Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст - ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время, в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.
В каждой группе детского сада мы можем наблюдать сложную и порой драматическую картину межличностных коммуникаций детей. Особенно эту картину мы можем увидеть в группах старшего дошкольного возраста в связи с основными возрастными особенностями.
Главное содержание межличностных коммуникаций в этом возрасте - деловое сотрудничество при совместной игровой деятельности. В связи с этим, резко возрастает количество и острота конфликтов, усиливается напряженность в отношениях. Возникает потребность в признании, уважении, что является главным в коммуникациях, как с взрослым, так и с ровесником.
В связи с вышесказанным актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных коммуникаций со сверстниками.
Межличностные коммуникации накладывают большой отпечаток на становление личности ребенка, на его общение с другими людьми, на его поведение и характер. Все полученные навыки по межличностным коммуникациям, по построению модели общения, ребенок переносит, в дальнейшем, во взрослую жизнь, что отразится на его взаимоотношениях с близкими людьми, с коллегами по работе, в повседневной жизни.
Следовательно, если у ребенка не сформированы способности к межличностным коммуникациям со сверстниками в детстве, то во взрослой жизни у него могут возникнуть межличностные конфликты с собеседником.
Степень научной разработанности проблемы. По данной теме написаны отдельные работы Я. Л. Коломинского, Л. В. Артемовой. Т. А. Репина изучала развитие отношений детей в группе детского сада. В трудах А. А. Рояк подробно освещены психологические характеристики трудностей в межличностных отношениях у дошкольников. Т. В. Антонова рассматривала своеобразие проявления старшими дошкольниками инициативности в общении со сверстниками.
Объектом исследования является процесс межличностных отношений.
Предметом исследования являются межличностные отношения старшего дошкольного в группе детского сада.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста в условиях группы детского сада.
Задачи:
-рассмотреть понятие межличностных отношений;
-определить механизмы формирования межличностных отношений;
-выявить особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста (от 1 до 3 лет);
-исследовать межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста;
-проанализировать специфику межличностных отношений детей дошкольного возраста .
Теоретической основой данной работы послужили труды психологов, педагогов, философов (Куницина В.Н., Репина Т.А., Лисина М.И., Рубинштейн С.Л.).
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения развития межличностных отношений
1.1. Понятие межличностных отношений
Каждый человек – это личность, которая отличается от остальных индивидуумов системой жизненных ценностей, принципов, моральных устоев, взглядами на жизнь и приоритетами. Человек является личностью только тогда, когда он обитает в социуме, общается, встречается, знакомится и развивается вместе с другими людьми, которые его окружают.
Взаимосвязь человека с другими личностями и умение устанавливать контакт с ними (какие-то чувства, эмоции, вызывать интерес и т.д.) называется межличностными отношениями. Другими словами, межличностные отношения – это взаимосвязь одного человека с другим, или с целой группой людей. [12, с 108]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: 2010. - С. 98.
2. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во Директ-Медиа, 2008. - 134 c.
3. Балицкая И.В. Поликультурное образование. М., 2001 г. - С. 154.
4. Бодалев А. А. Психология межличностного познания. М., 2011. - С. 78.
5. Бодалев, А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 256 с. (Серия «Психологи Отечества»)
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.,2000. – 296с.
7. Выготский, Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1992.- т.4, - 209 с.
8. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб.пособие. – Минск: Изд-во Тетра Системс, 2008. – 432 с.
9. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольша. - СПб.: Питер, 2007. – 367 с.
10. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2012. – 368 с.
11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.:2006- С. 86.
12. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии // Хрестоматия по психологии / Б.Ф. Ломов. – М., 2004. – С. 108-117.
13. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – К.: Наукова думка, 2006. – 192 с.
14. Психологический словарь под редакцией А.В. Петровского и М.К. Ярошевского. - М., 2010. - С. 113-114.
15. Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 126.
16. Роджерс К. Межличностные отношения в фасилитации учения. 2007. - С. 274.
17. Рубинштейн, С. Л., Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. – 675 с.
18. Смирнова Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. – М.; Воронеж, 2011. - С. 87.
19. Смирнова, Е.О. Конфликтные дети / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Эксмо, 2010.
20. Чеховских, М.И. Психология: учеб.пособие / М.И. Чеховских. -М.: Новое знание, 2008. - 308 с.
21. Чумовская О. Н. Игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 131.