Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы технологий проблемно-диалогического обучения как инструмента формирования учебно-познавательного интереса младших школьников 5
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста 5
1.2 Сущность учебно-познавательного интереса 9
1.3 Технология проблемно-диалогического обучения 11
Список используемой литературы 15
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся приобретает всё большую актуальность. Данной теме посвящается огромное количество исследований в психологии и педагогике. И этот процесс является закономерным, потому как учение, по сути, является ведущим видом деятельности учащихся, в процессе которого разрешаются основные задачи, поставленные перед образовательным учреждением: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активнейшему участию в инновационных общественных процессах.
Система работы педагога по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников должна выстраиваться с учетом целеустремленного и постепенного развития их мышления и творческих познавательных способностей.
Задача учителя на каждом уроке - научить каждого учащегося самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно и творчески относиться к учебному процессу.
Творческая активность является высшим уровнем активности. Ученик стремится понять суть изучаемого материала, легко справляется с заданиями по ранее изученному алгоритму.
Такие учащиеся способны вносить новое в способ выполнения того или иного задания. В.И. Звонников отмечает, что управление активностью школьников называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодолению пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе . Главная цель активизации учебно-познавательной деятельности − формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-познавательного процесса.
В современной образовательной организации вопрос о мотивации учеников к процессу обучения может быть назван центральным, потому что именно мотив является источником всей деятельности и выполняет функцию смыслообразования и побуждения. Младший школьный возраст очень благоприятен для того, чтобы заложить главную основу для желания учиться и умения. Для развития у детей познавательного интереса к выбранному материалу огромное значение имеет методика преподавания предмета.
В педагогической практике находят свое применение разнообразные пути активизации познавательной деятельности, среди них основными являются: разнообразие методов форм, средств обучения, выбор такого их сочетания, которые в возникающих ситуациях стимулируют самостоятельность и активность обучающихся. Среди путей активизации можно выделить и технологию проблемно-диалогического обучения.
Целью данной работы является рассмотрение технологии проблемно-диалогического обучения как средства формирования учебно-познавательного интереса младших школьников
Глава 1 Теоретические основы технологий проблемно-диалогического обучения как инструмента формирования учебно-познавательного интереса младших школьников
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы младшего школьного возраста различны в разных странах и конкретно-исторических условиях. Границы младшего школьного возраста определены в интервале от 6-7 до 10-11лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
2) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. «Известия АПН РСФСР», вып. 36, 1951
3) Верещагина Ю.П., Валухова В.И. Реализация требований ФГОС нового поколения как условие развития и улучшения качества образования// РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 30-33
4) Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.3. М., 1983.-236 с.
5) Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019.
6) Головнева Е.В., Головнева Н.А., Пономарева Т.А., Синдикова Г.М. Развитие исследовательского интереса у младших школьников к окружающему миру // Бизнес. Образование. Право. 2020. No 4 (53). С. 361-365
7) Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Академия, 2015. – 224 с.
8) Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности [Текст]: учебное пособие для вузов / А. А. Лосева. - М., 2019.
9) Лукьянчикова Е.К., Агафонова О.Д. Организация опытно – экспериментальной деятельности младших школьников в соответствии ФГОС НОО // Педагогический поиск. 2019. No 5. С. 37 - 41
10) Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС/ Е. Л. Мельникова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – No9. – С. 3 – 8
11) Педагогика начального образования: учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018.
12) Славская Д. А., Соина В. М. Формирование учебно-познавательного интереса обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности// КООПЕРАЦИЯ НАУКИ И ОБЩЕСТВА – ПУТЬ К МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Уфа, 19 мая 2021 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2021. С. 127-131
13) Черницкий А. М. Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь: от 7 до 10. — М.: Эксмо, 2018.
14) Чжу Фанлу. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте// ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2022. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2022. С. 40-45
15) Щербинина О.С. Трудности социализации одаренных школьников // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : материалы Всерос. науч-практ. конф. Кострома, 13–14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Самохвалова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л.И. Тимониной. Кострома: Костромской государственный университет, 2017. С. 36-40
16) Эльконин Д. Б. Опыт психологического исследования в экспериментальном классе. «Вопросы психологии», 1960, No 5