Фрагмент для ознакомления
2
Чувство любви к Родине - одно из самых сильных чувств, без него человек неполноценен, он не знает своих корней. Разовьется ли у человека привязанность к стране своего рождения или он отдалится от нее, зависит от обстоятельств его жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок чувствовал личную ответственность за свою страну и ее будущее.
Воспитание любви к своему маленькому дому – кропотливая, трудоемкая, ювелирная работа, ее нужно делать ненавязчиво и непрерывно. Как и всякое другое чувство, любовь переживается индивидуально. Это напрямую связано с личной духовностью человека, его глубиной. Это пробуждение, а не навязывание, ибо в основе этого чувства лежит духовное самоопределение. Знакомясь со своей малой Родиной, живя в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях, ребенок учится познавать себя, и одновременно приобщаться к богатству национальной и мировой культуры. Это подтверждают слова В. А. Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы» нам, взрослым, нужно все сделать для того, чтобы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств [1].
Развитие и социализация ребенка происходит в основном в двух воспитательных учреждениях - семье и образовательном учреждении. В семье воспитание ребенка включает в себя достаточно обширную социальную среду, которая различается по профессии, возрасту и другим важным характеристикам. Семья является источником и звеном передачи социально-исторического опыта ребенку. В ней ребенок получает нравственные уроки, задаются жизненные позиции. Семейное воспитание эмоциональное, интимное, основанное на любви и привязанности. Не случайно главной задачей семейного воспитания является воспитание любви к родителям, близким, дому и малой Родине. Все вышесказанное обусловило актуальность темы данного исследования: «Формирование любви к малой Родине в условиях семейного воспитания».
Цель исследования: изучить способы формирования любви к малой Родине в условиях семейного воспитания.
Объект исследования: семейное воспитание в аспекте формирования любви к малой Родине.
Предмет исследования: способы формирования любви к малой Родине в условиях семейного воспитания.
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом были поставлены следующие его задачи:
1. Изучить понятие любви к малой Родине в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть семейное воспитание: выявить сущность, особенности;
3. Охарактеризовать базу исследования;
4. Определить методы исследования формирования любви к малой Родине в условиях семейного воспитания;
5. Предложить модель эмпирического эксперимента по изучению формирования любви к малой Родине в условиях семейного воспитания.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы исследования: анкетирование, наблюдение, беседа, прогнозирование, эмпирический эксперимент.
Теоретическая значимость: представленные материалы исследования могут быть интересны студентам-будущим педагогам и молодым специалистам, начинающим практическую деятельность.
Практическая значимость работы заключается в возможности проведения дальнейших научных исследований в данной области.
Структура исследования: курсовая работа содержит Введение, две главы – теоретической и практической направленности, содержащие в сумме пять параграфов, Заключение и Список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие любви к малой Родине в психолого-педагогической литературе
Понятие «малая Родина» означает определенную часть страны, города, деревни, улицы, поселения, территория которых местным населением считается малой Родиной. Воспитание любви к родному краю способствует патриотическому воспитанию детей, становлению активной гражданской позиции, которая включает в себя ответственность за настоящее и будущее своей «малой Родины».
Активная позиция семьи в данном вопросе поможет воспитать поколение людей, любящих и заботящихся о своём родном крае. Старт патриотического воспитания – это воспитание любви и привязанности к родному дому. Со временем понятие «малая Родина» углубляется, воспитывается любовь к Отечеству как единственной, уникальной для каждого человека Родине, посланной ему судьбой, завещанной его предками [2].
Это направление подразумевает под собой усвоение и принятие следующих ценностей: любовь к России, своему краю и своему народу; правовое государство; служение Отечеству; закон и правопорядок; гражданское общество; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества [3]. Воспитание осуществляется по следующим направлениям:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белявцева, Л. В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине / Л. В. Белявцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5857/ (дата обращения: 31.01.2023).
2. Мещанова, Л. Н. Особенности патриотического воспитания школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Н. Мещанова ; ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», Ин-т искусств. – Саратов, 2016. – 59 с.
3. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. – Москва : Просвещение, 2010. – 191., 204 с.
4. Ефремова, В. Е. Патриотическое воспитание младших школьников как одно из приоритетных направлений воспитания учащихся [Текст] / В. Е. Ефремова, Н. А. Буримская // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 9. – С. 54–56.
5. Лихачев, Д. С. Русская культура [Текст] : сост. Л. Р. Мариупольская / Д. С. Лихачёв. – Москва: Искусство, 2000. – 438 с.
6. Ушинский, К. Д. / К.Д Ушинский. - Избранные педагогические сочинения /.- М.: Издательство Академии наук РСФСР, 1975. – 461с
7. Караковский, В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] /В. А. Караковский. – Москва: Творческая педагогика, 1993. – 80 с.
8. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Ивашкина Наталья Александровна. – Москва, 2008. – 24 с.
9. Чечет, В. В. Педагогика семьи : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по специальности 1-03 04 01 Социальная педагогика / В. В. Чечет ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. пед. ун-т. – Минск : БГПУ, 2015. – 175 с.
10. Герасимович, Е. Н. Использование идей этнопедагогики в семейном воспитании: теория и практика подготовки родителей : пособие / Е. Н. Герасимович. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2019. – 192 с.
11. Антипова, Е. В. Семейная педагогика : учеб.-метод. материалы / Е. В. Антипова. – Могилев : Могилев. гос. ун-т, 2014. – 216 с.