Фрагмент для ознакомления
2
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей нынешнего ФГОС НОО является всестороннее развитие личности школьника, а именно его творческих способностей. Развитие личности в системе образования обеспечивается, в первую очередь, через формирование универсальных учебных действий, в частности через познавательные универсальные учебные действия.
Во ФГОС НОО четко обозначено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера». Основываясь на данной информации, можно сказать, что творческая деятельность - является одним из основных видов работы согласно ФГОС в начальной школе.
В современном мире творческая деятельность является источником прогресса, именно поэтому уже на ранних этапах жизни человека необходимо развивать эту особенность. Стоит отметить, что вместе с повышением уровня прогресса общества возрастают и требования к уровню развития творческих способностей современной личности, которая должна обладать достаточно гибким и продуктивным мышлением, а также развитым активным воображением для решения сложных и нестандартных задач, встречающихся в жизни.
Для каждого младшего школьника средой создания и развития его творческих способностей может стать школа. Поэтому развитие творческих способностей у обучающихся - является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых им решений, способствует самовыражению и повышает уверенность в себе.
Проблема развития творческих способностей с течением времени не теряет своей актуальности, привлекает постоянное и пристальное внимание ученых и педагогов-практиков. Это обусловлено современным социальным запросом на воспитание творческой личности, обладающей возможностью самостоятельно решать социокультурные задачи, искать новые, эффективные пути развития и саморазвития. В связи с этим, в число важных задач образования входит задача развития творческих способностей учащихся, начиная с начальной школы.
Младший школьный возраст обладает высоким потенциалом для развития творческих способностей ребенка.
Исследования особенностей феномена творческих способностей и особенностей их развития в младшем школьном возрасте осуществлялись Л.С. Выготским, В.Н. Дружининым, Н.С. Лейтесом, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, И.Ф. Харламовым, В.Д. Шадриковым, и др. Л.С. Выготским и его последователями установлено, что для успешного развития творческих способностей первостепенное значение имеет среда, окружающая ребенка, которая предоставляет ему возможности для творческой деятельности. Такая среда характеризуется партнерскими, дружескими отношениями, направленностью на творческий результат совместной деятельности. В свою очередь, творческая деятельность позволяет учащимся познавать и открывать новое знание, находить нестандартные решения в разнообразных ситуациях. Поэтому в настоящий момент в педагогике продолжается поиск инновационных форм, методов и приемов обучения. Так, наряду с проблемными методами обучения, все более широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, внедрение в учебный процесс разнообразного художественного материала, стимулирующего развитие воображения, позволяющего младшим школьникам овладеть навыками самостоятельной творческой деятельности.
Более всего этим параметрам отвечают разнообразные формы внеурочной деятельности.
Методы и приемы в театрализованной деятельности являются уникальным средством развития творческих способностей младших школьников. На практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности в развитии творческих способностей используется недостаточно.
Проблема исследования: каковы приемы и методы развития творческих способностей младших школьников в театрализованной деятельности.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: приемы и методы развития творческих способностей младших школьников в театрализованной деятельности.
Цель исследования: изучить возможности развития художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной театральной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьника.
2. Выявить сущность понятия творческих способностей младших школьников и особенности их формирования во внеурочной деятельности.
3. Раскрыть технологии театрализации во внеурочной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников.
Методы исследования: теоретические – анализ, обобщение, систематизация.
Глава 1. Теоретические методы и методические основы развития художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной театральной деятельности
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок еще сохраняет много детских качеств: несерьёзность, наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но ученик начальных классов уже начинает терять детскую непосредственность в поведении, он начинает по-другому мыслить. Учение для него - значимая деятельность. Придя в школу, он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются приоритеты, ценности, увлечения, интересы ребенка, весь уклад его жизни и привычки становятся иными.
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста отличны в разных странах, и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения .
Несмотря на то, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в каком-то этапе своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Кризис 7-ми лет не сильно связан с объективным изменением ситуации .
В этом возрасте ребёнку тяжело, а иногда невозможно владеть и управлять своими чувствами и эмоциями. В 7 лет появляется своеобразная структура чувств, переживаний: ребёнок начинает понимать, что значит «я весёлый», «я грущу», «я добрый», «я злой», то есть он начинает ориентироваться: переживания начинают иметь смысл, и у школьника возникает новое отношение к себе и впервые появляется обобщение переживаний или аффективное обобщение, логика чувств и эмоций. Новшеством является самовлюблённость и умение объективно оценивать самого себя. Воспринимать себя и других детей в коллективе.
Мышление у детей младших классов развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - говорил учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени - развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.C. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта . Именно в школе интеллект ребенка развивается настолько сильно, как ни в какое другое время. В этот период особенно важна работа учителя, от того как он будет давать знания учащимся, зависит их дальнейшее понимание и запоминание информации.
Обучающиеся младших классов отличаются свежестью и остротой восприятия, другими словами созерцательной любознательностью. Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся - его малое различие, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов .
Следующая особенность восприятия обучающихся в начале младшего школьного возраста - тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит совершить какое-то действие с ним, взять, потрогать его, поиграть с ним. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабаева Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности / Ю.Д. Бабаева // Вопросы психологии. 1997. №3. URL.: http://www.zaoisc.ru/proekti/inf_podderj/babaeva-osn-podhod.html.
2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр "Академия", 2000
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов–на–Дону, 1983
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов. Москва: Центр Академия, 2002
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб: Союз, 1997.
7. Гнездилов Г. В., Курдюмов А. Б., Кокорева Е. А. Киселев В. В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие / В. В. Киселев. - Москва: Библио-глобус, 2017
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999
9. Завалишина Д.Н. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010
11. Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: ИПП, Воронеж: НПО "МОДЭК», 1997
12. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника / В. А. Крутецкий; под ред. Д.И. Фельдштейна // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. изд. 2 – е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996
13. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 98
14. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. №2. С.7–11
15. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество 6-е издание, стереотипное. Учебник для студ. высш. учеб. Заведений / Мухина, B.C. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия - 2006.
16. Никитина Л.В. Развитие творческих способностей учащихся. Начальная школа. 2001. № 10. С. 34–37
17. Обухов, А.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата - М.: Юрайт. 2017. -с.3-96.
18. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. Москва: Школьная пресса, 2000
19. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990
20. Ронами Т. Ю. Театральная деятельность в начальной школе // Начальная школа. – 2009. – №7. – С.121–123
21. Теплов Б.М. Психология способностей. М., 1997.
22. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012
23. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятель ности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
24. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет. М.: Педагогика, 1999
25. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 28–35