Фрагмент для ознакомления
2
Изменения в социальной жизни нашей страны, изменения в сфере образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали и этики. Современная стратегия развития русской школы становится иной: в ее основе лежит формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.
Наиболее важные функции школы – образование, воспитание и этнокультурное воспитание-восстановлены, и акцент в обучении смещается с; увеличение объема информации для целей познания, образования и развития.
В федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения образовательный процесс понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс личностного развития, принятия ценностей духовные и моральные, социальные, культурные и другие.
В "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» написано: «важнейшей целью современного народного образования и одним из приоритетов общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка личности".
Российское общество в настоящее время переживает духовно-нравственный кризис.[6]
Активные изменения общественно-политической ситуации в стране, Возрождение этнического самосознания народов России, многообразие этнокультурного облика российского общества, сложные процессы самоидентификации народов также оказали влияние на систему образования.
Объект исследования - этнокультурное образование младших школьников
Предмет исследования – этнокультурное образование младшего школьника
Цель: рассматривать этнокультурное образование как основу формирования у учащихся ценностных ориентаций на основе этнокультурных представлений, способствующих самоидентификации и терпимости по отношению к другим культурам.
Задачи исследования:
- изучить понятие и сущность этнокультурного образования
- раскрыть основные принципы этнокультурного образования
- раскрыть основы этнокультурного образования младших школьников
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Понятие и сущность этнокультурного образования
Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной самобытности человека путем приобщения его к своему языку и культуре, овладения ценностями мировой культуры.
Принятие идеи этнокультурного образования на региональном уровне означает, на наш взгляд, создание на территории региона системы образования и воспитания, основанной на культурном плюрализме и Лингвистический, сочетающий современный уровень технического и информационного оснащения образования с традиционными культурными ценностями.
Основными условиями реализации этой идеи в условиях региона являются: развитие и укрепление национальных принципов образования во всей системе образования региона; признание и обеспечение абсолютного приоритета для человека родного языка и культуры; демократизация образования; изменчивость и мобильность образования как по типу собственности, так и по разнообразию каналов реализации этнокультурных интересов, запросов и предпочтений; доступность и дифференциация образовательных и культурных услуг; открытость, адаптивность и преемственность образовательной деятельности, направленной на удовлетворение этнокультурных потребностей личности и общества; целенаправленная ориентация на выявление и удовлетворение потребности в услугах в области этнокультурных потребностей; наличие региональных программ в этой области с учетом особенностей этнического состава населения, на основе; единая региональная социально-культурная образовательная политика.
Этнокультурное образование следует рассматривать не как механизм передачи знаний и обучения, а как культурный институт, важнейшее средство сохранения и развития человеческой и национальной самобытности личности. Государственные субъекты призваны постоянно опираться на целенаправленные и комплексные программные подходы к решению проблемы и учитывать различные аспекты многоэтнических процессов в составе населения региона.[5]
В основу содержания этнокультурного образования целесообразно положить воспитание мультикультурной личности создание условий для отождествления личности с культурой ее предков и ассимиляции других культур, ориентацию на взаимообогащение культур.
Основная часть этнокультурного образования - это институциональное образование. Основная задача-обучение. Этнокультурное образование осуществляется в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Обязательным условием здесь является изучение родного и национальных языков. Содержательный аспект этнокультурного пространства в этой части создается языком, на котором преподаются дисциплины, изучаемыми предметами и содержанием изучаемых курсов. Родной и иностранные языки должны стать языками обучения и общения уже в детских садах.
Этнокультурное образовательное пространство наиболее эффективно создается в школах. Все желающие должны иметь возможность дополнительно изучать свой родной язык, литературу и историю.
В районах проживания этнических групп в дополнение к базовому типу школ создаются национальные школы с преподаванием предметов на родном языке и обязательным углубленным изучением национального языка с первого по последний год обучения.
В средних специальных и высших учебных заведениях региональное этнокультурное образовательное пространство создается не только языком обучения, но и содержанием курсов. Особая важность этого образования заключается в том, что в регионе готовятся педагогические кадры, от которых в первую очередь зависит создание этнокультурного образовательного пространства региона. В связи с этим высшие и средние специальные учебные заведения культуры и; народному образованию необходимо уделять особое внимание при реализации региональной социально-культурной политики.
Особое место в системе этнокультурного образования занимают неформальное образование и практическое погружение. Именно они позволяют эффективно реализовать задачу, которая кажется наиболее важной - приблизить этнокультурное образование к практическим потребностям людей.[4]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.- Москва: МГУ, 2021.- С. 8-18.
2. Апанасюк Л.А. Этнокультурное воспитание в преодолении ксенофобии среди молодежи России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/5_117083.doc.htm (дата обращения 29.12.2012).
3. Афанасьева А.Б. Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов [Текст] // Академ. вестн. ин-та образования взрослых Российской академии образования. 2018. № 4. С. 34.
4. Блохина Л.В. Доклад «Национальные культуры народов России: Проблемы и перспективы» Российская культура: ее уникальность и значимость в прошлом и настоящем [Электронный ресурс]//URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-203347.html (дата обращения 06.03.2012).
5. Божедонова А.П. Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутскогосельского социума[Текст]: диссертация канд. пед. Наук/ А.П. Божедонова: РГБ ОД. - Москва. -2016.- 172 с. 61:07-13/833
6. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] /Словник : М - 6603ст.//URL:http://www.rubricon.com/qe.asp
7. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] URL://http://www.bse.info-spravka.ru/bse/symb_445/page_8 (дата обращения 29.12.2012).
8. Бондарева Н.А. Технология этнокультурного воспитания [Текст] // Школа, 2021.-№5.-с.38-41.
9. Борисова Н. Развитие национально-культурных программ Омской области [Текст]// Дом культуры. -№ 3.- 2019. -с.12-17
10. Валеев Г.Х. Личностно адаптивная система обучения [Текст]// Педагогика. - № 7. - 2022. С. 66
11. Введение в социологию: от общего к частному// Альманах «Покорение смыслов».- 2019.[Электронный ресурс]. URL: http://almpos.su/wiki/ (дата обращения 29.12.2012).
12. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И. и др. Практикум по социологии молодежи [Текст]/ М.:- 2020.