные тенденции в фундаментальных и прикладных исследованиях сборник научных трудов по материалам Третьей Международной научно-практической конф. – Рязань: Центр фундаментальных и прикладных исследований, 2015. - С. 97-101.
18. Крыжановская, Н.В. Исследование процесса адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения // Н.В. Крыжановская, Н.А. Непомнящая // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 44. – С. 206-215.
19. Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение / И.В. Лапина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 128 с.
20. Маралова, Е.А. Развитие социализации детей в условиях детского сада / Е.А. Маралова // Дошкольная педагогика. – 2013.– № 8.– С. 13- 15.
21. Маралова, Е.А. Развитие способностей к социализации у детей в условиях детского сада / Е.А. Маралова // Дошкольная педагогика. – 2013.– №9.– С. 17-21.
22. Мингалева, Л.А. Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада / Л.А. Мингалева // Дошкольная педагогика. – 2013.– № 10.– С. 56-60.
23. Мокрогузова, Т.В. Адаптация ребенка к ДОО / Т.В. Мокрогузова // Логопед. – 2013.– № 10.– С. 78-84.
24. Поршнева, Ю.В. Проблема адаптации в разрезе фундаментальных наук. Адаптация к ДОУ: ее сущность и закономерности / Ю.В. Поршнева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 20. – С. 137 – 142.
25. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: приложение к методическому пособию / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. – М.: Просвещение, 2014. – 184 с.
26. Сидоркина, Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование / Т.Ю. Сидоркина. – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 92 с.
27. Сиротюк, А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие / А.Л. Сиротюк – М.: Инфра-М, 2013. – 60 с.
28. Скобелева, А.А. Комплекс сюжетно-тематических развивающих занятий для детей раннего возраста «Первая школа» / А.А. Скобелева. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 66 с.
29. Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраст / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, В.М. Холмогорова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 188 с.
30. Смирнова, Е.О. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с.
31. Соколовская, Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская – Волгоград: Учитель, 2021. – 188 с.
32. Стефанко, А.В. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего возраста /А.В. Стефанко. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 256 с.
33. Теплюк, С.Н. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми от рождения до 2 лет / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 184 с.
34. Тернова, К.Н. Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада / К.Н. Тернова, М.К. Мойся// Молодой ученый. – 2016. – № 9-3 (113). – С. 30-32.
35. Уварова, Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе / Л.Н. Уварова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. – № 29. – С. 119-123.
36. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста : учебник для вузов / Г.А. Урунтаева. – М.: Акдемия, 2012. 269 с.
37. Ушакова, К.М. Адаптация дошкольников в новой группе // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 30-1. – С. 128-131.
38. Шайхутдинова, Н. «В детский сад – безслез!»: работа адаптационной группы / Н. Шайхутдинова // Дошкольное воспитание. – 2019.–№ 5.– С. 109-110.
39. Шакина, Н.В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды первой младшей группы детского сада / Н.В. Шакина, И.А. Степанова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 2. – С. 47-54.
40. Шарапановская, Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков / Е.В. Шарапановская. – М.: Сфера, 2015. – 320 с.