Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКА………………......................................................................5
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.......…………………………………………………………………….7
ГЛАВА III. РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ..........................……………………………………..…………..……11
ГЛАВА IV. ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ………...............................………………………….………………..16
ГЛАВА V. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ……………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….15
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития творческих способностей младших школьников в течение длительного периода времени продолжает оставаться актуальной для исследователей психолого-педагогических наук. Это связано с тем, что современный мир постоянно меняется, требует изменений в образовательном пространстве: выпускникам учебных заведений требуется не только высокий уровень подготовки по конкретным предметам, но и умение решать проблемные ситуации, находить нестандартные, творческие подходы, правильно и точно представлять результаты своей работы. На первых этапах учебного процесса необходимо вовлекать учащихся в творческую, продуктивную деятельность, при этом важно мотивировать желание и интерес к занятиям, которые помогут раскрыть способности учащихся и способствовать самореализации. Другими словами, начальная школа-это первый этап образования, который закладывает основу для общих навыков обучения, формирует основные компетенции и закладывает основу для дальнейшего обучения. Творческие способности в данном случае являются одним из важнейших результатов обучения.
Актуальность данного исследования роли математики в развитии творческих способностей учащихся начальной школы характеризуется не только особыми возможностями данного предмета в процессе формирования исследовательских навыков и развития творческих способностей, но и отсутствием исследований по данному предмету в научно-методической литературе. Существует множество научных работ и научных публикаций по изучению творческих способностей школьников, а также специфики творческого развития учащихся начальной школы, но большинство из них основано на учебной деятельности – изобразительном искусстве, технике, окружающем мире, литературном чтении. В этом исследовании уроки математики являются основой анализа, что позволяет говорить об актуальности темы.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования: особенности развития творческих способностей учащихся на уроках математики начальной школы.
Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей учащихся на уроках математики начальной школы.
В соответствии с целью был определен ряд задач:
1. Раскрыть суть понятия "творческие способности"
2. Изучить особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть роль математики в развитии творческих способностей учащихся.
4. Описать приемы развития творческих способностей учащихся
Методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы, описательный метод представления материала, метод типологизации.
Структура работы определяется целью и задачами проводимого исследования. Он состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы.
Теоретическая значимость исследования связана с возможностью применения его результатов в дальнейшем исследовании вопроса о развитии творческих способностей учащихся начальной школы в процессе преподавания математики
Практическое значение исследования заключается в следующем:
теоретические выводы и результаты экспериментальной работы могут послужить основой для разработки проектов и программ, направленных на формирование творческих способностей учащихся в процессе преподавания математики. Результаты исследования могут быть использованы в работе учителей математики начальной школы.
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКА
Одно из основных определений термина "творчество" дано в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова. Под творчеством понимается создание новых культурных и материальных ценностей. Это довольно широкое определение, которое включает в себя все виды творчества.
Вообще в психолого-педагогической науке существует большое количество дискуссионных решений, мнений о творческом процессе. В частности, Н. Роджерс под творчеством означает процесс, который может привести к созданию некоторых продуктов.
Можно отметить, что в большинстве научных работ и публикаций творческий процесс относится к деятельности, способной породить что-то новое, чего раньше никогда не существовало. Позиция известного психолога Л. Выготского в отношении творчества такова: мы называем творческим любую деятельность, в ходе которой создается что-то новое. В то же время творчество является предпосылкой существования, а вся окружающая реальность обязана своим происхождением творческой деятельности человека.
Другими словами, под творчеством мы можем понимать человеческую деятельность, в которой создается продукт, который имеет новизну, важность, которая меняет реальность и способствует самореализации человека.
Процесс творческой деятельности сопровождается формированием и развитием творческих способностей.
Под творческими способностями понимаются способности индивида, характеризующиеся готовностью создавать и принимать совершенно новые идеи, отклоняющиеся от общепринятых традиционных форм мышления. Креативность - это способность решать проблемы совершенно по-новому, то есть проявлять творческий подход.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 2004. - 227 стр.
2. Афонина Р. Н. развитие творческого мышления учащихся в процессе проведения экспериментов / Р. Н. Афонина / / Начальная Школа. - 2007.- №6. - Стр. 56-60.
3. Бебнева, И. Ф. развитие творческих способностей учащихся в школе с небольшим персоналом / И. Ф. Бебнева / / Научн- практический журнал Одаренный ребенок.- 2009.- №5.- Стр. 110-111.
4. Белошистая, А. В. методика преподавания математики в начальной школе [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 425 стр.
5. Бермус, А. Г. Гуманитарная методика разработки образовательных программ А. Г. Бермус / / Педагогическая технология. - 2004 .- № 2. - П. 84 -
6. Беспалько В. П.. Образование и обучение с участием компьютера. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. - 252 с
7. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная деятельность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2013. - 176 с
8. Брусницина Г. Г., Н. Я. Виленкин, Л. A. Жукова, Г. M. Коджаспирова и др. Влияние использования информационных технологий в процессе обучения на развитие исследовательских качеств личности// Материалы международной научно-технической Интернет-конференции "Юниор-старт в науку/ Педагогика и образовательные технологии", 2012.
9. Виштынецкий Е. И..Применение информационных технологий в сфере образования и обучения.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Образование, 1998 .- 187 страниц.
11. Теплов Б. M. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - 224 стр.
12. Туник Е.Е. Развитие и диагностика способностей -М.: АО "Московские учебники", 2001. - 464 стр.