Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Современная образовательная среда непрерывно совершенствуется. Большую роль здесь играет качество управлением образовательными организациями. Социокультурная ситуация требует непрерывного повышения качества функционирования любой образовательной организации. Прежде всего – это необходимо для того, чтобы происходило их динамичное развитие.
Во многом развитие образовательных организаций обусловлено процессами информатизации и цифровизации общества. Особенно в последние годы это приобретает глобальный характер. Сегодня можно говорить о том, что фундаментализацией образования является информатизация и цифровизация всех сфер образовательной среды. Цифровизация образовательной среды – это обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования, современных информационно-коммуникативных технологий, которые ориентированы на реализацию триединой образовательной цели, обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения. Применение цифровых технологий стало актуальным практически сразу, как только в повседневную жизнь начали внедряться современные технологии связи, интернет и повсеместное использование компьютеров.
Компьютеризация управленческой деятельности также является актуальной и повсеместной. Сегодня недостаточно учитывается роль субъектных факторов в управлении и это часто приводит к широкому использованию обобщенных технологий решения управленческих проблем, которые не до конца используют информатизацию и цифровизацию в процессах менеджмента в образовании.
Цель работы: изучить роль цифровых технологий в управлении качеством образования в образовательной организации, рассмотреть модель управления образовательной организации на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: цифровизация и информатизация управления образовательными системами.
Предмет исследования: совершенствование процесса управления образовательной организацией на основе использования информационно – коммуникационных технологий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процессы управления качеством образования и специфику управления образовательной организацией.
2. Описать цифровые технологии и информатизацию управления как современную технологию.
3. Разработать и внедрить модель управления образовательной организацией на основе цифровых технологий.
4. Проанализировать информационное обеспечение управления образовательной организацией.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1: Теоретические основы использования цифровых технологий в управлении качеством образования в образовательной организации
1.1. Управление качеством образования и специфика управления образовательной организацией
Под управлением понимают деятельность, которая направлена на выработку решений, контроль и регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью. Управление качеством образования подразумевает процесс управления образовательной организацией. Проблема управления качеством образования является всегда актуальной для любой образовательной организации и для любого руководителя образовательной организации. Прежде чем рассматривать категорию качество образования. необходимо рассмотреть такие понятия как обеспечение качества, управление качеством образования, улучшение качества и др. [2].
Под качеством будем понимать совокупность характеристик объекта, которые относятся к способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Обеспечение качества - это все планируемые и осуществляемые виды деятельности, которые доступные постоянному контролю. Управление качеством образования - это система стратегических и оперативных действий, подлежащая комплексному планированию и направленная на обеспечение, контроль и оценку качества образования. Качество должно всегда лишь улучшаться. Под улучшением качества нужно понимать процессы и результаты приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определяемым политикой в области качества образования. Процесс улучшения качества описывает позитивные изменения объекта качества в ходе непрерывного развития.
Качество образования – есть социальная категория. Она характеризует состояние и результативность процесса развития открытых образовательных систем. Здесь необходимо соответствие нормативным целям образования и потребностям и запросам различных социальных групп в достижении высокого образовательного результата. При этом, одной из важнейших функций администрации образовательной организации является обеспечение управлением качества образования [11]. Система качества должна рассматриваться как инструмент и как средство осуществления политики в области качества. Для этого необходима программа действий. Она имеет отношение к достижению определённых результатов, к целеполаганию и созданию мотивирующей роли для всего персонала организации. Для этого необходимо обеспечить стратегическое планирование деятельности образовательной организации.
Цели стратегического планирования определяются разработкой общего плана развития на некоторый временной период. При любом планировании необходимо учитывать, что качество образования может снижаться за счет наличия внутренних и внешних, видимых и скрытых дефектов. Под внутренними дефектами будем понимать недостатки, которые возникают по вине самой образовательной организации из-за несовершенства учебно-воспитательного процесса, или неблагоприятного социально-психологического климата, неадекватных методов управления школой и др.
Самым типичным примером внутреннего дефекта является низкий уровень знаний учащихся по отдельным предметам. Все учителя жалуются на то, что у детей отсутствуют навыки самостоятельной работы, часто бывает низкая мотивация к обучению и не желание принимать участие во внеурочной деятельности. Любые дефекты представляют собой легко выявляемые и объективно диагностируемые, подлежащие мониторингу недостатки образования, связанные с отсутствием конкретных знаний и умений учащихся. Есть при этом и скрытые дефекты, выявление которых с помощью объективных методик является затруднительным. Такие дефекты можно обнаружить лишь на основе длительных наблюдений и ретроспективного анализа [15].
Под управлением качеством образования будем понимать целенаправленную деятельность, где посредством решения управленческих задач обеспечена организация совместной деятельности учащихся, педагогов, администрации, родителей и ее направленность на качественное удовлетворение их образовательных потребностей. На современном этапе развития образования сохраняют свою актуальность общие принципы управления качеством. К ним относят комплексность, объективность, преемственность, оптимальность, опережение. Управление качеством образования как процесс предполагает планирование, организацию, руководство, контроль функционирования и развития основных и обеспечивающих процессов [5].
Управление в образовании рассматривали П.И. Конаржевский, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др. наиболее часто в качестве основной образовательной организации рассматривают школу. Общеобразовательная школа – это сложная динамическая социальная система. Она выступает объектом внутришкольного управления. В этом случае можно говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами, выступающими подсистемами общей системы – школы. К этим подсистемам относятся:
-целостный педагогический процесс
-классно-урочная система
-система воспитательной работы школы
- система профориентационной работы и др.
Очевидно, что управление школой неразрывно связано с развитием управленческих идей. Сегодня до сих пор нет общепринятого понятия внутришкольного управления. Это понятие постоянно обогащается по мере развития научного знания. Под управлением школой будем понимать «особую деятельность, в которой ее субъект посредством решения управленческих задач обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько М.: Народное образование. - 2006 - 336 с.
2. Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика [Текст] / Ю.В. Васильев. - М: Педагогика. – 2002. – 139 с.
3. Винер, Н. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - Перевод Е.Г. Панфилова Общая редакция и предисловие Э.Я. Кольмана М.: Тайдекс Ко, 2002 г.- 186 с.
4. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика 2004.- 135с.
5. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] / А.В. Горячев. - Информатика и образование. - 2001. - №3. – С. 18-21.
6. Гришан, И.П. Менеджмент образовательных учреждений [Текст] / И.П. Гришан. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ.- 2002. – 65 с.
7. Зайцева, О.А. Основы менеджмента [Текст] / О.А. Зайцева. - Учебное пособие для вузов/Науч.редактор А. А. Радугин.- М.: Центр, 2004.- 432 с.
8. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика [Текст] /А.Т. Зуб. - Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.
9. Информатизация общего среднего образования [Текст] / Научно-методическое пособие // Под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
10. Кондаков, М.И. Теоретические основы школоведения [Текст] / М.И. Кондаков // учебник — М.: Педагогика, 2001.- 300с.
11. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю.А. Конаржевский // учебное пособие – М: центр «Педагогический поиск», 2000. – 224 с.
12. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика [Текст] / К.К. Колин // учебное пособие - Изд-во «Академический проект». М., 2000.-203с.
13. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения [Текст] / Н.Н. Курова //Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2002.-186 с.
14. Концепция информатизации образования [Текст] / Информатика и образование. - 2002. - №1., 98-101 с.
15. Мардахаев, Л. В. Основы социально-педагогической технологии [Текст] / Л.В. Мардахаев // Учебное пособие. – Рязань, 2003. – 92 с.
16. Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть [Текст] / А.М. Моисеев // М:, Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.
17. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон // М.: Вильямс, 2006. – 672 с.
18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 224с.
19. Педагогический менеджмент [Текст] / (Концепция, опыт работы) / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. - М. Педагогика, 2001.- 265с.
20. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат // М.: Изд-во Академия, 2005.- 77с.
21. Сайт группы компаний «Аверс» [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.iicavers.ru/ (дата обращения 21.11.2022).
22. Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе: Теория и практика [Текст] / П.И. Третьяков // Новые технологии, Скрипторий 2005.- 568с.
23. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в школе. [Текст] / Т.И. Шамова // Методическое пособие М., 2001. - 234 с.
24. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Т. И Шамова, П. И Третьяков, Н. П. Капустин; Под ред. Т. И Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
25. Шалаев, И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом [Текст] / И.К. Шалаев // Учебник МГПИ, 2002.- 245с.